Методы и техники гештальта

ТЕОРИЯ SELF, ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ТЕЛО

ЭМОЦИИ И МОЗГ, ВООБРАЖЕНИЕ, КРЕАТИВНОСТЬ и СНЫ

Глава 7

ТЕОРИЯ SELF

Гудман и теория self

По Перлзу, невроз связан с накоплением незакрытых Гештальтов — всецело либо частично неудовлетворенных потребностей. Такое накопление происходит в ходе приспособления организма к окружающей его среде и проявляет себя повторяющимися (хроническими) затруднениями этого процесса — расстройствами self.

Пол Гудман (1911-1972), первый теоретик Гештальта, ввел понятие «self», выяснив его как постоянный процесс творческой адаптации человека к собственной внутренней среде и внешнему, окружающему его миру.

Теория self представлена во втором томе книги Гештальт-терапия, выпущенной в первой половине 50-ых годов XX века. На ее обложке указаны фамилии авторов: Перлз, Хефферлин и Гудман. Это произведение все еще остаётся «Библией» для некоторых современных гештальтистов. Второй том был полностью написан и составлен Гудманом на базе разрозненных записей Фрица Перлза. Гудман — один из первых сотрудников Перлза — был главным теоретиком «Группы семерых». Потом именно он принял на себя управление двумя первыми университетами Гештальта — в Нью-Йорке (открыт в 1952) и Кливленде (1954).

Пол Гудман — поэт и писатель, воинствующий анархист и критик, был известен в крайне левых кругах Нью-Йорка собственными вызывающими взорами, каковые кроме того Райх вычислял чрезмерно резкими. К моменту начала написания данной книги у Гудмана не было никакого клинического опыта работы в качестве терапевта, но сейчас он занимался психоанализом с учеником Райха Александром Лоуэном — будущим основателем биоэнергетики. Перлзу его представил Исидор Фром, что сам впредь до последнего времени развивал идеи основателя Гештальта, говоря о ценности и значении теории self, которую одни отбрасывали в сторону (такие «мэтры» Гештальт-терапии, как Польстеры либо Клаудио Наранхо), а другие кроме того открыто оспаривали. Так, к примеру, Джим Симкин, один из первых и самых преданных сотрудников Перлза, пишет в одном из собственных писем Джоэлу Латнеру:

«В 1982-1983 годах я пара раз принимался перечитывать второй том Гештальт-терапии, но бесполезно. Талант Гудмана очевиден, но я не может ухватить некоторых скачков его мысли. Мне представляется, что большинство этого материала только опосредованно связана с Гештальт-терапией и по существу опирается на психоанализ. Я не советую просматривать второй том тем студентам, каковые пробуют обучиться Гештальт-терапии, и разделяю все их затруднения, появляющиеся в работе со вторым томом» (The Gestalt Journal, vol. VI, № 2, осень 1983).

Так что же такое self?

В Гештальте данный термин купил совсем особенный суть, хороший как от традиционно-психоаналитического, так и того, что ему придают Винникотт, Когут и др. Потому-то он довольно часто и выясняется предметом споров.

Быть может, что Гудман намерено старался писать эзотерично, стремясь к тому, дабы его способ не смогли заимствовать посторонние, — те, кто ни при каких обстоятельствах не занимался важными независимыми изучениями. Он так и заявляет об этом в предисловии: «Читатель сталкивается с неразрешимой задачей: чтобы выяснить эту книгу, ему необходимо владеть гештальтистским сознанием, а дабы получить последнее, ему необходимо осознать эту книгу!»

Выйдя, книга не имела никакого успеха. И все же сущность Гештальт-подхода в ней уже фигурирует.

Итак, self — это не фиксированная сущность и не психологическая инстанция, наподобие «Я», либо «Ego». Self — это своеобразный для каждого человека процесс, характеризующий его личный метод реагирования сейчас и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от появляющихся обстановок.

Дабы дать образное представление о self, Гудман сравнивает живописца за работой и ребенка на протяжении игры; оба они в один момент активны и пассивны в ходе постоянного творческого приспособления, осознавания (awareness) как собственных ощущений от окружающей их среды, так и внутренних, исходящих из организма импульсов.

«Self — это особенный, свойственный лишь нам метод участая в любом ходе, отечественный личный метод проявления в отечественном контакте с окружающей средой… Он есть действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит отечественное творческое приспособление». (Дж.Латнер).

Граница-контакт

Граница между мной и миром именуется «граница-контакт». Термин «граница-контакт» в русскоязычной литературе чаще выглядит как «граница контакта», но при дискуссии с С.Гингером соответстиуюшего гештальтистского термина «frontiere-contact» мы приняли за самый адекватный перевод его на русский язык термин «граница-контакт». (Прим. переводчика).

Как я уже сказал, конкретным примером и в один момент метафорой границы-контакт есть кожа; с одной стороны, она меня защищает и отделяет от окружающего мира (другими словами кожа — моя граница), иначе, через поры кожи и нервные окончания мой организм осуществляет обмен с окружающим миром (и тут кожа есть органом контакта).

«Патопсихология, — говорит Гудман, — занимается изучением обрывов, других нарушений и замедления процесса творческого приспособления».

А Перлз уточняет: «Изучение функционирования человека в окружающей его среде — это изучение того, что происходит на границе-контакт между индивидуумом и окружающей его средой. Именно на данной границе-контакт происходят все психотерапевтические явления. Отечественные мысли, поступки, поведение, эмоции — отечественный метод сотрудничества с этими пограничными событиями и их проживания».(Perls F. The Gestalt Approach. Palo Alto. Science and Behavior Books, 1973).

#2 Прерывания контакта. Базы гештальт-терапии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: