Методы исторического исследования (познания)

Любое изучение – это процесс, что во многом обусловлен используемыми способами.

Способ – это кое-какие действия, каковые оказывают помощь в достижении цели работы. В большинстве случаев, в изучении используется совокупность способов – методика.

Выбор способов зависит от:

— объекта изучения;

— от цели изучения;

— от субъекта изучения (т е. самого исследователя).

Различия методологических подходов, наровне с изюминками творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, происхождению соперничающих концепций, создают базу для научных дискуссий.

Научных способов – огромное количество.

Существуют разные классификации научных способов, т.е. их возможно по-различному сгруппировать в зависимости от того, какой принцип заложить в базу данной классификации.

К примеру, возможно составить классификацию способов по принципу проведения этапов изучения. Т.е. окажется несколько способов сбора информации, несколько способов обработки информации и несколько способов анализа информации.

Но не редкость, что классификации по одному принципу, но составленные различными учеными, отличаются друг от друга. Это указывает, что в области методики существуют спорные вопросы.

Современная совокупность способов изучения (познания) содержит:

1. способы, каковые используются как в науке, так и в других отраслях знания;

2. способы, каковые используются во всех сферах и отраслях науки (к ним относятся т.н. общенаучные способы и логические (либо философские) способы);

3. своеобразные способы, конкретно-научные способы (конкретно-проблемные), используемые в определенных разделах науки либо дисциплинах.

В то время, когда ведется специальное изучение, т.е. историк изучает историческую проблему, экономист – экономическую, юрист – юридическую и т.д., то, в первую очередь, он применяет способы конкретно-научные, т.е. историк – исторические, юрист – юридические и т.д., т.к. это и имеется специальные способы, разрешающие самый удачно решать задачи в области данной науки.

Но нужно знать, что в любой научной области эти конкретно-научные способы (любой из них) складываются из совокупности общенаучных и философских способов, использованных с учетом конкретного исследовательской задачи и объекта познания.

Философским способам свойственна громаднейшая обобщенность. Они раскрывают не способы исследования и конкретные пути, а только принципы и общие подходы.

К примеру, в базе многих конкретно-исторических способов лежит философский способ диалектики, т.е. необходимости рассмотрения всего в многообразии проявлений, разносторонности, взаимосвязях и изменении и непрерывном развитии.

Конкретизация философских правил осуществляется посредством общенаучных способов

Общенаучные способы, каковые чаще всего употребляются в исторической науке.

При характеристике общенаучных способов выделяются три главные группы (категории):

— эмпирические способы: наблюдение, измерение, сравнение, аналогия, опыт, моделирование, описание и т.д.;

— теоретические способы: абстрагирование, индукция, дедукция и т.д.;

— способы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях: объяснение, анализ, синтез и т.д.

1.Наблюдение – это способ научного познания, складывающийся из действий, направленных на восприятие явлений действительности. При применении наблюдения приобретают данные о отношениях и свойствах исследуемых объектов.

2.Описание – фиксация средствами естественного либо неестественного языка сведений об объектах.

3.Измерение для историка связано по большей части с применением статистических материалов.

4.Анализ является расчленением явления либо процесса на составные части (кое-какие свойства, показатели и т.д.) и их разностороннее изучение. Данный способ изучения, несомненно, есть самым довольно часто применяемым при написании курсовых и дипломных работ.

5.Синтез наровне с анализом кроме этого довольно часто употребляется при написании курсовых и дипломных работ. Этот способ пребывает в соединении некоторых исследуемых показателей либо особенностей объекта в единое целое.

Т.о., сущность синтеза и анализа ? фактическое либо мысленное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей. Анализ разрешает распознать строение исследуемого объекта, отделить значительное от несущественного, сложное свести к несложному. Его формами являются классификация явлений и предметов, выделение этапов в их развитии, обнаружение противоречивых тенденций и др. Синтез дополняет анализ, ведет от значительного к его многообразию, к объединению в единое целое частей, особенностей, взаимоотношений, выделенных при помощи анализа.

6.Сравнение ? это познавательная операция, лежащая в базе суждений о сходстве либо различии объектов, строго продуманная интерпретации и концепция отбора существующего материала. Посредством сравнения выявляются количественная и качественная характеристики объектов, осуществляется их классификация, оценка и упорядочение. Его несложными типами являются различия и отношения тождества.

7.Аналогия – это способ научного познания, что основан на сходстве объектов изучения по некоторым показателям. Наряду с этим на основании показателей одного объекта выводится заключение о сходстве По другому объекту. Она должна быть основана как возможно большем числе взаимоотношений, на значительных особенностях, на установлении более тесной связи результирующего и факторных показателей.

8.Индукция – способ изучения, при котором по множеству частных показателей делается заключение об неспециализированной совокупности исследуемых показателей.

9.Дедукция – метод рассуждения, обратный индукции, другими словами от общего к частному.

В случае если индукция снабжает возможность перехода от единичных фактов к неспециализированным положениям и вероятно возможным, то дедукция призвана выстроить научную теорию. Дедуктивный способ используется, в большинстве случаев, по окончании теоретического осмысления и накопления эмпирического материала с целью его выведения и систематизации из него всех следствий.

10.Способ обобщения похож на способ дедукции. При применении этого способа научного познания делаются выводы об неспециализированных особенностях исследуемых объектов.

Обобщение ? переход на более высокую ступень абстракции методом обнаружения неспециализированных показателей (особенностей, взаимоотношений, тенденций). Обобщение есть одним из наиболее значимых средств научного познания. В случае если, к примеру, индуктивный способ нужен при накоплении материала, а дедуктивный ? в познавательном ходе, то прием обобщения разрешает унифицировать и по единой формуле отождествлять множество разных фактов, суждений, теорий.

11.Классификация является делением изучаемых объектов на пара отдельных групп в зависимости от какого-либо показателя. Этот способ изучения довольно часто употребляется в гуманитарных науках.

12.Моделирование – исследования и создание копии либо модели исследуемого объекта, которая имитирует оригинал. Наряду с этим модель обязана соответствовать объекту изучения в изучаемых особенностях, но может различаться по последовательности некоторых показателей, что обуславливает удобство модели при изучении изучаемого показателя либо объекта.

Потому, что многие факты, явления, события и т.п. не смогут быть исторически засвидетельствованы благодаря слабости источниковой базы, они смогут быть восстановлены, реконструированы только гипотетически. Как раз тогда употребляется способ моделирования. Моделирование ? метод установления связей между объектами с целью определения их места в совокупности, которая говорит о свойствах этих объектов. При логическом моделировании значительно чаще используется прием экстраполяции, под которой подразумевается распространение выводов, сделанных в следствии изучения одной части явления, на другую часть этого явления; нахождение по последовательности данных значений функций вторых ее значений, выходящих из данного последовательности.

13.Опыт – это опробование изучаемых показателей в управляемых исследователем условиях. В исторической науке – это историческая реконструкция.

14.Способ прогнозирования является заключением о тенденциях развития исследуемого объекта.

К классическим особым историческим способам изучения по большей части относятся 4:

  • историко-генетический способ;
  • историко-сравнительный способ;
  • историко-типологический способ;
  • историко-системный способ.

Кроме этого к историческим способам изучения относятся, к примеру:

  • способ диахронического анализа (содержится в изучении, анализе, изложении и обобщении явлений, фактов, событий всемирный истории в хронологической последовательности их протекания и появления);
  • способ исторической периодизации (существует различный взор на историю как процесс: как смену исторических эр, как смену исторических формация, как смену цивилизаций).

Междисциплинарные способы изучения.

В современной исторической науке широко применяются научно-конкретные способы вторых наук:

  • количественные способы;
  • социально-психотерапевтические способы (к примеру, из социологии в историю пришел контент — анализ; из психологии – способы психоанализа для мотивов поведения и изучения менталитета отдельных личностей)
  • лингвистические способы;
  • способы семиотики (наука о символах);
  • способ искусствоведческого анализа.

Кроме этого очень плодотворными в современной науке являются междисциплинарные изучения, т.е. изучения на стыке нескольких научных дисциплин, что разрешает изучать неприятности под новых углом зрения, завлекать новые знания, расширять научные горизонты. В связи появляются новые научные дисциплины: историческая география, историческое языкознание, историческая демография и т.д. Сама история всё чаще рассматривается как часть более широкой науки ? социальной антропологии

И в зарубежной, и в отечественной исторической науке всегда появляются новые способы, что связано с потребностями самой науки и с заимствованиями из смежных дисциплин. Совершенствуется категориально-понятийный аппарат исторической науки. Опыт исторических изучений последних столетий продемонстрировал, что названные и иные способы разрешают более либо менее совершенно верно обрисовать и растолковать отдельные стороны исторического процесса, дать ключ к ответу конкретных исследовательских задач, но не смогут претендовать на универсальный темперамент. В большинстве случаев в историческом изучении используется сочетание разных способов, что разрешает историку максимально увеличить спектр решаемых научных задач.

Кроме этого возможно взглянуть:

Рузавин Г.И. Способы научного изучения. Монография. М.: Идея, 1974

4 4 Методика исторического познания Иоганн Густав Дройзен


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: