Методы исследования в социальной работе с семьей: общая характеристика

1. Классификация способов изучения социальных неприятностей семьи

1. В социальной работе довольно часто используются способы социально-психотерапевтического изучения, заимствованные из социологии:

  • анкетный опрос в целях выяснения биографических данных, точек зрения, социальных установок, ценностных ориентаций, личностных изюминок;
  • социометрия — тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, разрешающий проанализировать лишь внешний эмоциональный слой групповой активности без проникновения в ее механизмы;
  • референтометрия — метод обнаружения референтности (значимости) участников группы для каждого входящего в нее индивида, и мотивов межличностных предпочтений и выборов в группе;
  • коммуникометрия — метод обнаружения места каждого участника группы в совокупности межличностных коммуникаций;
  • для диагностики социальных неприятностей смогут быть использованы способы прогнозирования, планирования и программирования. К примеру, способ Дельфи и программно-целевой. Диагностируя неприятности, возможно пользоваться способом социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

2. Все громадную популярность покупают разные формы биографического способа — интервью, свидетельства родственников, разного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, рассказ о собственной жизни в целом либо о каких-то ее этапах и т. д. Они с различной степенью глубины и обобщенности разрешают распознать специфику жизненного опыта человека, темперамент реализации его жизненных сил в ходе сотрудничества с другими людьми, с разными социальными группами.

3. Среди способов, применяемых в практике и теории социальной работы, особенная роль в собственности комплексному психосоциальному моделированию. Моделирование как общенаучный способ понимается как символическая схема какой-либо сферы действительности. Данный способ в социальной работе есть как бы «сквозным» во всех периодах исследовательского процесса — от начального до завершающего, разрешает самый действенно соединять практику и теорию социальной работы. По мере развития социального знания способ моделирования все более активно используется в социальных науках, а также в социальной работе.

4. Психотерапевтические способы изучения:

  • наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психологических явлений с целью изучения их специфических изменений и смысла в определенных условиях;
  • опыт — активное соучастие в социальной обстановке со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие трансформации в поведении либо состоянии изучаемого объекта.
  • диагностические способы — изменение и выявление лично-психотерапевтических изюминок личности. Особое распространение взяло тестирование, применяющее задачи и стандартизированные вопросы (тесты).
  • психогенетические способы — обнаружение происхождения личных психотерапевтических изюминок человека, окружающей среды и роли генотипа в их формировании. самый информативным есть способ близнецов, разрешающий максимально уравнять действие среды на личность.
  • лонгитюдные способы— долгое и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, разрешающее выяснить диапазон возрастной и личной изменчивости фаз жизненного цикла личности.
  • способы изучения жизненного пути – изучение личного развития человека от рождения до смерти. Жизненный путь включает критические периоды, каковые в большинстве случаев сопровождаются значительной психологической перестройкой. Этот способ в большинстве случаев концентрируется на этих критических периодах.

5. Полифункциональные способы предполагают необходимость форм работы и изменения содержания в зависимости от задач и целей социальной работы. К ним условно возможно отнести:

  • беседы (интервью) — способ получения информации о личности, установления контакта, способ психотерапевтической исследования и диагностики, и оказания помощи психолога (клиническая беседа либо интервью), содействующий осознанию клиентом собственных внутренних затруднений, распрей, скрытых мотивов поведения;
  • способ анализа продуктов деятельности — картинок, графических проявлений разнообразные, высказываний, письменных и устных тестов, поделок, произведений искусства, результатов трудовой деятельности, игровой деятельности и т.п.

2. направления и Возможности применения способов изучения в соц. работе с семьей)

Актуальность применения изучений в практике деятельности социальных работ, включая работы помощи семье, материнству, детству и отцовству, подтверждается их результативностью. Результаты аналогичных изучений отражают успехи и недочёты в социальной работе, разрешают распознать проблемные территории, и подсказывают пути ответа тех либо иных неприятностей. Способы изучения, как показывает опыт, смогут многое: определить вывод большинства населения, растолковать массовое недовольство населения либо, наоборот, повальное увлечение вызывающим большие сомнения товаром, услугой, религиозной идеей и др.

К главным функциям изучений в практике социальной работы с семьей возможно отнести следующее:

— диагностика – оценка состояния семьи в момент изучения.

— контроль достоверности информации – сбор информации о семье и ее окружении с целью установить ее достоверность и при наличия искажений внести соответствующие коррективы;

— прогноз – обнаружение вероятных состояний семьи в кратковременной , среднесрочной и долговременной возможности и вероятных сценариев успехи объектом этих состояний;

— проектирование – выработка рекомендаций по тематике экспертизы семьи для принятия и социального проектирования управленческих ответов;

— анализ и объяснение – природы и выявление причин социальных неприятностей семьи, рассмотрение характера социальных программ и поиск факторов их эффективности, разработка правил организаций социальной работы;

— внедрение – использование рекомендаций, сформулированных в следствии изучения, в практике социальной работы с семьей, в управлении организациями, в образовании;

— информирование – распространение информации о распознанных проблемах семей либо хорошем опыте их разрешения;

— концептуализация – развитие теоретических представлений, научной базы знаний социальной работы с семьей;

— развитие рефлексной практики – изучение, критический пересмотр и осмысление практики социальной работы с семьей;

— активизация – мобилизация социальных сетей, распознанных при помощи изучений, наделение и объединение людей их полномочиями проводить изучения и осуществлять трансформации;

— преобразование – проведение социальных трансформаций на протяжении опыта.

Кейс менеджмент в социальной работе с детьми и семьёй


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: