Микроэкономическая система

Каждая совокупность со временем

приходит в состоянье разлада, Где-то что-то ржавеет,

лопается,

дребезжит, И вода не бежит оттуда,

откуда бежать ей нужно, А откуда не нужно,

наоборот,

бежит и бежит. (1999)

Илья Фоняков

Схематически микроэкономическая совокупность (модель микроэкономического кругооборота) изображена на рис. 1.10.

Три главные группы экономических агентов представлены блоками: «потребление», «факторы» и «производство».

Глава 1. метод и Предмет микроэкономики

Потребление

S (предложение благ) (спрос на блага) Q (количество благ)

w,r,n а

S (предложение факторов) D (спрос на факторы)

(Заработная плат, процент, прибыль) (w*, г*, п*)

L, Z, К (занятость факторов: труд, почва, капитал)

Факторы

Рынки благ

Рынки факторов

Рис. 1.10. Схема микроэкономической совокупности

производители и Потребители видятся на рынках благ, на которых уровень стоимостей и количество производства определяются в первую очередь как предложения и взаимодействие спроса на любой продукт. владельцы и Производители факторов производства видятся на рынках факторов производства (труда, капитала, почвы и т. п.), на которых занятость на каждом рынке и доходы определяются в первую очередь предложением и спросом на любой фактор.

Способ микроэкономики

В то время, когда в окно влетел кирпич, —
Молчи. Полицию не кличь.
Попытайся истину постичь:
Для чего к тебе влетел кирпич? (1995)

В. А. Чалых

Микроэкономика как отрасль науки, вышедшая из неспециализированной экономической теории, оперирует всеми обычными экономическими способами.

Часть I. Базы рыночного анализа

Способ— это совокупность приемов, способов, правил, благодаря которым определяются пути успехи целей изучения.

Любой экономист-исследователь применяет определенные приемы для нахождения искомого результата. Время от времени открытие совершается как раз благодаря применению принципиально нового способа изучения. Но все же существует последовательность классических исследовательских приемов, благодаря которым исследуется микроэкономическая теория.

В первую очередь это хороший и нормативный анализ. При позитивноманализе исследователь пробует ответить на вопрос: каковы последствия того либо иного уже осуществленного мероприятияв экономической области. При нормативном анализе экономист задается вопросом: направляться ли проводить те либо иные экономические мероприятия.

Исторически первым способом, что применяла экономическая наука, была формальная логика, основателем которой принято вычислять Аристотеля.

Формальная логика— это изучение явления со стороны его структуры (формы). Формальная логика вооружена комплектом приемов познания (табл. 1.2).

Таблица 1.2 Приемы познания формальной логики

Анализ Это прием (способ) познания, пребывающий в расчленении целого на части
Синтез Это прием (способ) познания, пребывающий в соединении отдельных частей в единое целое
Индукция Это прием (способ) познания, основанный на умозаключениях от частного (особого) к неспециализированному
Дедукция Это прием (способ) познания, основанный на умозаключениях от общего к частному
Сравнение Это прием (способ) познания, определяющий сходство либо различие процессов и явлений
Аналогия Это прием (способ) познания, основанный на переносе особенностей известного явления на малоизвестное

Ключевую роль в ходе познания играется неприятность— четко сформулированный вопрос, что появляется в ходе познания.

Постановка неприятности порождает догадку,т. е. выдвижение предположения о вероятных обстоятельствах либо связях процессов и явлений.

Выводы, вынесенные из изучения несложных догадок, ведут к построению экономических моделей:самые абстрактных конструкций, каковые схватывают значительную структуру особенностей явлений при отвлечении от несущественных подробностей.

При применении абстрактных моделей к явлениям настоящей судьбе вырабатываются теории. Теория— это системно организованное заявление, используемое к широкому комплекту событий, содержащее правила и принципы процедуры исследования для предсказания либо объяснения определенного комплекта явлений.

Глава 1. метод и Предмет микроэкономики_____________________ 41

Приблизительно в XIX в. в рамках германской хорошей философии был разработан диалектический методпознания.

Диалектика— это наука о самые общих законах развития природы, человеческого мышления и общества.

Диалектика изучает экономическую совокупность как развивающуюся связь законов и категорий. Внутренним источником развития и движения совокупности является диалектическое несоответствие.

Диалектика исследует явление восхождением от его конкретных особенностей к абстрактной сути. Наряду с этим активно используется единство исторического и логического, т. е. каждое явление изучается в ходе его развития.

Диалектический способ познания являлся главным инструментом марксистской политической экономии.

В XX в. базой изучения стал системный методна базе экономического моделирования.

Микроэкономические моделипредставляют собой формализованные описания экономических процессов и явлений с целью выяснения функциональных зависимостей между ними. Модели смогут быть вербальными, математическими и графическими. Модели упрощенно отражают настоящую реальность в том либо другом ракурсе. направляться иметь в виду, что модель есть только абстрактным отображением («бледной тенью») настоящей действительности, необычным инструментом, благодаря которому исследователь пробует вскрыть те либо иные закономерные связи экономической судьбе. Исходя из этого нельзя требовать от модели через чур многого и тем более абсолютизировать кроме того самую превосходную модельную конструкцию: действительность неизменно богаче самой изощренной модели.

Использование научного способа имеет целью формулирование объективных законов и теорий, дабы на их базе иметь предсказания и возможность объяснения интересующих исследователя событий. Со своей стороны, от того, как удачно наука обрисует, растолкует и предскажет природу экономического явления, так раскрывается возможность для создания самоё рационального поведения экономического агента, даже в том случае, если мы не в силах осуществлять контроль протекание опредроблённых экономических процессов. К примеру, на данный момент мы, как правило, не могут осуществлять контроль погоду, но способны вести себя более рационально, в случае если будем предварительно знать о грядущих погодных трансформациях.

Процесс познания экономическопУявления в большинстве случаев начинается с его описания. Для некоторых экономических школ (к примеру германской исторической) таковой подход к изучению был преобладающим. Однако конечной целью описания предполагается объяснение.

Растолковать явление — значит сделать его понятным, вразумительным. В то время, когда мы обрисовываем явление, то говорим, что случилось, а в то время, когда растолковываем — из-за чего это случилось. К примеру: из-за чего в последнии месяцы цены возросли стремительно? из-за чего профсоюз заявил забастовку? из-за чего падает курс рубля? Для объяснения аналогичных событий мы должны изучить разные факторы, вскрыть закономерности происходящих явлений, создать теории и взять возможность предвещать происхождение явлений с целью их контроля либо выработки рационального поведения.

Часть I. Базы рыночного анализа

Контрольные задания

Вопросы на повторение

1. Из-за чего экономическая наука сформировалась в эру становления капитализма?

2. Как формировалось понятие цены?

3. Какие конкретно этапы «контрреволюции» и «революции» пережила в собственном развитии экономическая теория?

4. Из-за чего экономика имеет дело лишь с редкими благами?

5. Из-за чего экономическая теория разделилась на макроэкономику и микроэкономику?

6. Что такое мезоэкономика?

7. В чем различие в определении издержек между бухгалтерами и экономистами?

8. В чем главное отличие марксистской политической экономики от «главного течения»?

9. В чем особенности институционального подхода к изучению экономических реалий?

10. Чем догадка отличается от теории?

Неприятности для дискуссии

Оцените справедливость следующих утверждений и дайте им краткое объяснение:

1. Уникальность перестает быть проблемой, в случае если ресурсы действенно распределены.

2. В случае если модель «нехороша на практике», то она «нехороша и в теории».

3. Экономика — это то, чем занимаются экономисты.

4. В случае если настоящие явления противоречат предсказаниям модели, то модель должна быть отвергнута.

5. Хорошая теория должна быть честной при всех событиях.

6. Экономическая теория, которая исходит из того, что люди следуют своим интересам, неприменима к альтруистам, каковые в собственной деятельности заботятся о благосостоянии остальных людей.

7. В 1876 г. забытый сейчас поэт М. И. Верцелий опубликовал стих «Житейский рынок». Вот отрывок из этого произведения:

Широк мир. Народу большое количество. Товаров различных большое количество тут —

Перемещенье везде. Но видна И цены различные товарам:

Пружина неспециализированная: одна Другой сбывают чуть не бесплатно!

В уме у каждого дорога — Дешевле всех тут стоит труд.

Дорога к хлебу. За него Людские страсти в оборот

торг и Борьба везде ведется — Идут тут также — торг примерный,

И для хлеба продается Нажива стремительная и верный

Все другое. Оттого Математический расчет!..

Народ несметною толпою Тут вечны — предложенье и спрос,

На рынке жизненном снует, И суета, и спор, и шум;

И любой что-нибудь несет Идут в продажу совесть, ум,

Ко мне продажное с собою. Таланты, честь и убежденья…

По сути, тут изображена микроэкономическая модель рыночной экономики России второй половины XIX в. Изменилось ли что-либо к началу XXI в.? Дайте собственные комментарии.

Глава 2

1.1. система и Экономическая теория экономических наук


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: