Методы психологии в исследовании конфликтов

Современная конфликтология не разрабатывает собственный личный инструментарий, а обширно применяет методики и методы, созданные в других отраслях знаний

1. Наблюдение — непосредственная регистрация и прямая условий и событий, в которых они имеют место. Используются для изучения распрей разного уровня — от внутриличностного до межправительственного. Как способ сбор первичной информации об изучаемом объекте методом целенаправленного, организованного, фиксирования и непосредственного восприятия конфликтных событий наблюдение владеет рядом преимуществ. На протяжении наблюдения конфликт воспринимается конкретно. Это возможно обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник). Наблюдение разрешает оценить воздействие многих факторов в конфликте, их «эффективность» и весомость действия. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конфликт. Имеется возможность изучения конфликта в динамике.

Опытными наблюдателями являются журналисты, комментаторы, доктора, учителя, представители многих вторых профессий. Наблюдение в большинстве случаев производятся в естественных условиях, чем и отличается данный способ от вторых. Конфликтолог в зависимости от целей изучения и складывающейся ситуации может замечать, являясь или участником события (включенное наблюдение), или сторонним наблюдателем (простое наблюдение).

Преимущества способа наблюдения состоят не только в его относительной простоте, но и в том, что он позволяет исследователю вникнуть в подробности конфликта, «прочувствовать» его многообразие. Недочёт его кроме этого очевиден: личность исследователя неизбежно отражается на качестве наблюдения, да и в отличие от качественного количественный темперамент выводов возможно поставлен под сомнение. Но наблюдение как способ изучения конфликта имеет и недочёты: личный темперамент замечаемой обстановке; обоюдное влияние конфликта и наблюдателя. Наблюдатель делается в той либо другой степени участником конфликта, и его психика подвергается трансформациям, каковые свойственны противоборствующим сторонам (искаженное восприятие, негативное эмоции, поиск честной позиции и др.). Полученные так факты несут отпечаток личностной, субъективной оценки. Нужно учитывать кроме этого влияние на результаты изучения конфликта личного опыта, знаний, установок, эмоционального состояния наблюдателя. К недочётам кроме этого возможно отнести трудоемкость оформления итогов наблюдения.

2. Социометрия — социально-психотерапевтический тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, в конфликтологии используется для обнаружения напряженных взаимоотношений в малой группе. Социометрия основывается на определении каждым участником группы собственного отношения к окружающим по предложенным параметрам.

3. Изучение документов — изучение информации для ретроспективного анализа распрей, зафиксированной в рукописном либо печатном тесте (трудовые соглашения, договора между организациями, должностные руководства, распоряжения и конкретные приказы, объяснительные записки, доклады и т.п. в зависимости от обстановки), на компьютерной дискете, кинопленке и др. Информация фиксируется посредством букв, цифр, стенографических и иных знаков, картинок, фотографий, звукозаписей и т.д. В большинстве случаев при изучении документов видятся трудности, которые связаны с разнообразием источников и большим количеством. Исходя из этого используется необычная методика их изучения, именуемая контент — анализом (количественный анализ). При применении данной методики удается отыскать и посчитать показатели документа, отражающие его сущностное содержание. Анализ содержания документальных источников во многих случаях дает возможность приобрести информацию, достаточную для углубленного анализа неприятности. Анализ документов дает начальную данные.

В большинстве случаев при изучении документов видятся трудности, которые связаны с разнообразием источников и большим количеством. Исходя из этого используется необычная методика их изучения, именуемая контент-анализом (количественный анализ). Его сущность укладывается в достаточно несложную схему: «Кто заявил, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?» При применении данной методики удается отыскать и подсчитать показатели документа (к примеру, число упоминаний слова «борьба»), отражающие его сущностное содержание.

4. Опрос — на данный момент самый распространен в изучении распрей и включает разнообразные шкалы степени наличия и диагностики конфликта его выраженности, тестовые процедуры, выявляющие выбираемые стратегии поведения в конфликтах. Тестовые процедуры разрешают распознать выбираемые испытуемым стратегии поведения в конфликтах. В современной практике используется широкий спектр опросных способов для обнаружения сотрудничества конфликтующих сторон. Конфликтологи по интересующим их проблемам довольно часто применяют ответы людей. Эти сведенья возможно взять как от стороны, участвующей в конфликте, так и от его очевидцев. Ответственную вербальную данные смогут дать и специалисты (специалисты). В частности, для измерения психологии участников конфликта создано много опросников и тестов. Вопросы, обращенные к респондентам, в большинстве случаев, опосредованы, потому, что многие из них стесняются говорить об участии в конкретном конфликте.

Преимущества опросов очевидны: они не причиняют вреда ни интервьюерам, ни респондентам; довольно недороги и не требуют громадных затрат времени. Очевидны и недочёты: кое-какие опрашиваемые стесняются, другие скрытны, сами же исследователи еле преодолевают собственный субъективизм, в особенности при интерпретации ответов.

5. Опыт. Экспериментальное изучение конфликта основывается на моделировании конфликтных обстановок, в основном в лабораторных условиях, и фиксировании реакции человека на эти ситуации. Среди созданных экспериментальных игровых процедур — матричные игры, переговорные игры (в которых участники общаются между собой, пробуя достигнуть одностороннего либо обоюдного выигрыша), коалиционные игры, локомоционные игры (с перемещением сторон в направлении поставленной задачи либо выбранной участниками цели) и социальные игры — ловушки, и и более непростые конфликтные обстановки, моделирующие столкновения. Но подобные изучения распрей связаны с трудностями организационного характера, кое-какие из них неприемлемые с нравственной точки зрения. Помимо этого, сложные формы людской поведения в конечном итоге выясняются значительно богаче; связи, распознанные в игровой обстановке, смогут не проявиться в настоящих конфликтах.

Введение в психологию конфликта


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: