Методы социально-психологического исследования

Традиционно в исследовательских способах социальной психологии выделяются сбор психотерапевтической информации и ее обработка. К способам сбора психотерапевтической информации относятся следующие.

Наблюдение широко применяется, в то время, когда нужно получить информацию о действиях и поведении объекта. Сама по себе процедура достаточно несложна. Основная неприятность — фиксация каких-то Определенных линия поведения, отвечающих принятому в данном изучении классу черт, и расшифровка их в контенте, понятном для прочтения эксперту, не принимавшему участия в наблюдении. Следовательно, при организации социально-психотерапевтического наблюдения нужно заблаговременно определиться в том, что будет наблюдаться, как модели поведения будут фиксироваться, какие конкретно мысли будут приняты во внимание при расшифровке протокола наблюдений.

Самостоятельно значимыми моментами изучения тут являются:

— так именуемые единицы наблюдения, каковые строго дифференцированы для каждого отдельного случая в зависимости от предмета изучения;

— временной промежуток, что будет принимать во внимание достаточным для фиксации принятых, согласованных в программе изучения единиц наблюдения.

Изучение документов: Существуют два главных типа документов, воображающих интерес для социально-психотерапевтического изучения, — официальные (отчеты, публикации, характеристики и т.п.)
и сугубо индивидуальные (показания, письма, исповеди и др.). В рамках изучений массовых коммуникаций обширно употребляется контент-анализ документа. Данный формализованный способ анализа документов
основан на выделении особых «единиц изучения» (к примеру, слов, принятых в качестве главных) и подсчета частоты их потребления.

Опрос— самый распространенный способ социально-психоло-
гических изучений. Опросы проводятся в виде анкетирования
(самозаполнение), формализованного или свободного интервью
(собеседование). В рамках проведения опросов значительно чаще исполь-
зуется научно-теоретический, методологический и методический ар-
сенал, накопленный в социологии при составления вопросников, выборки объектов анкетирования либо интервьюирования, разработок опроса и т.п.

Тестирование— обширно распространенный и психологии в целом прием изучения. Это процедура получения эмпирических ланшях от объектов изучения посредством намерено подобранных вопросов либо заданий (тесты), ориентированных на изучение свойств к ощущению, восприятию, отражению и обработке информации (тесты «интеллекта») либо на обнаружение изюминок личностной сферы объекта изучения (психологических состояний, характерологических линия либо особенностей личности).

Социально-психотерапевтический опыт. Как и в общей психологии, в социальной психологии опыт проводится в двух видах: как естественный и как лабораторный. В рамках опыта
в обязательном порядке выделяются контрольная и экспериментальная группы, дабы иметь возможность сравнивать данные исследований с определённым эталоном.

Существуют своеобразные неприятности лабораторного социально-психотерапевтического опыта, каковые в некотором роде воздействуют и на интерпретацию (объяснение) приобретаемых результатов, и
на эффективность их применения.

Первая из этих значительных неприятностей — неприятность распространения (проекции) результатов, полченных на протяжении опыта, на настоящую судьбу. Это вопрос о социальной обоснованности лабораторного
опыта.

Вторая неприятность — уровень погрешностей опыта, обусловленных особым подбором испытуемых.

Третья неприятность — степень потери в лабораторном опыте настоящей ткани публичных взаимоотношений: того самого «социального», что и является предметом изучения. Эта неприятность обусловлена
самим фактом извлечения из настоящей судьбы участников группы, участников опыта, на время его проведения.

Четвертая неприятность — так называемый Розенталь-эффект, в то время, когда итог появляется благодаря присутствия в группе самого экспериментатора. Это указывает, что в рамках социально-психотерапевтического опыта некуда не убежать от сотрудничества исследователя с испытуемыми и нереально всецело исключить его авторитет на ход и результаты опыта.

Одна из наиболее значимых неприятностей социально-психотерапевтического изучения — уровень качества социопсихологической информации. Оно зависит от двух фаз кторо в: I

— от качества используемых в социально-психотерапевтическом изучении инструментов;

— от компетентности исследователя в ходе интерпретации взятых данных.

Ясно, что все указанные и другие неприятности должны быть шепетильно учтены при организации лабораторного социопсихологического опыта. Что касается социально-психотерапевтического инструментария, можно считать, что существует последовательность предъявляемых к нему требований,
исполнение которых разрешает оценить уровень качества социопсихологической информации. К ним относятся следующие.

Репрезентативность (представительность) — это возможность распространения результатов, взятых при изучении выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов. Обоснование выборочной совокупности — ответственный этап изучения, и соответствующие процедуры определения выборки рассматриваются в способах социологии.

Обоснованность (валидность) — это возможность измерения как раз тех черт объекта, каковые требуется измерять. Существует множество способов проверки инструмента на валидность. Они рассматриваются в курсе психотерапевтической диагностики.

Устойчивость— однозначность информации при получении ее в различных обстановках. В большинстве случаев это свойство проверяется повторными измерениями.

Точность — это чувствительность инструмента, степень приближения результата измерения к подлинному значению измеряемой величины. оптимальнее осознать данный критерий разрешает анализ возможностей проективного и вербального тестов. Проективный тест дает исследователю данные о наличии того либо иного свойства, к примеру, характерологического. Скажем, по рисунку, выполненному человеком на протяжении тестирования, исследователь может делать выводы о наличии в характере испытуемого для того чтобы свойства, как агрессивность. Но в какой степени это свойство свойственно тестируемому, с какой силой оно представлено в его характере, посоветует лишь вербальный тест, что разрешает эту степень видеть по крайней мере в трех диапазонах — низкая, средняя либо высокая.

Надежность свойство инструмента, которое в различных особых литературных источниках описывается через критерий или репрезентативности, или устойчивости.

Опыт по социальной психологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: