Методы исслед-я редакц и журн-та.

Социологи, исследующие журналистов и аудиторию, применяют однообразные методики, но эти неспециализированные методики покупают очевидно выраженную специфику. Это разъясняется изюминками журналистского корпуса как объекта анализа, творческой направленностью профессии, лично-коллективным характером деятельности. Специфика проявляется уже в формировании выборки изучения. В случае если при опросе аудитории она в большинстве случаев вероятностная, то при изучении журналистов и редакций – смешанная, основанная на поиске обычных редакционных коллективов и регионов в них, где, в большинстве случаев, опрашиваются все творческие работники. Способы:

1. Опрос в ред: анкета иметод инт-ю.

а) Анкетирование — это письменный опрос, при котором общение между социологом-респондентом и исследователем, являющимся источником нужной информацим, опосредуются анкетой. понимания вопросов и Процесс восприятия анкеты и техники её заполнения, формирование ответов, полнота и аккуратность регистрации, отношение к опросу, честность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в ходе опроса.

б) Интервью. Данный способ опроса требует громадных затрат времени и средств, чем анкетирование, т.к. техника его проведения сложнее, но вместе с тем увеличивается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и неточностей при заполнении вопросников. Помимо этого, посредством анкеты социолог приобретает в первую очередь поверхностный слой точек зрения, тогда как интервью позволяет изучить мнения и глубинные мотивы.

2. Прессовая либо почтовая анкеты (а также электронная) также имеется кое-какие особенности в применении к изучению журналистов. Такие анкеты необходимо еще основательнее, чем в большинстве случаев, мотивировать, обнаружить убедительные доводы, дабы сотрудник захотел ответить вам по почте. Само собой разумеется, дело отправится успешнее, в случае если в каждом городе, где вы проводите заочный опрос, имеется ваш агент – в Альянсе журналистов либо редакции, что напомнил бы анкетируемым, что от них ожидают ответ.

3. Телефонный опрос, принятый во всем мире, вероятен и у нас, в случае если речь заходит о больших городах. В случае если оплата бесед не превышает командировочные затраты, то таковой опрос во многих случаях предпочтительнее, т.к. взятую с его помощью данные возможно сходу заносить в компьютер либо кроме того кодировать.

4. Социометрический опрос используется при изучении межличностных взаимоотношений в редакции; определении неформального фаворита коллектива, степени сплоченности сотрудников, их дифференциации по формальным и неформальным, деловым и ролевым взаимоотношениям и для оценки этих взаимоотношений. Социограммы разрешают выяснить положение отдельных участников коллектива, распознать фаворитов, наличие конкретных групп. Использование социометрии окажет помощь переструктурировать службы и отделы, улучшить рабочий, опытный, творческий и психотерапевтический микроклимат.

5. Контент-анализ СМИ – это, возможно, единственный способ, в применении которого неизменно заинтересована сама редакция: она желает знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания либо публикаций по определенной тематике. Его полезно использовать в комплексном изучении – при сравнении текстов с заинтересованностями аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех либо иных неприятностей и т.п. На таком сопоставлении четко видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции.

6. Опыт используется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции. Но особенно продуктивен он в опытах с трансформацией разных параметров издания, программы (наименование, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, комплект рубрик, стилистическая и жанровая модели, авторы, формы подачи, содержание рекламы и т.д.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти трансформации при помощи социологических опросов либо изучения в фокус-группах, и редакция вносит нужные поправки в собственную работу.

7. Социологическое наблюдение употребляется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.

8. Ежедневник самохронометража, благодаря которому анализируется бюджет времени. В нем зафиксированы виды деятельности, которую сотрудник совершает каждый день: планирование, участие в «летучках», сбор информации, написание текстов, работа с авторами и почтой, редактирование, подготовка выпуска номера либо передачи в свет и др. Время, затраченное на эти дела, фиксируется в минутах, после этого суммируется за чемь дней в сводной таблице и анализируется исследователем и самим журналистом. Так возможно приблизиться к оптимальной организации творческого и производственного процессов.

9.Своеобразной как раз для изучения журналистских коллективов есть такая методика, как составление Паспорта редакции. В таком документе фиксируются не мнения, а фактические эти: наименование, тип издания, адрес, периодичность, количество, формат, цветность, формы печати, структура редакции, список служб и отделов, объём и наличие рекламы, самые устойчивые рубрики, техническая база, экономическое положение редакции, динамика и состав кадров, количество писем и т.д. Полезно вести подобную работу и в редакции, дабы смотреть за ее развитием во времени.

10. Социопсихологические тестовые методики, используемые в коллективах для саморефлексии, определения типа личности, психотерапевтических и характерологических изюминок сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям либо виду творчества и т.п. Эти процедуры время от времени дополняются медикопсихологическими обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие сотрудников напряженного ритма, длительности работы на компьютере.

Способы Лучевой диагностики. Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: