Методы отбора единиц наблюдения

Организация статистического изучения.

Учебно-методическое пособие для студентов

(VШ семестр)

г. Пенза, 2005.

Информационный лист:

Учебно-методическое пособие “Организация статистического изучения” подготовлено кафедрой гигиены, здравоохранения и общественного здоровья Пензенского национального университета (заведующий кафедрой, к.м.н. Дмитриев А.П.).

В составлении учавствовали: к.м.н. Зубриянова Н.С. , Дмитриев А.П. (важный за подготовку Зубриянова Н.С.).

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с «Программой по здравоохранению и общественному здоровью ” для студентов лечебных факультетов высших медицинских учебных заведений”, созданной Общероссийским учебно-научно-методическим Центром по постоянному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России и УМЦпкп и утвержденной Начальником департамента образовательных медучреждений и кадровой политики Н.Н. Володиным в 2000 г.

Данное Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов для независимой подготовки к практическим занятиям по указанной теме.

Тема : Базы медицинской статистики.

Организация статистического изучения.

Вопросы занятия:

— введение в санитарную статистику

— главные понятия статистического способа

— способы отбора единиц наблюдения

— способы сбора статистических данных

— организация (этапы) статистического изучения

— МКБ-10

— графические изображения

Длительность занятия: 4 часа

Независимая работа: лабораторная работа №1

Теоретическая часть.

Введение в санитарную статистику

Статистика — публичная наука, изучающая количественную сторону массовых публичных явлений в неразрывной связи с их качественными изюминками. Посредством количественных черт, с учетом конкретных исторических условий статистика оказывает помощь найти наиболее значимые закономерности разных процессов, происходящих в жизни общества.

Санитарная (медицинская) статистика изучает вопросы, которые связаны с медициной, гигиеной, здравоохранением. Она это неотъемлемая часть организации здравоохранения и социальной гигиены и одновременно с этим образовывает одну из отраслей статистики.

В санитарной статистике различают три главных раздела: статистику здоровья населения, статистику и статистику здравоохранения клиническую.

Задачи санитарной статистики:

— обнаружение изюминок факторов здоровья и состояния населения, определяющих его;

— изучение информации о сети, деятельности и кадрах ЛПУ, и информации о итогах лечебно-оздоровительных мероприятий;

— использование способов санитарной статистики в экспериментальных, клинических, гигиенических и лабораторных изучениях.

Материалы санитарной статистики направлены на поиск дорог совершенствования здоровья системы и улучшения населения здравоохранения.

Статистика в здравоохранении употребляется для:

1). На данный момент развитие углубленных медико-биологических, физических и др. способов изучения, внедрение новой диагностической техники ведет к накоплению числовых данных, характеризующих общее состояние здоровья и окружающей среды. Принимая к сведенью количество информации об организме можно понять необходимость синтеза данных с применением статистических способов;

2). Определение норм санитарно-гигиенического характера, расчета доз лекарственных препаратов, определение стандартов физического развития, оценки эффективности используемых лечения и методов профилактики.

Главные понятия статистического способа

Статистическая совокупность – несколько, складывающаяся из множества довольно однородных элементов, забранных совместно в известных границах времени и пространства.

Примеры статистической совокупности : население района, города; несколько появившихся либо погибших в данном году; несколько больных тем либо иным заболеванием. Допустим доктора-ревматолога интересуют сроки госпитализации больных острым ревматизмом в городе К. в 2000 г. Такая несколько будет только довольно однородной. Объединяют ее показатели: единый диагноз, единое время (2000 год), единство территории проживания (город К.) Разъединяют: различные сроки госпитализации, различный возраст, пол и др. Показатели сходства помогают для объединения этих элементов, различия – для особенного анализа.

Любой первичных элемент, составляющий статистическую совокупность и наделенный показателями сходства, именуют единицей наблюдения.

Число единиц наблюдения определяют количество изучения.

Учетные показатели – показатели по которым различаются элементы статистической совокупности (пол, возраст, место жительства, сроки заболевания).

По характеру учетные показатели дробят на : атрибутивные (описательного характера- пол, профессия ), количественные (выраженные числом – рост, вес ).

Факторные и результативные показатели. С трансформацией величины факторного показателя изменяется величина результативного показателя (с повышением возраста ребенка возрастает его вес : возраст – факторный показатель, вес – результативный). К результативным показателям возможно отнести: заболевание (диагноз), его финал (выздоровление, смерть, инвалидность), массу тела, уровень белка, холестерина и др.

Отнесение показателей к факторным либо результативным определяется целью изучения.

Главная и выборочная совокупность. Любая статистическая совокупность может рассматриваться как главная либо как выборочная.

Главная совокупность складывается из всех единиц, каковые смогут быть к ней отнесены. В большинстве случаев ее разглядывают как приближающуюся к бесконечности совокупность.

В практике изучения здоровья населения главная совокупность рассматривается в пределах конкретных границ, очерченных территориальным либо производственным показателем и исходя из этого включает в себя определенное число наблюдений (конкретное предприятие с числом трудящихся 10000 человек). Главной совокупностью возможно население города, села, дети школы и др.

Чтобы изучить связи менее изученных показателей при исключении показателей, влияние которых известно, формирование главной совокупности возможно проводить способом направленного отбора. К примеру, известна связь возрастно-полового состава с распространенностью гипертонической заболевании, исходя из этого дабы исключить влияние пола и возраста главная совокупность подбирается однородной по этим показателям (дамы в возрасте 20-25 лет, живущие в городе Н.).

Одним из видов направленного целого отбора есть когортный способ, что разрешает сделать срез в том месте изучаемого явления, в котором самый ярко проявляются закономерности.

Когорта – статистическая совокупность, которая складывается из довольно однородных элементов, объединенных наступлением определенного показателя и прослеженного в одинаковый промежуток времени. К примеру, для определения численности детей в семье (либо количества беременностей, родов либо абортов) за определенный промежуток супружеской судьбе исследуется когорта лиц, имеющих единый срок вступления в законный брак и единый период супружеской судьбе.

В связи с трудоемкостью углубленного анализа всех единиц наблюдения, составляющих главную совокупность, изучение ограничивают некоей частью единиц – выборочной совокупностью.

Выборочная совокупность-часть главной совокупностью, отобранная особым выборочным способом.

Теоретическое обоснование выборочного способа дается законом и теорией вероятности солидных чисел.

На базе анализа выборочной совокупности возможно взять полное представление о закономерностях, свойственных всей главной совокупности. Изюминкой выборочной совокупности есть ее репрезентативность – представительность всех составляющих ее показателей по отношению к показателям главной совокупности.

Требования к выборочной совокупности:

1) она обязана владеть главными характерными чертами главной совокупности;

2) должна быть достаточной по количеству.

Исходя из этого выборочную совокупность из главной отбирают по определенным правилам, снабжающим случайность отбора. Статистика располагает особыми формулами, таблицами по которым возможно выяснить нужное число наблюдений в выборочной совокупности.

методы и Объекты социально-гигиенических изучений

Объекты изучения Способы отбора исследуемых групп обработки информации и Методы получения
Группы населения: • возрастно-половые • территориально-бытовые (обитатели города, села) • социальные • опытные • этнические • семьи полные и неполные • по состоянию организма (неболевшие, эпизодически болеющие, больные хроническими болезнями) • Механическая, случайная, типологическая выборка • Направленный отбор • Гнездовой отбор (серийный отбор) • Монографический • Многоступенчатый • Социологические (опрос, интервью, наблюдение) • Корреспондентский • Бюджетный • Санитарно статистические изучения • Математико-статистические • Сведения государственного учета и учреждений здравоохранения и отчётности органов, социального страхования • Эти социально-экономической статистики

СПОСОБЫ ОТБОРА ЕДИНИЦ НАБЛЮДЕНИЯ

В зависимости от степени охвата изучения принято различать целое и несплошное статистическое наблюдение. Целым именуют такое изучение, при котором изучаются все единицы наблюдения объекта изучения.

Несплошное наблюдение не редкость нескольких видов:

— монографическое

— способ главного массива

— выборочное изучение.

Монографическое изучение — глубокое изучение одного человека, одного учреждения, одного села часто с определенными временными промежутками. Монографическое исследование время от времени выполняют перед главным с целью разработки программы, изучения разных организационных вопросов.

Способ главного массива — охватывает солидную часть единиц изучаемого объекта наблюдения. Данный способ время от времени именуют несовершенным целым. К примеру, при изучении здоровья детей, родители которых трудятся на текстильных фирмах, для анализа отбирают лишь большие фирмы.

Выборочный способ.

Механическая выборка — формируется посредством механического (арифметического) подхода к отбору единиц наблюдения. К примеру, при необходимости отбора 20% от всей генеральной совокупности возможно отобрать любой 5-й случай.

Случайная выборка — формируется с применением вероятностных математических способов , к примеру, таблицы случайных чисел.

Типологическая выборка — это выборка, при формировании которой главная совокупность разбивается на типы с последующим отбором единиц наблюдения из каждой типической группы. Наряду с этим число единиц наблюдения возможно отобрать пропорционально численности типической группы (пропорциональный типологический отбор) либо непропорционально, т.е. отбирая различное число наблюдений из каждой группы (непропорциональный типологический отбор). К примеру, исследуемую группу предварительно возможно разбить по полу, возрасту, профессии либо образованию и отобрать из каждой подгруппы нужное число единиц наблюдения.

Серийная выборка — формируется посредством отбора не отдельных единиц наблюдения а целых групп, серий, гнезд, в состав которых входят организованные в некотором роде единицы наблюдения. К примеру, смогут быть забраны территориальные образования (деревни, районы), отдельные учреждения (поликлиники, детские сады и т.п.) В каждой серии изучаются все единицы наблюдения.

Когортный способ — статистическую совокупность составляют довольно однородные группы лиц, объединенных наступлением определенного демографического показателя в один и тот промежуток времени. К примеру, при изучении вопросов связанных с рождаемостью, формируют когорту по показателю единого срока рождения — изучение рождаемости по поколениям, либо по показателю единого срока вступления в законный брак — изучение рождаемости по продолжительности супружеской жизни.

Способ направленного отбора — разрешает распознать влияние малоизвестных факторов при устранении влияния известных. К примеру, при изучении влияния стажа трудящегося на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного образовательного уровня.

Способ копи-пара , либо метод уравновешивания групп (способ парных сочетаний). В основе его лежит подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы «копи-пары» по одному либо нескольким исследуемым показателям. К примеру, как мы знаем, что на младенческую смертность воздействуют такие факторы, как масса тела при рождении и пол ребенка. При использовании данного способа для каждого случая смерти ребенка из другой совокупности успешных финалов подбирают «копи-пару» по массе и полу. Данный метод отбора целесообразно использовать для изучения редких явлений.

СПОСОБЫ СБОРА Статистических данных

Главным методическим требованием при постановке медико-социальных изучений есть их проведение в определенных группах населения, объединенных каким-либо неспециализированным социальным либо возрастно-биологическим показателем. Программа каждого изучения обязана включать два раздела:

1) чёрта состояния организма населения по всем вероятным либо некоторым показателям;

2) образа жизни и характеристику условий изучаемой группы.

Данные о состоянии здоровья возможно взять из трех источников:

— эти официальной статистики национальных организаций и учреждений;

— выкопировка данных из первичной медицинской документации;

— яркое наблюдение (осмотр)

Для получения информации об образе и условиях судьбы употребляются социологические методики:

— анкетирование (заочный опрос)

— интервьюирование (очный опрос)

— комбинация этих способов (анкета-интервью)

— способ наблюдения

— экспедиционно-монографический способ (с параллельным изучением местных изюминок типического объекта)

— бюджетный способ и т.д.

Любой из способов имеет разные модификации, так интевью возможно групповым либо личным, глубоким клиническим, коллегиальным и т.д.; способ наблюдения – гласным и негласным, полным и неполным, личным и коллективным и т.д.

Методика составления анкеты медико-социального изучения

здоровья населения

Анкеты должны носить ориентированный темперамент, снабжать надежность, достоверность и репрезентативность регистрируемых в них данных.

Все вопросы, применяемые в анкете, возможно условно поделить на пара главных групп: по содержанию (вопросы о фактах, поведении, действии, мотивах, оценках, личности и мнении опрашиваемого); по форме (открытые, закрытые, прямые и косвенные); по функции (главные, контрольные, фильтрующие).

Открытый вопрос не предусматривает каких-либо подсказок. Пример,

«Ваша главная врачебная специальность_________________________»

«Что, по Вашему возможно сделать для улучшения работы поликлиники? ______________»

Закрытый вопрос содержит в собственной формулировке варианты ответов. Напрмер,

«В случае если при Вашего заболевания, Вы не всегда обращаетесь к доктору, то что есть обстоятельством этого? (выделите верный ответ):

1. Продолжительное ожидание очереди.

2. Занятость по дому, на работе.

3. На большом растоянии до поликлиники.

4. Вас не удовлетворяет доктор по обстоятельству его невнимательности.

5. Не удовлетворены лечением.

6. Надежда на то, что заболевание сама пройдет.

Прямой вопрос задается в личной форме

К примеру: «Что Вы думаете о . . .?»

Косвенный вопрос формулируются в безличной либо полубезличной форме.

Пример, «Некаковые люди уверены в том, что. . .?»

Вводные вопросы предназначаются для естественного и непринужденного подключения опрашиваемого к исследуемым проблемам.

Контрольные вопросы употребляются для проверки искренности, достоверности и непро-_ тиворечивости ответов. В большинстве случаев в анкете главные и контрольные вопросы находятся так, дабы опрашиваемый не смог уловить между ними связи. В качестве контрольных значительно чаще употребляются косвенные и открытые вопросы. Социологическую данные дают только основные вопросы. Роль вопросов-фильтров в разграничении опрощеных на опытных и неопытных исследуемый предмет. имеет прямое отношение к теме изучения. Последняя треть текста главной части должная включать в себя самые интимные и разного рода контрольные вопросы, цель которых углубить и уточнить те данные, которая взята в ответах на прошлые вопросы.

В социально-демографической части находятся вопросы, касающиеся объективного статуса опрашиваемого (пол, возраст, домашнее положение, профессия и т.д.)

Время опроса не должно быть больше 30 мин.

Главные правила построения анкеты:

1. В анкету нужно включать лишь важнейшие вопросы, ответы на каковые окажут помощь получить данные, нужную для ответа главных задач изучения, которую нельзя получить вторым методом, не проводя анкетного опроса.

2. Формулировка вопросов и все слова в них должны быть понятны респонденту и соответствовать его уровню знаний.

3. В анкете не должно находиться вопросов, вызывающих нежелание ответить на них. направляться стремиться к тому, дабы все вопросы приводили к положительной реакции опрашиваемого и его желание дать полную и подлинную данные.

4. последовательность и Организация вопросов должна быть подчинена получению самой нужной информацим с целью достижения цели и решения задач, поставленных в изучении

Композиция анкеты

1. Вводная часть.

2. Главная часть.

3. Социально-демографическая часть (паспортичка).

Вводная часть является обращением к опрашиваемому, в котором указывается кто и с какой целью проводит опрос. Назначение вводной части пребывает в том, дабы максимально расположить к себе опрашиваемого, заинтересовать его темой опроса.

Главная часть содержит вопросы, в последовательности которых неспешно раскрывается содержание изучаемой темы. Основная цель начальной трети вопросов главной части анкеты содержится в том, дабы заинтересовать опрашиваемого, расположить его к сотрудничеству и содействовать его постепенному и полному включению в процесс работы с анкетой. Вторая часть главной части содержит, в большинстве случаев, самые трудные вопросы, направленные значительно чаще на выяснение установок, точек зрения, оценок индивида

Пример: АНКЕТА БОЛЬНОГО ПОЛИКЛИНИКИ №

Пол
мужской женский
Возраст
до 20 лет 31-40 51-60
Образование
начальное неполное высшее
среднее высшее
среднее особое
Социальное положение
трудящийся неработающий
пенсионер
Частота визита поликлиники
более 1 раза в месяц 1 раз в полгода
1 раз в тридцать дней 1 раз в год
1 раз в 3 месяца менее 1 раза в год
Время ожидания врачебного приема (в минутах):
до 15 15-30 30-60 более 60
по предварительной записи
в порядке «живой очереди»
Укажите самоё удобное для Вас время визита поликлиник
с 8.00 до 12.00 с 14.00 до 17.00
по окончании 18.00 суббота
Дешёвы ли Вам следующие виды обследования в поликлинике?
В полной мере доступно Довольно часто доступно Недоступно
Флюорография
Ренгеновское
Лабораторные
УЗИ
Эндоскопические
ЭКГ
Удовлетворены ли Вы качеством оказания медицинской помощи в поликлинике?
да, в полной мере удовлетворен
не совсем удовлетворен
не удовлетворен
Удовлетворяет ли Вас работа поликлиники в целом?
да, в полной мере удовлетворен
не совсем удовлетворен
не удовлетворен Благодарю

Методика составления макетов таблиц

В таблицах, как в грамматических предложениях, различают подлежащее, т.е. основное, о чем говорится в таблице, и сказуемое, т.е. то что характеризует подлежащее. Подлежащее — это главный показатель изучаемого явления, оно в большинстве случаев находится слева по горизонтальным строчкам таблицы. Сказуемое — показатели, характеризующие подлежащее, — находятся в большинстве случаев сверху.

При составлении таблиц должны соблюдаться следующие определенные требования: таблица должна иметь четкое, краткое заглавие, отражающее сущность таблицы; таблица должна иметь единую последовательную порядковую нумерацию; оформление таблицы заканчивается итогами по строкам и графам; в таблице не должно быть безлюдных клеток (в случае если нет показателя ставится прочерк). Виды созданных таблиц: простые (один показатель), групповые (два показателя в связи между собой), комбинационные (три показателя и более в связи между собой)

В следствии сводки и группировки в разработочных таблицах материал наблюдения представлен в виде безотносительных суммарных чисел, которых не хватает для сравнения, выводов и оценки результатов. В связи с чем определяются разные виды относительных величин (показатели).

Таблица 1. Несложная таблица

Число заболеваний кровообращения в городе Н. в 2001 г.

(по нозологическим формам)

Нозологическая форма Число болезней
Ишемическая заболевание сердца
Атеросклероз
Гипертоническая заболевание
Ревматические болезни сердца
всего

Таблица 2. Групповая таблица

Число заболеваний кровообращения в городе Н. в 2001 г.

(по нозологическим формам, возрасту и полу)

Нозологическая форма Возраст в года Пол
0-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше все возрастные группы м ж оба пола
Ишемическая заболевание серд.
Атеросклероз
Гипертоническая заболевание
Ревматические заб. сердца

Таблица 3. Комбинационная таблица

Число заболеваний кровообращения в городе Н. в 2001 г.

(по нозологическим формам, возрасту и полу)

Нозологическая форма Возраст, пол
0-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше Все возрастные группы
м ж м ж м ж м ж м ж м ж м ж оба пола
Ишемическая заболевание сердца
Атеросклероз
Гипертоническая заболевание
Ревматические болезни сердца

Выборочный способ в статистических изучениях


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: