Методы работы консультантов во время осуществления консультационного проекта

Главным причиной успеха консультационного проекта есть мастерство консультанта. Для действенного ведения дискуссии он может применять множество приемов: от элементов лекции до «работы и» мозгового штурма в малых группах. Работа в малых группах есть решающим в процессном консультировании. Посредством консультанта творческий потенциал группы компании-клиента быстро активизируется и она за маленький срок может выработать решения, определяющие развитие данной компании на долгий срок.

Воздух работы должна быть непринужденной и содействовать интенсивному творчеству. Задачей консультанта при работе в группах есть вовлечение в дискуссию всех участников, что увеличивает возможность выработки оптимальных ответов. Помимо этого, консультанту нужно удержать обсуждение в определенных рамках, не разрешить ему «расплыться» либо превратиться в дискуссию о «глобальных проблемах».

Консультант обязан воздерживаться от оценочных суждений, и одновременно с этим — помогать участникам четко формулировать идеи, предложения, главные неприятности без шлифовки формулировок. Это есть задачей консультанта — он готовит итоговый отчет, систематизируя, обобщая полученный материал, воображая его в эргономичном для осмысления и анализа виде. В то время, когда отчет готов, он опять рассматривается группой, и или одобряется, или отправляется на доработку. Одобрение отчета есть формальным завершением процессного консультационного проекта. Консультант может привлекаться к выполнению принятых ответов, быть может и не привлекаться. Для успешного применения способа процессного консультирования должны быть установлены действенные доверительные отношения между консультантом и клиентом; управление компании-клиента должно быть «предано идее» проекта и мочь передать эту преданность своим сотрудникам и коллегам; сотрудники компании-клиента должны посвятить проекту достаточно времени, отказавшись от распространенного принципа «вы эксперт — вам известный».

Обучающее консультирование додаёт к перечисленным выше способы активного обучения управленческого персонала компании-клиента на протяжении осуществления проекта. Хорошим способом обучающего консультирования есть так называемый лабораторный способ (способ Т-группы), где под лабораторией консультирования подразумевается обучающая среда, создающая возможность действий со стороны участников, имитирующих настоящие процессы и управленческие ситуации.

При таком подходе нужно, дабы консультант смотрел за соблюдением следующих правил:

1) ответственна ответственность обучаемого за собственную вовлеченность в процесс, обучение и поведение;

2) нужно наличие социального группирования, которое определяется существованием неспециализированных условий;

3) направляться не забывать, что лабораторный способ — это «обучение действительности», т.е. он основывается на имитации настоящих обстановок.

стаж работы в таких Т-группах может привести консультантов к расширению их ролей в жизни, что и происходит на практике, в то время, когда многие из процессно-ориентированных консультантов приходят в консультирование как бывшие участники Т-группы.

Многие консультанты по организационному формированию советуют своим клиентам учавствовать в некоторых формах лабораторного обучения. Главные цели наряду с этим — научить тому, как лучше взаимодействовать с другими, как разрешать поведенческие неприятности, а основное — научить, как стать хорошим клиентом консультантов, и т.д.

С целью достижения результата обучения нужно «пропускать» эти через себя с целью их применения, т.к. в другом случае теряется чувство соответствия между опытом, купленным по лабораторной программе, и настоящим миром.

Особенность лабораторного способа содержится в том, что обучаемый в лаборатории должен быть способен настроиться как на внутренние, им самим создаваемые идеи, каковые являются его собственными ощущениями, так и на данные, собираемую о внешнем мире при помощи эмоций, т.е. на собственную работу с интуицией, которая нужна при переносе взятых при обучении знаний на другие ситуации, конкретно не совпадающие с таковыми при обучении.

Существует множество действенных лабораторных упражнений: межгрупповые упражнения, игры на формирование доверия, упражнения на общение и т.д. Во всех этих упражнениях возможно смоделировать своеобразные обстановки, максимально улучшающие обучение и являющиеся самые общими в нелабораторных условиях.

Существует три вида обучающего консультирования в форме лаборатории:

1) организационная лаборатория;

2) лаборатория по разбору рисковой обстановке;

3) лаборатория по жизнедеятельности организации.

В Российской Федерации лабораторный способ есть самый эффективным методом применения обучающего консультирования. Он адаптирован для современных русских условий С.В. Хайнишем. Его способ включает следующие этапы.

  • Предварительная диагностика. Несколько экспертных и процессных консультантов осуществляет обследование фирм методом интервьюирования изучения и руководителей документации.
  • Консалтинг-семинар («лаборатория»). Проводятся выездные семинары (3—5 дней) для управленческого персонала клиентской организации с применением всех способов экспертного, процессного и обучающего консультирования.
  • Разработка рекомендаций. По результатам семинара систематизируются, вырабатываются и предлагаются решения для внедрения в клиентской организации.

Лабораторный способ как форма обучающего консультирования есть самоё эффективным в современных русских условиях по следующим обстоятельствам.

  • Он привычен для русских менеджеров, по причине того, что похож на способы «экономической учебы» в советское время.
  • Лабораторный способ снабжает более сильную мотивацию обучения, поскольку ролевая практика содействует тому, что участник чувствует потребность лучше осознать конкретные вопросы. Он не просто слушает, а «проходит» через настоящую обстановку и старается всесторонне осмыслить ее.
  • Лабораторный способ моделирует процесс ежедневного общения клиента и потому более действен, чем дидактическое обучение. Успешное использование лабораторного способа содействует акцентированию внимания участников на вопросах принятия ответов в «настоящем времени» потому, что в этом способе они играются значительную роль.
  • Лабораторный способ более характерен для концепции процессного консультирования. Одна из изюминок прекрасно проходящей «лаборатории» содержится в возможности корректировки программы в соответствии с действиям персонала и участников. Процессы корректировки являются неотъемлемым элементом лабораторного способа, тогда как дидактический подход к планированию семинаров, предоставляющий данные, не владеет процессно-ориентированным качеством самой корректировки.

Дидактический подход уводит от процесса обучения и возвращается к классической форме экспертного консультирования. Само собой разумеется, вероятна комбинация трех названных форм консультирования (экспертного, процессного и обучающего) в рамках одного и того же проекта.

В Российской Федерации до тех пор пока громаднейшее распространение взяло экспертное и экспертно-обучающее консультирование, в то время как в промышленно развитых государствах с рыночной экономикой в основном осуществляется экспертно-процессное и процессно-обучающее консультирование. Прежде всего, это разъясняется неподготовленностью самих российских клиентов к творческой работе с консультантами, рвением начальников взять готовые ответы. Такое положение довольно часто ведет к неудовлетворённости и негативным последствиям итогами консультационных проектов, поскольку,

во-первых, клиент может по большому счету не принимать готовых ответов, если они не выработаны совместно с ним,

во-вторых, некая значительная информация не может быть взята консультантом без активного диалога с представителями клиентской организации.

Помимо этого, в Российской Федерации в силу низкой квалификации менеджеров внедрение довольно часто путают с получением конкретного результата от консультационного процесса, причем последний сводится, в большинстве случаев, к финансовому выражению — такая точка зрения вряд ли приемлема.

МК Навыки действенного консультанта видео


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: