Методы исследования экономических наук.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ и МЕТОД КУРСА

ЗАМЫСЕЛ

1. объект и Предмет изучения.

2. Способы изучения экономических наук.

Литература

1) Под ред. Волкова О.И. Экономика компании: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000

2) Под ред. Волкова О.И. Экономика предприятия (компании): учебник. М.: ИНФРА-М, 2002

3) Под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. Экономика предприятия: Учебник, М.: биржи и Банки, ЮНИТИ, 1996.

4) Под ред. Сафронова Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник, М.: Экономистъ, 2007.

5) Под ред. Хрипач В.Я. Экономика предприятия: уч. Пособие. Минск, 2000

6) Под ред. Кантора Е.Л. Экономика предприятия: учебник. СПб: Питер, 2002

7) Мокий М.С. Экономика предприятия: уч. Пособие. М.:2000

8) Зайцев Н.Л. Экономика, управление и организация предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 491с.

9) Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528с.

10) Грибов В.Д. Экономика предприятии (компании). Учебник. М.:ИНФРА-М, 2006.

11) Под ред. Минакова И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия (сельского хозяйства): учебник (учебное пособие). М. КолосС, 2002,2003,2004.

12) Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с базами аграрных рынков. Курс лекций. М.ТАНДЕМ, 1999,2000

13) Под ред. Кузнецова В.В. Экономика сельского хозяйства: уч. Пособие. Ростов н/Д, 2004.

14) Грузинов. В.П., Грибов В.Д. экономика предприятия. Уч. Пособие. М.: Фин. и статистика, 2001.

15) Слепнева Т.А. Экономика предприятия: учебник. М.:ИНФРА-М, 2006.

16) Абрютина М.С. Экономика предприятии: Учебник. М.: Дело и Сервис, 2004.

17) Баскакова О.В. Экономика организаций (фирм): уч. Пособие. М.: Дашков и К, 2005.

объект и Предмет изучения.

Термин «Экономика» — греческого происхождения. В древности слово означало «мастерство вести домашнее хозяйство».

Сейчас данный термин трактуют обширно в различных качествах. Но все они сводятся приблизительно к следующему определению:

ЭКОНОМИКА – это совокупность публичных взаимоотношений, в каковые вступают субъекты в ходе производства, распределения, потребления и обмена материальных благ.

Либо второй вариант

ЭКОНОМИКА – это область людской деятельности, которая помогает удовлетворению людских потребностей и есть неспециализированным объектом для всех экономических наук.

Экономика – это наука, которая в зависимости от способа подхода и объекта исследования к нему делится на макроэкономику, микроэкономику, экономику предприятий и экономику отраслей.

Макроэкономика -изучает показатели и экономические процессы на уровне страны в целом: экономический рост, ВНП, НД, инфляцию, безработицу, занятость, использование и формирование гос. бюджета и др. экономические процессы.

Микроэкономика– изучает довольно маломасштабные экономические процессы, происходящие с отдельными экономическими субъектами (компаниями, фирмами, организациями, отдельными предпринимателями; раскрывает ключевые принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя. Это предложения и механизмы спроса, установления цены на товар, определение количества выпуска продукции в разных рыночных структурах, оптимальное применение производственных ресурсов для максимизации прибыли и др.

экономика предприятий и Экономика отраслей – это своеобразные науки прикладного характера.

Потребности выступают движущей силой экономики, изменяясь под влиянием внешних действий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, рекламы и людей. Любой раз нужно решать, какие конкретно средства смогут быть использованы и на удовлетворение каких потребностей. Чтобы разрешить эти неприятности и принять решения об удовлетворения очередных потребностей организуется хозяйственная деятельность организации (предприятия).

Не обращая внимания на то, что конечной целью экономической судьбе есть потребление, но серьёзной сферой экономики есть производство, поскольку как раз оно порождает товарную массу и без его развития не может быть никакого рынка.

Исходя из этого предметом изучения в курсе «Экономика организации (предприятия)» являются производство, объяснение и описание всей хозяйственной деятельности предприятия.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, во-первых, через рынок производственных факторов, а во-вторых, через рынок сбыта. Исходя из этого экономика организации (предприятия) обязана изучить кроме этого отношения отдельных фирм с другими хозяйственными единицами, с рынком. Наряду с этим она разглядывает хозяйственный процесс как в целом, так и с позиций заинтересованностей отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия либо организации, а из влияния рынка на отдельное предприятие и не есть изучением организации и экономики производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ разглядывает обе стороны рынка: спрос и предложение. Но с позиции экономики предприятия спрос рассматривается как заданная величина.

Иначе, то, что образовывает неприятности макроэкономики, к примеру, образование цен на факторы производства, распределение ВВП и т.д., для экономики предприятия имеется заданная величина, которую она учитывает. Каждые перемены в национальной экономике, к примеру, изменение доходов населения, технический прогресс, ведут к трансформациям обстановки на предприятии.

Так, экономика организации (предприятия)представляет собой независимую экономическую дисциплину, предметом изучения которой есть деятельность предприятия, принятия и процесс разработки хозяйственных ответов.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая влияет на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической обстановкой, и состоянием институциональной и информационной совокупностей.

Предприятие в собственной деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психотерапевтическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения разных социальных наук и особых экономических дисциплин, выводы и результаты которых нужно учитывать при осуществления и организации деятельности предприятия.

Содержание курсапроявляется в тех объектах, изучением которых занимается эта наука.

Объектами изучения экономики предприятия являются:

1 — типы производства; организация производственного процесса;

2 – структура предприятия, организация процесса управления;

3 – стратегия развития предприятия; планирование деятельности;

4 – использование и формирование производственных ресурсов, доходов и капитала.

5 — кадры предприятия; организация и зарплата ;

6 – издержки производства; ценовая политика;

7 – денежные ресурсы, эффективность деятельности;

8 – инновационная и инвестиционная деятельность;

И др. объекты.

Главными объектами изучения являются производственная деятельность предприятия, использования и механизмы формирования главных экономических ресурсов и факторов производства предприятия.

Способы изучения экономических наук.

Экономика организации (предприятия), как и каждая вторая наука, имеет изложения и особые методы исследования.

Экономическое изучение – это процесс, включающий обоснование темы, формулировку задач и целей, догадок, выбор объектов анализа, составление программы, исследование и накопление фактов, их теоретическое обобщение, разработка мер по применению результатов на практике.

В базе любого изучения лежит методика.

Методика науки – это учение о правилах построения, способах и формах познания.

Методика базируется на определенном комплекте способов.

В науке способ определяет последовательность и содержание научных изучений, использования и изложения их результатов. Экономические науки для познания исследуемых явлений применяют 2 группы способов:

1 – общенаучные

2 – своеобразные.

К общенаучным способам (применяемым в любой науке) относят:

1) Диалектический способ (диалектика) – метод познания, предполагающий, что явления рассматриваются в постоянном перемещении, трансформации, несоответствии, борьбе и единстве противоположностей, в многообразии их форм.

2) Способ научной абстракции – пребывает в отвлечении в ходе познания (изучения) от внешних явлений, несущественных сторон и выделении неспециализированных самые существенных показателем. Абстрагирование разрешает осознать глубже сущность явлений.

К примеру, закон спроса разбирает лишь связь между ценой и спросом на товар при абстрагировании от вторых экономических условий – ценовой политики страны, действий соперников и др.

3) Способ индукции – связан с получением неспециализированного вывода на базе единичных фактов либо случаев, т.е. с ходом мысли от частного к неспециализированному, от отдельных фактов к обобщениям (теории).

4) Способ дедукции – это обратный переход (логическое умозаключение) от общего к частному и единичному либо частные положения логически выводятся из неспециализированных положений (из теорем, постулатов, правил, законов).

Методом дедукции и методов индукции возможно выдвигать разные догадки, кот. Являются научными версиями.

5) Способ сравнительного анализа – сопоставление частных либо обобщающих экономических показателей с целью обнаружения отличных показателей.

6) Экспериментальный способ – главной в естественных науках, но активно используется для изучения экономических явлений.

Опыт разрешает оценить действие отдельных факторов на изучаемое явление, распознать закономерности развития, проверить истинность догадок (формы зарплаты , арендного подряда, хозяйственного коммерческого расчета и др.).

Математические способы изучения экономики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: