Методы и методология научно-исследовательской работы

Для начинающих исследователей очень принципиально важно не только прекрасно знать главные положения, характеризующие дипломную, курсовую работу как квалификационную научную работу, но и иметь хотя бы самое неспециализированное представление о методологии научного творчества, потому что, как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего появляется вопросов как раз методологического характера. Им в первую очередь недостает опыта в организации собственной работы, в применении способов научного познания и применении логических правил и законов. Исходя из этого имеет суть разглядеть эти вопросы более детально.
Всякое научное изучение от творческого плана до окончательного оформления научного труда осуществляется очень лично. Но все же возможно выяснить и кое-какие неспециализированные методологические подходы к его проведению, каковые принято именовать изучением в научном смысле.
Способ научного изучения — это метод познания объективной действительности. Метод представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы и методы естествознания социально-гуманитарного изучения.
Способы изучения классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
В зависимости от уровня познания выделяют способы эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней.
К способам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, опыт, моделирование и т.д.
К способам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические способы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и др.
Способами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Кое-какие ученые к этому уровню относят способ системного анализа, а другие его включают в число общелогических способов.

В зависимости от степени общности и сферы применения различают способы:
1) общие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, каковые смогут использоваться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) частные — для родственных наук;
4) особые — для конкретной науки, области научного познания. Подобную классификацию способов возможно встретить и в юридической литературе.

От разглядываемого понятия способа направляться отграничивать понятия техники, методики и процедуры научного изучения.
Под техникой изучения знают совокупность особых приемов для применения того либо иного способа, а под процедурой изучения — определенную последовательность действий, метод организации изучения.
Методика — это совокупность приёмов и способов познания. К примеру, под методикой криминологических изучений знают совокупность способов, приемов, средств сбора, обработки, оценки и анализа информации о преступности, её условиях и причинах, личности преступника и других криминологических явлениях.
Любое научное изучение осуществляется способами и определёнными приёмами, по определенным правилам. Учение о совокупности этих приемов, правил и способов именуют методикой. Но, понятие методика в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность способов, используемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);
2) учение о научном способе познания.

Любая наука имеет собственную методику. Юридические науки кроме этого пользуются определенной методикой. Ученые-юристы определяют её по-различному. Так, В.П. Казимирчук толкует методику правоведения как использование обусловленных правилами материалистической диалектики совокупности логических специальных методов и приёмов изучения правовых явлений.
Сходное понятие научной методике права и страны дано в книжке по теории страны и права: это использование обусловленной философским мировоззрением совокупности определенных теоретических правил, специальных методов и логических приёмов изучения национально-правовых явлений.
Согласно точки зрения вторых авторов, методика имеется учение о способах, используемых в правовых науках для изучения собственного предмета.
С позиций А.Д. Горбузы, И.Я. Козаченко и Е.А. Сухарева, методика правоведения — это базирующееся на правилах материализма научное познание (изучение) сущности страны и права, адекватно отражающее их диалектическое развитие.
По поводу последней точки зрения необходимо заметить, что понятие методики пара уже понятия научного познания, потому, что последнее не исчерпывается изучением методов и форм познания, а изучает вопросы сущности, субъекта и объекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности и т.д.
В конечном итоге и юристы, и философы под методикой научного изучения знают учение о способах (способе) познания, т.е. о совокупности правил, правил, приёмов и способов, предназначенных для успешного ответа познавательных задач. Соответственно методика юридической науки возможно выяснена как учение о способах изучения национально-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методики:
1. Общая методика, которая есть универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные способы познания.
2. Личная методика научных изучений для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные способы познания, к примеру, национально-правовых явлений.
3. Методика научных изучений конкретной науки, в содержание которой включаются философские, общенаучные, специальные методы и частные познания, к примеру, методика криминалистики, криминологии и других юридических наук.

Заключение

предмет и Объект изучения как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая является предметом изучения. Именно на него и направлено главное внимание исследователя, как раз предмет изучения определяет тему дипломной работы, которая обозначается на титульном странице как ее заглавие.
Весьма ответственным этапом научного изучения есть выбор способов изучения, каковые являются инструментом в добывании фактического материала, являясь нужным условием успехи поставленной в таковой работе цели.
Описание процесса изучения — главная часть дипломной работы, в которой освещаются методика и техника изучения с применением логических правил и законов.
Очень важный этап хода научного изучения — обсуждение его результатов, которое ведется на совещаниях профилирующих кафедр, ученых советов, на совещаниях, где дается предварительная оценка теоретической и практической сокровище дипломной работы и коллективный отзыв.
Последним этапом хода научного изучения являются выводы, каковые содержат то новое и значительное, что образовывает научные и практические результаты совершённой дипломной работы.

Перечень литературы

1. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. — Ростов-на-Дону, Феникс, 2001
2. Кузин Ф.А. Дипломная работа. правила и Методика оформления. — М., Издат-во Моск. Полиграф. Ин-та, 1990
3. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. В 4 томах. — М., БСЭ, 10979 — 1982.

Исползованные литературы и сайты :

1. www.гугл.ru

2. http://go.mail.ru

3. http://ru.wikipedia.org

Методика науки


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: