Методы обработки и систематизации знания. дедукция и индукция.

Сам переход от анализа фактов к теоретическому синтезу осуществляется посредством способов, каковые, дополняя друг друга и сочетаясь, составляют содержание этого процесса. Одним из таких способов это индукция. Индукция — логический прием изучения, который связан с обобщением экспериментов и результатов наблюдений и перемещением мысли от единичного к неспециализированному. В индукции эти опыта наводят на неспециализированное, индуцируют его. Потому, что опыт неизменно нескончаем и неполон, то индуктивные выводы постоянно имеют проблематичный (вероятностный) темперамент. Индуктивные обобщения в большинстве случаев разглядывают как умелые истины либо эмпирические законы. Выделяют следующие виды индукции: перечислительная (полная и неполная), индукция через элиминацию, и подтверждающая индукция.

Перечислительная индукция – это умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предмета класса к знанию обо всех предметах этого класса. Полная индукция предполагает изучение конечного и обозримого класса, конечно в посылках полной индукции содержится информация о наличии либо отсутствии интересующего исследователя свойства у каждого элемента класса Наука весьма редко имеет дело с изучением конечных и обозримых классов. Формулируемые в науке законы относятся или к конечным, но необозримым в силу огромного числа составляющих их элементов классов, или к нескончаемым классам. В том случае, если индуктивное заключение делается обо всем классе, на основании утверждений о наличии какого-либо интересующего свойства лишь у части элементов этого класса, это неполная индукция. Индукция через элиминацию является выдвижением догадки, на базе наблюдения за интересующим явлением. В ходе опытов, рассуждений и наблюдений опровергаются все неверные предположения о причине интересующего явления. Оставшаяся неопровергнутой догадка считается подлинной. Мысль о том, что индукция не есть способом доказательства и открытия, быть может делать только функцию их возможного подтверждения умелыми данными, образовывает содержание индукцию как способ подтверждения.

Под дедукцией знают не только способ перехода от общих суждений к частным, но всякое нужное следование из одних высказываний, разглядываемых в качестве посылок, вторых высказываний посредством правил и законов логики.

25. систематизации знания и Методы обработки. Аналогия.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение показателей нетождественных объектов разрешает предложить их сходство и в других показателях. Аналогия- незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления.

26. систематизации знания и Методы обработки. Систематизация, классификация.

Для обобщения и обработки фактов в научном изучении активно используются систематизация как приведение в единую совокупность и классификация как разбиение на классы, группы, типы и т. п. Разрабатывая методологические нюансы теории классификации, отечественные методологи предлагают различать следующие понятия: классификация — это разбиение любого множества на подмножества по любым показателям; систематика — упорядоченность объектов, имеющая статус привилегированной совокупности классификации, выделенной самой природой (естественная классификация);

27. исследования и Методы построения идеализированного объекта. Абстрагирование, идеализация, формализация, моделирование. Применение их в картографии.

Абстрагирование это мыслительная операция, пребывающая в отвлечении от отношений свойств и ряда предметов между ними и выделении какого-либо свойства либо отно- шения. По отношению к среде свойства объекта делятся на два типа: одни свойства замкну- ты на данную конкретную обстановку, другие остаются неизменными при переходе от одной ситуации к второй. Эти инварианты являются объективной базой более высоких ступеней абстрагирования. Попытки увеличить область применимости той либо другой науч- ной абстракции за пределы промежутка абстракции (предельные границы, в которых потен- циальное делается актуальным, инвариантное относительным) лишают её строгого смыс- ла и делают проблематичной в рамках строгой теории.

Формализация – это особенный приём теоретического мышления, что употребляется в связи с математизацией науки. Данный приём содержится в построении абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со символами (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывание о отношениях и свойствах предметов. Таким путём создаётся обобщённая знаковая модель некоей предметной области, разрешающая найти структуру разных процессов и явлений при отвлечении от качественных черт последних. Самый удачно формализация используется в математике, лингвистике и логике.

Идеализация есть разновидностью абстрагирования, связанна с отвлечением от ре- альных особенностей предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий показателей нереализуемых в конечном итоге

Моделирование – способ изучения объектов природного, социокультурного и ког-

нитивного типа методом переноса знаний, взятых в ходе изучения и построения соот-

ветствующих моделей на оригинал. Модель – опытный образец либо информационно-

знаковый аналог того либо иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала.

Объект (макет, структура, знаковая совокупность) может играть роль модели в том случае, если

между ним и вторым предметом, именуемым оригиналом, существует отношение тождества

в заданном промежутке абстракций. В этом смысле модель имеется изоморфный либо гомоморф-

ный образ исследуемого объекта.

28. Способ моделирования. Модель, ее функции. Подобие, изоморфизм, гомоморфизм, изофункционализм. Виды моделей: математическая, описания, объяснения.

Моделирование – способ изучения объектов природного, социокультурного и ког-

нитивного типа методом переноса знаний, взятых в ходе изучения и построения соот-

ветствующих моделей на оригинал. Модель – опытный образец либо информационно-

знаковый аналог того либо иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала.

Объект (макет, структура, знаковая совокупность) может играть роль модели в том случае, если

между ним и вторым предметом, именуемым оригиналом, существует отношение тождества

в заданном промежутке абстракций. В этом смысле модель имеется изоморфный либо гомоморф-

ный образ исследуемого объекта.

Главными функциями моделей являются следующие. Во-первых, иллюстративная

либо демонстрационная – модель оказывает помощь создать более простое восприятие объекта. Во-

вторых, трансляционная либо интегративная – содержится в том, что модель переносит ин-

формацию, взятую в одной, довольно изученной сфере действительности, на другую, еще

не известную сферу. В-третьих, заместительно-эвристическая – представляет собой иссле-

дование модели как довольно независимого объекта (заменяющего объект позна-

ния), что дает возможность приобрести новую данные об объекте-оригинале. В-четвертых, ап-

проксимирующая – связана с моментом упрощения, поскольку модель представляет собой един-

ство научной абстракции и наглядного образа, она есть некоей наглядной схематиза-

цией действительности. В-пятых, экстраполяционно-прогностическая – пребывает в том, что

вывод, вытекающий из структурных изюминок модели, будучи экстраполирован на мо-

делируемый объект, ведет к определенному прогнозу довольно его структуры.

Аналогия в моделировании конкретизируется через подобие, изоморфизм, гомоморфизм, изофункционализм.

Изоморфизм характеризует такое соответствие между структурами объектов, в то время, когда

каждому элементу первой совокупности соответствует только один элемент второй и каждой связи

в одной совокупности соответствует сообщение в второй, а само рассмотрение происходит не учитывая

природы этих элементов. Полный изоморфизм вероятен только между абстрактными, идеа-

лизированными объектами

Гомоморфизм отличается от изоморфизма тем, что соответствие

объектов (совокупностей) конкретно только в одну сторону

Изофункционализм характеризует изоморфизм взаимоотношений в области внешних,

функциональных связей модели и моделируемого объекта со средой (при условии их необя-

зательного тождества их внутренних взаимоотношений)

Математическая модель представляет собой абстрактную совокупность, складывающуюся из на-

бора математических объектов

Выделяют два типа математических модели: модели объяснения и моделей описания.

Модель описания не предполагает, каких бы то ни было, содержательных утверждений о

сущности изучаемого круга явлений. Соответствие между формальной и физической струк-

турой не обусловлено какой-либо закономерностью и носит темперамент единичного факта. Эти

модели оцениваются по критерию полезности, а не истинности: сочетание достаточной про-

стоты и достаточной эффективности. К примеру, схема эксцентрических эпициклов и кругов Птолемея

снабжала астрономические наблюдения в течение практически двух тысяч лет.

Модели объяснения воображают соответствие структуры объекта (либо совокупности) в ма-

тематическом образе, и владеет рядом серьёзных гносеологических функций, которых нет у

модели описания. Они способны: к кумулятивному обобщению; предсказанию принципи-

ально новых качественных эффектов (в отличие от моделей описаний дающих только количе-

ственные предсказания); к адаптации либо совершенствованию и видоизменению под влияни-

ем новых экспериментальных фактов; к трансформационному обобщению с трансформацией ис-

ходной семантики обобщаемой теории. К примеру, из уравнений Ньютона возможно вывести закон сохра-

нения импульса, из уравнений Максвелла – идею о физическом родстве электромагнитных и оптических явлений.

29. методологические подходы и Общенаучные принципы: принцип инвариантности, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, эволюционизм, функционализм, системный подход, синергетический подход.

Принцип инвариантности высказывает требование отношений и сохранения свойств в ходе преобразования, сочетание вариативных и инвариантных элементов теории. При переходе от ветхой теории к новой прошлое свойство инвариантности либо остается, либо обобщается, но не отбрасывается. Инвариантность вытекает из материального единства мира, из принципиальной однородности физических объектов и особенностей.

Принцип соответствия пребывает в том, что с возникновением новых более неспециализированных теорий прошлые концепции сохраняют собственный значение для прошлой предметной области, но выступают как частный случай новых теорий. Именно поэтому вероятны обратный переход от последующей теории к прошлой, их совпадение в некоей предельной области, где различия между ними выясняются несущественными. Закономерная сообщение ветхих и новых теорий проистекает из внутреннего единства качествен- но разных уровней материи.

Принцип дополнительности есть установкой исследовательской практики, предполагающей для воспроизведения целостности явления на определенном, промежуточном этапе его познания использовать взаимоисключающие и взаимоограничивающие друг друга, дополнительные классы понятий, каковые смогут употребляться обособленно в зависимости от особенных (экспериментальных) условий, но лишь забранные совместно исчерпывают всю поддающуюся передаче и определению данные. Принцип дополнительности был сформулирован Н.Бором для описания микрообъектов. Принцип наблюдаемости это методологическое требование к научной теории иметь эмпирическое обоснование, использовать понятия и такие величины, каковые операциональны и допускают умелую диагностику, остальные должны быть изъяты.

Эволюционизм как методологическая позиция предполагает такую модель понимания действительности, которая строится на положении необратимости природных и культурных трансформаций. В базе лежит ещё Г. Спенсером сформулированная концепция эволюции – воображающая её как особенный тип последовательности необратимых трансформаций природных и культурных феноменов от довольно неизвестной бессвязанной гомогенности к довольно более выяснен- ной согласованной неоднородности, происходящих благодаря интеграции и дифференциации. Эволюционный процесс считается обусловленным механизмами адаптации к окружению. Выделяют три типа эволюционных концепций: однолинейная (предполагает наличие универсальных стадий по окончании- довательного развития природных и социокультурных совокупностей), универсальная (выявляющая глобаль- ные трансформации, носящие форму развития), многолинейная (не исключают вероятность множества при- мерно равноценных дорог развития и не ориентирована на установление общих дорог эволюции).

Функционализм как методологический подход базируется на рассмотрении объекта как совокупности, складывающейся из структурных элементов, функционально связанных между собой и делающих определенные функции по отношению к совокупности как целому.

Системный подход предполагает рассмотрение явлений и предметов окружающего мира как частей либо элементов определенного целостного образования. Эти части и элемен- ты, взаимодействуя между собой, определяют новые, целостные особенности совокупности, каковые отсутствуют у отдельных её элементов.

Синергетический подход появился на базе новых областей науки — неравновесной термо- динамики, теории хаоса, нелинейного матанализа, теории трагедий, в кото- рых сформулированы неспециализированные правила самоорганизации сложных нелинейных, открытых динамических совокупностей. Данный подход применим к анализу сложных эволюционирующих при- родных совокупностей, к культуре и её формированию, процессам и социальным системам, механизмам творческого мышления. Синергетический подход есть новым методом интерпретации и осмысления эмпирических фактов, теорий и методов. Самоорганизация рассматрива- ется как многообразные процессы происхождения упорядоченных пространственно- временных структур в сложных нелинейных совокупностях, находящихся в неравновесных, неус- тойчивых состояниях вблизи от критических точек, предшествующих бифуркации.

30. Правила системной методике: совокупность, элемент, система, структура, эмерджентность.

Совокупность — это совокупность элементов произвольной природы, находящихся в связях и отношениях между собой, которая образует определённую целостность.

Элемент совокупности. Неделимая часть совокупности, характеризующаяся конкретными особенностями, определяющими её в данной совокупности конкретно. Множество составляющих единство элементов, их взаимодействий и связей между собой и между ними и внешней средой, образуют свойственную совокупности целостность, целенаправленность и качественную определённость (целеустремлённость). Число разных их взаимосвязей и элементов, каковые включает в себя совокупность, определяют её сложность.

Структура совокупности. Упорядоченность взаимоотношений, связывающих элементы совокупности, определяет структуру совокупности как множество элементов, функционирующих в соответствии с установившимися между элементами совокупности связями. Структуру возможно представить как схему — статическую модель совокупности, которая характеризует лишь строение совокупности, не учитывая состояний и множества свойств её элементов. В большинстве случаев, при введении понятие структуры совокупность отображают путём разделения на системы, компоненты, элементы с связями, каковые смогут носить разный темперамент.

Эмердже?направляться либо эмерге?нтность (от англ. emergent — появляющийся, нежданно появляющийся)[1] в теории совокупностей — наличие у какой-либо совокупности особенных особенностей, не свойственных её элементам, и сумме элементов, не связанных особенными системными связями; несводимость особенностей совокупности к сумме особенностей её компонентов; синоним — системный эффект.

31. самоорганизация и Синергетика открытых нелинейных совокупностей. Эволюция.

Синергетический подход появился на базе новых областей науки — неравновесной термо- динамики, теории хаоса, нелинейного матанализа, теории трагедий, в кото- рых сформулированы неспециализированные правила самоорганизации сложных нелинейных, открытых динамических совокупностей. Данный подход применим к анализу сложных эволюционирующих при- родных совокупностей, к культуре и её формированию, процессам и социальным системам, механизмам творческого мышления. Синергетический подход есть новым методом интерпретации и осмысления эмпирических фактов, теорий и методов. Самоорганизация рассматрива- ется как многообразные процессы происхождения упорядоченных пространственно- временных структур в сложных нелинейных совокупностях, находящихся в неравновесных, неус- тойчивых состояниях вблизи от критических точек, предшествующих бифуркации. всякое явление это эволюционно необратимая стадия какого-либо процесса, содержащая данные о его прошлом и будущем, допускающая многовариантность, ту- пиковые ветви, отклонения, каковые смогут быть не меньше идеальны, чем современное со- стояние, развитие происходит благодаря неустойчивости, а новое появляется благодаря бифуркации как случайное и непредсказуемое. Считается, что совокупности являются зависимы- ми от процессов на вышележащих либо нижележащих уровнях, в нелинейном мире малые обстоятельства смогут порождать громадные следствия. Управление сложными совокупностями возможно удачно лишь как нелинейное, учитывающее тенденции и особенности их эволюции, и эффективности малых действий.

32. типология и Классификация.

типология и Классификация — два родственных понятия. Границы между типологией и классификацией условны и использование их в определенных областях знания в большой мере зависит от исторических традиций (форм классификации). Но отличие между ними имеется. Классификация – это группировка изучаемых объектов исходя из количественных показателей (к примеру, классификация поселений по плотности населения). Под типологией возможно осознавать группировку объектов по качественным показателям (к примеру, функциональная типология поселений). Логическое основание одинаково и в первом (классификация), и во втором (типология) случаях.

Имеются два подхода к классификации:

  • классификация как установление родовидовых взаимоотношений. В следствии получается совокупность понятий последовательно понижающегося ранга. В географии это значительно чаще выражается в соотношении территориальных единиц: территория, район, подрайон, район;
  • классификация как деление множества объектов на подмножества в зависимости от различия и сходства их в определенном отношении. Это, к примеру, выделение как следует разных (типологических) районов на одном таксономическом уровне. Обширный опыт имеется в природном районировании районов и стран.

Так, в первом определении классификация выступает как совокупность понятий, во втором — как совокупность множеств.

В первом случае классификация рассматривается с позиций содержания понятий, во втором — с позиций количеств понятий.

Районирование как познавательная процедура — частный случай классификации.

Типология представляет собой конечную фазу описательного подхода, определенный ход к синтезу неспециализированного и частного. Типологические понятия слабо употребляются в качестве инструментов познания.

Типология является обобщением . Формируется классификационный взор на мир. Классификация (типология) сокращает количество изучаемых объектов (государств, регионов), дробит их на группы и тем самым вносит значительный вклад в познание явлений и процессов. Личные черты значительно легче разбирать на фоне типологических. Наличие типологических (характерных) линия определяется тем, что развитие стран протекает в соответствии с неспециализированными закономерностями. Если бы дело обстояло в противном случае, то в сфере публичных наук было нужно бы возвратиться в прошлое и вычислять, что в истории, в отличие от природы, нет закономерностей и любая страна начинается чисто лично, сама по себе. Одновременно с этим неспециализированные закономерности (к примеру, закономерности метода производства) имеют бессчётные вариации, которые связаны с разными конкретными историческими фактами, событиями. Так, типологический подход делает вероятным заметить во всем количестве жизнь страны и одновременно с этим осознать и отметить неспециализированные направления процессов.

теория и Гипотеза.

Структура теоретического знания образуется проблемами, теориями и гипотезами.

Догадка – это форма знания, содержащая предположение, сформулированное на базе последовательности факторов, подлинное значение которого неизвестно и испытывает недостаток в доказательстве. Догадка требует обоснования и проверки, в ходе которых догадка или подтверждается и делается теорией, или видоизменяется и уточняется, или отбрасывается и делается заблуждением. Большинство теоретических схем в науке конструируется не за счет схематизации опыта, а способом трансляции абстрактных моделей, каковые заимствуются из ранее сложившихся областей знания и соединяются с новой сеткой связей. Пример этого – при создании планетарной модели атома представления о центре возможно отталкивающих сил в атома и электронах было использовано из теоретических знаний электродинамики и механики. В ходе конструктивного обоснования догадки происходит постепенная перестрой-ка начального варианта теоретической схемы до тех пор, пока не будет приспособлена к соответствующему эмпирическому материалу.

Теория – форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и значительных связей определенной области действительности. Теория выступает как средство обобщения чувственных данных, объедения результатов измерений, моделей, понятий, ма-тематических приемов в определенную связанную совокупность. На основании теории предсказывается по возможности широкий круг явлений, каковые смогут быть найдены в эксперименте и наблюдении. Теория есть не просто средством описания, она есть объяснением явления, другими словами она имеет эвристический потенциал, разрешающий предвидеть новые явления. Главные элементы теории: фундаментальные понятия, идеализированные объекты, правила, законы. Научное понятие – это мысленная черта предмета познания, определение его несложных либо сложных особенностей.

Способ сравнения.

Научные способы эмпирического уровня изучения, разрешающие распознать и изучить эмпирический объект изучения- наблюдение, сравнение, измерение, опыт. Сравнение – процедура, направленная на обнаружение линия сходства либо различия между объектами. Предметы, быть может, сравнивать лишь по какому-либо совершенно верно выделенному в них свойству, при-отношению и знаку (в рамках заданного промежутка абстракций). Процедура сравнения включает метод, которым возможно осуществлена операция сравнения, и соответствующую операциональную обстановку.

Способ измерения.

Измерение — процедура, направленная на определение черт (веса, длины, координат, скорости) материальных объектов посредством соответствующих измерительных устройств. Измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоей однородной с ней величиной, принятой в качестве эталона (единицы). При помощи совокупности единиц измерения дается количественное описание особенностей тел. Измерение подразделяется на прямое и косвенное. При прямом измерении итог получается методом яркого сравнения измеряемой величины с эталоном, посредством измерительных устройств, разрешающих конкретно приобретать значение измеряемой величины. При косвенном измерении искомая величина определяется на основании прямых измерений вторых размеров, которые связаны с первой математически выраженной зависимостью.

36. Способ наблюдения.

Наблюдение есть исходным способом эмпирического познания. Наблюдение – это целенаправленное изучение предметов, основанное на ощущении, представлении и восприятии, в ходе наблюдения формируется знание о внешних сторонах, признаках и свойствах разглядываемого объекта. Научное наблюдение, в отличие от несложного созерцания, предполагает план, цель и средства (установки, устройства, измерительные устройства), благодаря которым субъект переходит от предмета деятельности (замечаемого явления) к её продукту (отчету о замечаемом). К научному наблюдению предъявляются следующие требования: постановка цели наблюдения; разработка плана и выбор методики; систематичность; контроль за корректностью результатов наблюдения; обработка, истолкование и осмысление взятых данных. Результаты наблюдения фиксируются в эмпирических высказываниях, каковые отличаются тем что, отражают свободное от наблюдателя существующее событие (это снабжает объективность содержания) и оно способно высказывать замечаемое событие контролируемым методом. однозначность и Объективность эмпирических предложений достигается методом уточнения замечаемой обстановке – указывается место, время, конкретные условия протекания замечаемого события.

Способ опыта.

Опыт – это деятельный целенаправленный методизучения явлений в фиксированных условиях их протекания, каковые смогут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. По характеру задач выделяют: исследовательский опыт, что связан с поиском малоизвестных зависимостей между несколькими параметрами объекта; проверочный опыт, что используется в случаях, в то время, когда требуется подтвердить либо опровергнуть те либо иные следствия теории. Опыту предшествует подготовительная стадия: план опыта, воображающий собой некое предположение о тех связях, каковые должны быть вскрыты в ходе его и каковые уже предварительно выражены посредством научных понятий, абстракций. В большинстве случаев, опыт проводится посредством устройств. Особенным видом опыта есть мысленный опыт. В случае если в настоящем опыте исследователь для изучения особенностей явления ставит его в разные физические условия и изменяет их, то в мысленном опыте эти условия являются мнимыми, он воображение регулируется правилами и законами науки логики. Исследователь применяет теоретические модели и чувственные образы.В структуре научного изучения опыт занимает особенное место. Опыт есть связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнем изучения: во-первых, по самому плану опыт связан с определенным теоретическим знанием, во-вторых, результаты опыта нуждаются в определенной теоретической интерпретации. Опыт, являясь способом познания, в один момент есть и главным критерием истинности знания.

LHPS-1-4-01 индукция и Дедукция, часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: