Методы историко-психологического исследования

Специфика предметной области истории психологии:

1. Невозможность проведения яркого умелого изучения,

2. Гносеологические ограничения, обусловленные наличным уровнем развития научного знания в целом (возможности вычленения изучаемого объекта из его естественной историко-социокультурного контекста и научной среды в качестве предмета историко-психологического изучения, выбор адекватных исследовательских средств и методов из всего их многообразия и т.д.).

Все способы историко-психологического изучения предназначены для получения и их новых синтеза и освоения знаний, успехи интеграции разрозненных структурных компонентов истории психологии (концептуально-теоретические идеи, научное наследие ученого, успехи научных школ, результаты и проблематики развития психологии и логика отраслей и т.д.) в единую общенаучную картину развития психотерапевтического познания.

С определенной долей условности возможно выделить следующие независимые способы историко-психологического изучения.

Способы планирования историко-психологического изучения (организационные способы) — структурно-аналитический, сравнительно-сопоставительный (синхронистический), генетический. Наряду с этим нужно подчернуть, что любой из способов в настоящем изучении конкретизируется в виде совокупности частных методик либо методических приемов, каковые смогут выступать как реализация разных способов, и имеет сферу собственного преимущественного применения. Так, структурно-аналитический способ предполагает в качестве целевой задачи изучения изучение строения психотерапевтического знания и ориентирован на обнаружение как его иерархических уровней и структурных элементов, так и их связей. Сравнительно-сопоставительный способ, время от времени именуемый синхронистическим, направлен на фиксацию разнородных событий истории психологии, время от времени пространственно отдаленных, но совпадающих во времени, т.е. связанных одновременностью их осуществления. Генетический способ, имеет главной задачей обнаружение динамики, этапов, стадий изменения психотерапевтического знания в контексте конкретного предмета историко-психологического изучения.

интерпретации и Методы сбора фактологического материала (как теоретического, так и эмпирического) — категориально-понятийный анализ, анализ продуктов деятельности. Способ анализа категориально-понятийного аппарата психотерапевтической науки — категориальный подход (создан М.Г.Ярошевским). Содержится в рассмотрении изменения содержания своеобразных конкретно-научных категорий на протяжении исторического развития психотерапевтических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, воздействие, мотив, психосоциальные отношения, личность. Этот способ имеет в собственной базе предположение, что именно понятия и категории в концентрированном виде отражают всю совокупность научных знаний исследуемого объекта (Ткаченко А.Н., 1974; Ярошевский М.Г., 1973 и др.).

Способ анализа продуктов деятельности пребывает в изучении продуктов научной деятельности ученого либо научных коллективов, включая, а также как изданные, напечатанные работы, так и неизданные. Наряду с этим громадное значение имеет изучение разных вариантов одного и того же текста, эпистолярных документов (ежедневники, переписка, воспоминания и т.п.). Довольно часто, применение данного способа разрешает значительным образом скорректировать суждения и оценки относительно динамики научных взоров ученого, уточнить не хватает показанные моменты в логике развития научной проблематики, отрасли либо научного направления, увеличить представления о совокупности взаимоотношений в научном сообществе.

Способ исторической реконструкции (моделирования), проблемологический анализ.Способ исторической реконструкции есть одним из вероятностных способов в познании истории психологии. В базе его применения лежит мысль о возможности воссоздания целостной картины какого-либо процесса, явления, ситуации либо периода методом детального и комплексного анализа частных составляющих этого целого. Пересечение результатов изучения этих частных составляющих ведет к получению новых, ранее малоизвестных черт исследуемой действительности. По сути дела, исследователь применяя всю дешёвую ему совокупность письменных и устных источников как прямых, так и косвенных, моделирует (имитирует) настоящую историческую обстановку. Проблемологический анализ (качественный способ) — опирается на признание неприятности в качестве системного фактора научного познания. Это обусловлено тем, что, с одной стороны в ходе постановки неприятности осуществляется социальный заказ науке, а иначе, неприятность высказывает кроме этого внутреннюю логику развития научного знания, по причине того, что ее решение и постановка отражают ориентации и взгляды как отдельных ученых, так и целых исследовательских научных школ и коллективов.

Способ источниковедческого анализа направлен на изучение документальной базы историко-психологических изучений. При применении данного способа самоё широкое распространение приобретает критики источника и комплексная методика интерпретации (включающая в себя: правильную датировку, установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических событий и фактов упоминаемых в нем; лиц и идентификацию авторства, упоминаемых в источнике; установление тождественности применяемой в нем лексики с современным языком, обнаружение логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями на эту тему и т.д.). Особенное значение этот способ получает при работе с архивными и неизданными источниками по истории психологии.

Способ библиометрического анализа, тематический анализ; Тематический анализ, пребывает в изучении динамики разных структурных компонентов науки (научная отрасль, направление либо неприятность) либо творчества отдельного ученого на базе квантифицирования единого массива данных, характеризующих объект изучения, на фиксированные содержательно-единые темы либо тематические разделы. В будущем осуществляется их качественный (формулировка тем, их смысловая нагрузка, представленность и сочетание тех либо иных понятий в теме и т.д.) и количественный анализ (на базе вычисления математико-статистических показателей, отражающих изменение тем). Библиометрический способ предполагает количественное изучение информационных, документальных потоков в области психологии и выстроен на анализе библиографических данных публикаций (заглавие, создатель, наименование издания и т.д.) и анализе цитирования в виде отдельных статистических методик.

Биографический способ пребывает в воссоздании полной и точной картины всех этапов жизненного и творческого пути ученого на базе анализа максимально широкого и дешёвого числа источников.

Способ интервью.

Задачи курса:

1. Любой научный подход определяет обычную для данной эры картину психологической судьбе. Любая историческая эра порождает собственный круг психологических феноменов. Закономерность смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучается историей психологии.

2. Раскрыть связь психологии с другими науками.

3. Изучить взаимоотношения между научным творчеством и общественными запросами, как процессом, имеющим собственную специфику.

4. За творческой личностью – целый мир мыслей, переживаний, споров, незавершенных исканий – приобщиться – значит понять личностное начало науки

Способы психотерапевтического изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: