Методы психологического исследования и специфика их применения в психологии человека, психологии развития, в педагогической и социальной психологии.

Способы изучения в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное и в некотором роде фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Данный способ используется в ходе фактически любого педагогического изучения. Наблюдение может проводиться конкретно либо же с применением технических средств (фото, аудио, видео). Главными изюминками способа наблюдения есть: яркая сообщение наблюдателя и замечаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (иногда – невозможность) повторного наблюдения. Опыт–планомерное манипулирование одной либо несколькими переменными(факторами) и регистрация сопутствующих трансформаций в поведении изучаемого объекта. По форме проведения выделяют два главных вида опыта – лабораторный(спец условия) и естественный.Формирующий опыт– используемый в возрастной и педагогической психологии способ прослеживания трансформаций психики ребенка в ходе активного действия исследователя на испытуемого. Тестирование– это фиксированное во времени опробование, предназначенное для установления количественных (и качественных) лично-психотерапевтических различий. Тест – главной инструмент психодиагностического обследования, благодаря которому осуществляется психотерапевтический диагноз.Опрос- получение информации о фактах со слов опрашиваемых. Анкетирование– способ получения информации на основании ответов на намерено подготовленные вопросы.

Исследовательские способы психологии

Главные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, смогут быть решены лишь на базе применения надежных исследовательских способов познания.

Посредством определенных приемов, норм и правил обеспечивается самый эффективный метод практического применения и приращения психотерапевтических знаний. Причем комплект эти приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта. Как утверждал Георг Гегель, «способ имеется не внешняя форма, а понятие и душа содержания». Способ как бы возвращает нас к объекту изучения, углубляет его познание.

Общенаучные способы психологии

Исходя из этого исследовательские способы психологии, само собой разумеется, отличаются от способов, используемых, к примеру, в физике, биологии либо социологии, не смотря на то, что психология применяет и главные общенаучные способы, к числу которых относятся:

Диалектический способ, требующий изучения всех явлений и предметов с учетом их развития и постоянного изменения; данный способ, узнаваемый так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта результат долгого развития как всего людской рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе);

Способ детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: данный способ требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных обстоятельств и связанную с этим возможность ее объяснения;

Способ системности, исходящий из того, что мир имеется множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика есть целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не смогут существовать изолированно, вне данной связи;

Способ фальсифицируемости, предложенный британским философом Карлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в ходе постоянного поступательного развития науки.

Своеобразные способы психологии

Формулируя кое-какие универсальные способы науки, методика вместе с тем выделяет и кое-какие своеобразные способы, каковые самый соответствуют объекту познания той либо другой конкретной науки. Так, особенное значение для психологии имеют следующие способы изучений:

Способ рассмотрения психотерапевтических явлений как единства психологического и физиологического. Но современная психология исходит из того, что, не смотря на то, что нервная совокупность и снабжает протекание и возникновение психологических процессов, они однако не смогут быть сведены к физиологическим явлениям;

Способ постоянного учета единства психики, деятельности и сознания. Психотерапевтическое изучение исходит из того, что сознание деятельно, деятельность сознательна. Психолог изучает поведение, которое формируется при тесном сотрудничестве личности с обстановкой.

Оптимальное соотношение разрабатываемых той либо другой наукой метода и теории представляет собой тот идеал, к которому пытается любой исследователь.

Своеобразные способы психотерапевтической науки, каковые определяются изюминками се объекта, принято дробить на два главных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в намерено созданных условиях, и специальный способ тестирования).

Неэкспериментальные способы изучения психики оцениваются как самые надёжные, потому, что они используются в естественных условиях.

Способ наблюдения пребывает в систематическом и фиксации и целенаправленном восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение чаще всего используется в следующих целях:

-для анализа характера трансформаций поведения при изменившихся условиях и обнаружения самые эффективных способов труда, стимулирования и планирования трудовой деятельности;

-для наблюдения за поведением разных операторов в однообразных условиях и обнаружения так личных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

По характеру организации наблюдение возможно внешним либо внутренним, разовым либо систематическим.

Внешнее наблюдение оказывает помощь обрисовать действия, приемы рабо тника. Оно в большинстве случаев дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, например, фотографирование либо киносъемка. Посредством соответствующей техники возможно зафиксировать все действия работника, его перемещения а также мимику. В ходе наблюдения обширно проводятся замеры физиологических показателей дыхания: частоты и человека пульса, кровяного давления, головного мозга и активности сердца. Громадное внимание уделяется ошибочным действиям человека, что разрешает вскрыть обстоятельства их происхождения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения нужно обеспечить такие условия, дабы не отвлекать замечаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

Увеличению объективности наблюдений содействует многократность наблюдений, их сочетание с другими способами изучения.

Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) позволяет человеку оценить те элементы собственной деятельности, каковые он раньше не подмечал. В ходе самонаблюдения человек обрисовывает и разбирает собственный поведение, ощущения, эмоции, мысли. Прекрасно известной формой для того чтобы самонаблюдения есть ведение ежедневника. Результаты самонаблюдения кроме этого находятся в письмах, автобиографиях, других документах и анкетах. Достигаемое в следствии самонаблюдения распознавание собственных возможностей и способностей нужно для постановки на данной базе настоящих, посильных жизненных задач, и для применения предлагаемых современной психологией многообразных методик психофизического авторегулирования, разрешающих сохранить и умножить отечественный энергетический потенциал.

Способ наблюдения употребляется не только изолированно, но и в сочетании с другими способами.

Способ опроса — возможно устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа — один из распространенных психотерапевтических способов, в особенности нужен при определении опытных качеств работника, обнаружении изюминок мотивации работника данной профессии, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы нужно учитывать, что она обязана:

строиться по заблаговременно продуманному замыслу;

проводиться в воздухе обоюдного доверия, носить темперамент

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие темперамент подсказки либо внушения.

Серьёзным требованием к проведению этого изучения есть соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение опытной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование — самый удобный и недорогой если сравнивать с интервью метод получения информации от больших групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, исходя из этого он отвечает на вопросы более открыто. Помимо этого, он может более основательно продумать и сформулировать собственные ответы. Анкетирование дает возможность приобрести данные в короткие сроки и от громадного количества людей, причем в форе, дешёвой для машинной обработки.

Для увеличения уровня достоверности данных анкетированию обязана предшествовать предварительная организационная работа: беседа о порядке и целях анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением главных разделов. Сейчас при анкетировании вероятно применение таких современных технологических способов, как рассылка вопросов по email, через Интернет. Эти технологии в значительной степени ускоряют практическое использование и получение нужных данных.

Наблюдение во всех его формах не вносит трансформаций в изучаемый процесс, исходя из этого на протяжении его не всегда могут показаться как раз тс ситуации, каковые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недочёта направляться прибегать к опыту.

Опыт — это также наблюдение, но проводимое в намерено созданных условиях. Целью опыта есть определение влияния какого-либо параметра окружающей среды (свободная переменная) на поведение участников опыта (зависимая переменная). Обе эти переменные должны быть дешёвы объективному наблюдению и совершенно верно фиксироваться. Для надежности контроля за переменными психологи в большинстве случаев трудятся с двумя группами — экспериментальной и контрольной, аналогичными по другим условиям и своему составу (контрольная несколько в отличие от экспериментальной не подвергается действию свободной переменной).

Традиционно употребляются два вида опыта: лабораторный и естественный.

Лабораторный опыт — это моделирование той либо другой деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный опыт довольно часто предполагает изучение какого-либо одного нюанса трудовой деятельности — к примеру, влияние того либо иного способа обучения на производительность труда. Вероятно изучение сложных видов труда, к примеру, астронавтов на особых тренажерах.

Недочётом данного способа есть искусственность создаваемого трудового процесса, что время от времени ведет к понижению эмоции ответственности у испытуемых.

Естественный опыт проводится в повседневных условиях, на простом рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение делается объектом изучения. Преимуществом этого способа есть полная естественность условий. Исходя из этого его результаты в громаднейшей степени возможно применять в практической деятельности.

Еще одним способом психотерапевтической диагностики есть тестирование, которое проводится на базе стандартизированных задач и вопросов-тестов. Тест — это особенный вид экспериментального изучения, воображающий собой особое задание либо совокупность заданий. Испытуемый делает задание, время исполнения которого в большинстве случаев учитывают. Тестирование активно используется для стандартизированного измерения личных различий, для опытной экспертизы, а также в совокупности образования для определения уровня знаний.

Так, в психологии употребляется множество способов. Какой из них направляться применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от объекта и задач изучения. Наряду с этим в большинстве случаев применяют несколько какой-то способ, а последовательность способов, взаимно дополняющих и осуществляющих контроль друг друга.

Специфика психотерапевтических изучений пребывает в том, что при их проведении эксперты должны проявлять заботу о людях, сохранении их благополучия и достоинства. Психологи-исследователи создали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие главные этические нормы:

-при планировании опыта исследователь отвечает за его этическую приемлемость;

-исследователь обязан информировать испытуемых обо всех сторонах опыта, каковые смогут оказать влияние на их желание принять в нем участие:

-исследователь обязан с уважением относиться к праву испытуемого сократить либо прервать собственный участие в ходе изучения в любое время;

-исследователь обязан обезопасисть участников изучения от любого физического либо душевного дискомфорта, опасности и вреда;

-информация, полученная на протяжении изучения о его участниках, есть строго тайной.

направляться кроме этого учитывать, что психотерапевтическое изучение — это неизменно социально-психотерапевтическое сотрудничество между экспериментатором и испытуемым, на протяжении которого под влиянием некоторых факторов может появиться искажение объективной информации.

Как показывает практика, участники опыта довольно часто ведут себя как раз так. как этого ожидает от них экспериментатор. Известен и так называемый эффект Пигмалиона, ведущий к происхождению неточностей по вине самого экспериментатора: получая, дабы испытуемый «трудился на догадку», исследователь так или иначе формирует привилегированные условия для экспериментальной группы, что помогает часто источником неточностей. Так, с целью проведения изучений в области психологии требуется высокая квалификация исследователя.

Группы способов психологии

Известно пара классификаций способов психологии, потому, что по-различному трактуются методики и методы, существуют разные психотерапевтические школы, появляются дополнения, трансформации. Приведем одну из достаточно маленьких, но в полной мере развернутых и многоплановых классификаций, которая создана одним из классиков отечественной психологии Б. Г. Ананьевым (1907-1972).

На различных стадиях изучения выделяется четыре группы способов.

Первая несколько — организационные способы

К первой относятся организационные способы, на базе которых строится изучение в целом, вся его методика. К ним относится сравнительный способ, имеющий самые различные вариации, в то время, когда сопоставляются, к примеру, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, приобретаемые по однообразным (либо различным) методикам в различные периоды времени (способ “поперечных срезов”). Лонгитюдный способ выстроен на долгом по времени прослеживании психологического развития либо трансформации одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, подобный логике формирующего изучения. Комплексный способ пребывает в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методик и методов.

Вторая несколько — эмпирические способы

Вторую и самую широкую и развернутую группу составляют эмпирические способы, благодаря которым добываются факты, проводится фактически изучение. Перечисление этих способов не может быть исчерпывающим, исходя из этого обрисуем кое-какие главные.

Наблюдение — один из главных, довольно часто употребляемых способов психологии, но, как и каждый второй способ, он требует для выполнения особой подготовки, профессионализма. Так как замечать возможно и за пробегающим за окном автомобили пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и большое количество другого. Самое основное — это адекватная психотерапевтическая интерпретация результатов наблюдения, потому, что психика, как мы знаем, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество способа наблюдения содержится в том, что деятельность человека протекает в обычных, естественных для него условиях.

Самонаблюдение (интероспекция) — исторически психики и изучения первый метод души. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психологическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте есть в конечном итоге весьма сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека необходимо намерено учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами вторых способов, неизменно нужна, иногда нужна.

Опыт есть главным способом современной психологии, находится у ее истоков. Не смотря на то, что нужно признать, что ввиду собственного предмета психология остается наукой в значительной степени описательной. Не над всем в психике вероятен опыт в его хорошем понимании. Но особенное значение экспериментального способа обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

Преимущества экспериментального способа

Во-первых, опыт разрешает задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс либо состояние. Не стоит ожидать, например, проявления воли, а возможно создать для этого экспериментальные условия.

Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, воздействующие на исследуемое явление, может планомерно поменять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

В-третьих, управляемое варьирование факторов позволяет точно распознать меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. найти объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

В-четвертых, полученные материалы разрешают и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, моделирование и математическое описание изучаемого явления в целом.

Но из перечисленных преимуществ опыта неизбежно вытекает его главная трудность — ограничение. Как психотерапевтическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необыкновенных условиях. Человек знает, что это не настоящая практика, а только опыт, что, к примеру, по его жажде возможно прекращен.

По различным основаниям выделяется множество видов опыта: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой. Особенное место в этом последовательности занимает естественный опыт, предложенный известным русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917). Сущность его содержится в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении опыта.

К сожалению, современная психология становиться все, менее экспериментальной. Чуть ли не единственными способами психотерапевтического изучения остаются разные тесты, опросы, интервью. Это обедняет методологический аппарат психотерапевтической науки, упрощает познание ее предмета.

Тест (опробование, проба) кроме этого употребляется научной психологией в течение ста лет и сейчас приобретает все большее распространение. Не всякое психотерапевтическое опробование, проба, вопрос являются тестами. Для последних нужна надежность, валидность, стандартизированность, психометрическая состоятельность, четкость психотерапевтической интерпретации. В условиях грамотного применения он позволяет получения громадного количества эмпирических данных, возможность предварительной градации испытуемых. Существует огромное количество классификаций и видов тестов по их построению, задачам, выполнению. Стандартизация — подбор, статистическая подгонка степени сложности вопроса. Требование валидности теста свидетельствует наличие уверенности в том, что измеряет он как раз то, на что рекомендован.

Анкеты и разные опросники — это всевозможные вариации тестов. Тут принципиально важно учитывать не только формулировку вопроса, но и очередность его предъявления. Особенный по направленности вид вопросников составляют социометрические методики, благодаря которым исследуются межличностные отношения в группе, выявляются отношения фаворит — ведомый.

Способ беседы предполагает личную психотерапевтическую работу, со своей стороны имеет поведения исследователя и свои правила проведения.

Комплект праксиметрических способов создан в рамках психологии труда при изучении разных людских перемещений, операций, действий, опытного поведения. Ко мне входят хронометрия, циклография, составление профессиограмм.

Анализ продуктов деятельности представляет собой комплексное изучение результатов труда как материализации психологической деятельности. Это относится и к детскому рисунку, и к школьному произведению, и к произведению писателя, и к “картине”, нарисованной мартышкой.

Биографический способ предполагает психотерапевтический анализ жизненного пути, биографии человека. Это анализ представлений человека о собственном жизненном пути, о прошлом и будущем; психология жизненных замыслов; жизни и психологические стратегии поведения.

Способ моделирования имеет различные варианты. Модели бывают структурными, функциональными, физическими, знаковыми, логическими, математическими, информационными. Каждая модель беднее исходного оригинала, выделяя в нем какой-то определенный нюанс и абстрагируясь от вторых сторон изучаемого явления.

Третья несколько — способы обработки взятых результатов

Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют способы обработки взятых результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это неизменно творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор самые адекватных и чувствительных математических средств.

Четвергая несколько — интерпретационные способы

Наконец, четвертую группу составляют так именуемые интерпретационные способы, направленные на теоретическое объяснение, психотерапевтическую трактовку изучаемого явления. Тут постоянно присутствует комплексный, системный комплект разных вариантов функционального и структурного способов, замыкающих неспециализированный цикл психотерапевтического изучения.

Наблюдения (более пассивны)

Опыты (более активны)

Научный способ изучения не ограниченный несложный регистрацией фактов, а научно-растолковывающие обстоятельства того либо иного психотерапевтического явления

Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психотерапевтический факт

Житейские наблюдения ограничиваются регистрацией фактов, носят случайный неорганизованный темперамент

Научный способ наблюдения переходит от написания фактов к объяснению его внутренней сущности.

Психология. Понятие, предмет, методы и объект психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: