Методы обработки содержания научных текстов

Просматривая и конспектируя научную литературу, направляться поразмыслить о том, как она будет представлена в тексте тематического реферата, курсовой и дипломной работы. Рекомендуется содержание текстов обрабатывать. Это делается посредством теоретических способов и в основном способов анализа. Назовём способы, значительно чаще применяемые студентами [6, с. 58–61].

Способ деконструкции содержится в возможности изменять последовательность высказываний автора, отбирать необходимый материал и включать его в собственный текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями вторых исследователей и давать собственную интерпретацию. Данный способ основан на праве пользователя и читателя толковать и оценивать текст в соответствии с своим потребностям и взглядам, не искажая авторский вариант.

Аксиоматический способ – построение авторского текста на базе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические (исходные, не требующие доказательств), на базе которых чисто логическим путём, при помощи доказательств (аргументации) выводятся все остальные положения. Так, студент применяет терминологию исходных текстов, идеи, законы, которыми после этого руководствуется, приняв их за теоремы. Эти тексты общеизвестных и общепринятых положений дополняются своим материалом – разного рода оценкой и анализом (выводами).

Дескриптивный способ – описание изучаемого явления, процесса, качества посредством словосочетаний (и дескрипторов слов, служащих для описания главного смыслового содержания документа). Дескрипторы – это опорные слова, высказывающие главное смысловое содержание изучаемого явления. К примеру, при описании и изучении технологических инноваций в социальной работе ими будут: традиция, инновация, разработка, технологический процесс, технологическая задача, социальная неприятность, социальный проект.

Диахронический способ предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, развитии и становлении. Значительно чаще используется при описании исторического материала, написании параграфов и глав, посвящённых истории вопроса.

Аспектный анализ является рассмотрением научного текста под каким-нибудь конкретным углом зрения, через призму какой-либо определённой теории либо идеи, на базе какого-либо учения. Данный способ реализуется, в то время, когда научный материал интерпретируется с учётом определённых неприятностей практики.

Герменевтический анализ разрешает распознать скрытые, неявные смыслы научного текста. К примеру, установление мировоззренческих взоров автора научного текста, о которых он прямо не заявляет в тексте работы, либо обнаружение исторически верных смыслов применяемых автором разбираемого понятий и текста терминов, отнесение его научных идей к каким-либо научным школам. Используя таковой анализ возможно взять новую данные для собственной работы – собственную, которая и составит научную новизну изучения.

Голографический анализ – анализ целостного явления либо процесса во всех его зависимостях и связях, в движении и отношениях с внешней средой. Это самый сложный вид аналитического рассмотрения, благодаря которому соединяются теоретические знания о предмете изучения и осведомлённость в практике его функционирования, выявляются его всевозможные внутренние их взаимодействие и структуры. Данный способ находится в стадии становления. Опыт его применения студентами крайне важен.

Критический анализ – способ обнаружения сильных и не сильный сторон научного текста. Значительно чаще используется студентами в сочетании с диахроническим способом при оценке вклада учёных в разработку того либо иного вопроса.

Концептуальный анализ – это анализ научного текста в ракурсе определённой концепции либо теории, и поиск концептуальных баз совершённого автором изучения и взятых им выводов.

Проблемный анализ – анализ нерешённой, находящейся в стадии изучения неприятности. Он предполагает постановку неприятности и её интерпретацию, наряду с этим обстановка такова, что или ещё нет определённых способов её изучения, или адекватного и достаточного фактологического материала, или отсутствует единый к ней подход.

Системный анализ – рассмотрение предмета изучения по возможности во всех его внутренних и зависимостях и внешних связях. От голографического способа он отличается тем, что с его помощью возможно разглядывать предмет изучения в статике, условно выделив его из практики а также дистанцируясь от неё, только на одном теоретическом материале.

выявления анализ – и Сравнительный метод сопоставления неспециализированных и разных показателей, характерных двум либо более объектам изучения (идей, подходов, ответов и др.).

Феноменологический анализ – анализ какого-либо большого явления социальной судьбе, процесса, совокупности как феномена науки и научное описание их состава и самые общих черт. С его помощью «планируют» все знания, каковые взяты в науке при изучении таких явлений.

Не считая этих способов изучения теоретического материала научных текстов, существуют структурный, обзорный, обобщающий, функциональный и другие виды анализы, обширно используемые студентами.

Возможно применять и иные способы работы с научными текстами. К примеру:

актуализацию – восстановление значимости забытого материала;

моделирование – создание собственной концепции объяснения и понимания предмета изучения и др.

Выбор способа изучения научного текста основывается на постановке чёткой цели его задач и исследования, на понимании специфики разглядываемого текста, на владении техникой того либо иного анализа. Выбранные и используемые способы обработки содержания теоретической литературы в обязательном порядке указываются во «Введении» в разделе «Способы изучения», в его подразделе «Теоретические способы изучения».

Научный стиль: стилевые черты и языковые средства


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: