Минимальные поощряющие реплики

Следующий прием поощрения рассказчика в ходе нерефлексивного слушания пребывает в том, что слушающий иногда реагирует на рассказ партнера междометиями либо нейтральными, по существу неважными фразами: «Да!», «Это как так?», «Ну и ну!», «Осознаю вас…», «Продолжайте, прошу вас, я вас слушаю…». Эти реплики являются несложные словесные реакции, которые разрешают содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются приглашением высказываться вольно и непринужденно. Они оказывают помощь выразить одобрение, понимание и интерес. Это не просто реплики, каковые делаются тогда, в то время, когда нечего сообщить, это символы, говорящие о том, что мы пристально слушаем и приглашаем партнера продолжать разговор. Потому, что отечественному партнеру легче говорить о себе заинтересованному собеседнику, то, демонстрируя внимание посредством реплик, мы содействуем повышению его готовности и желания сказать.

Комментарии к невербальным посланиям партнера

Партнер по беседе передает суть сообщённого не только словесно, но и посредством невербальных знаков: тона голоса, мимики, ясных перемещений. Мы можем продемонстрировать ему, что готовы его выслушать, прибегая к помощи словесных комментариев к его невербальным сообщениям. В таких случаях смогут быть нужны «буферные» фразы типа: «У вас вид радостного человека»; «Вас что-нибудь тревожит?»; «Вы чем-то встревожены?»; «Что-то произошло?»

Реплики, звучащие в ответ на вербальные и невербальные послания собеседника, время от времени именуют «открывающими», так как они содействуют формированию беседы, в особенности в самом ее начале. Такие слова воодушевляют говорящего, снимают напряженность, возникающую из боязни быть непонятым либо взять немногословный отказ, потому, что молчание довольно часто истолковывается неправильно — как незаинтересованность либо несогласие.

Нужно подметить, что неверное применение этих техник может приводить к обратным итогам, провоцируя помехи в общении. Чаще всего видятся две неточности.

Первая пребывает в том, что слушающий пробует имитировать внимание. Он все время радуется и кивает головой в знак согласия, всегда говорит: «Угу», но не включается всецело в то, что говорит рассказчик. Имитация внимания поглощает время от времени столько усилий, что он выясняется не в состоянии слушать и осознавать услышанное. В следствии партнер выявит имитацию и теряет доверие к слушателю.

Вторая неточность пребывает в том, что слушатель реагирует на рассказ репликами, каковые рассказчик может осознать и как принуждение либо несогласие, что может помешать общению. Это, к примеру, такие реакции, как: «Это отчего же?»; «Почему бы и нет?»; «Ну, не может быть, дабы так уж не хорошо»; «Ну, давайте же, рассказываете!»; «Приведите мне на то хотя бы одну обстоятельство!»

Эти ремарки, наверное, приведут к прекращению разговора либо вынудят сказать о том, чего человек и не желал говорить. Такие фразы — помехи в общении.

ЗАПОМИНАНИЕ УСЛЫШАННОГО

Одна из задач, появляющихся у слушателя на протяжении беседы, состоит в том, дабы запечатлеть нужную информацию в памяти и воспользоваться ею, в то время, когда это будет нужно.

Бессчётные изучения особенностей людской памяти показали, что точность и объём запечатления зависят от установок слушающего: информация сохраняется действеннее, в случае если человек имеет намерение ее запомнить. Выше мы заметили, как принципиально важно руководить нашим произвольным вниманием на протяжении беседы; но не менее важно руководить и произвольным запоминанием. Для управления запомина нием употребляются разные мнемотехнические приемы, обсуждение которых не входит на данный момент в отечественные задачи. Тут мы остановимся только на трех техниках, выполнение которых фактически не требует каких-то предварительной подготовки и специальных знаний.

Первая мысль пребывает в следующем: в случае если, выслушивая отечественного собеседника, мы будем отмечать «про себя» материал, что нам нужно сохранить, мы можем более действенно применять ресурсы собственной памяти. Для этого, услышав что-то ответственное, мы как бы говорим себе: «А вот это в обязательном порядке необходимо запомнить!» либо «Это крайне важно!» Для того чтобы рода «внутренние команды» разрешают лучше сконцентрироваться на восприятии материала и не отвлекаться на посторонние мысли.

Вторая мысль столь же несложна: для долгого сохранения нужно повторение. Повторяя, другими словами воспроизводя запечатленный материал, мы содействуем его переводу в долгосрочную память. Но чтобы не сбивать отечественного партнера с мысли, которую он излагает, мы можем повторять показавшиеся нам ответственными подробности его сообщения «про себя». К примеру, мы зачем-то желаем знать дату его
рождения, а он в беседе вскользь увидел: «В эту пятницу мы отмечали мой сутки рождения…» Повторив пара раз «про себя»: «Сутки рождения — 15 июня», вы в полной мере имеете возможность сохранить эти сведенья в собственной памяти до конца беседы, а позже занести ее в собственную записную книжку.

Третий метод организации запоминания есть разновидностью второго: мы повторяем то, что собираются запомнить, но делаем это вслух. Нужно подметить, что повторение вслух более действенно, чем про себя, потому, что в этом случае подключается отечественная слуховая память: мы запоминаем не только значение сообщённого, но и его звучание.

В случае если мы желаем запомнить имя человека, с которым только что познакомились, назовем его пара раз по имени на протяжении беседы, и звук его имени более надежно свяжется в отечественной памяти с его видом.

Выслушивая человека в ходе оказания ему помощи психолога, мы можем столкнуться с очень долгой и запутанной историей. Один из способов сохранения данной истории в собственной памяти — повторение вслух ее главных идей, поворотных моментов в данной истории, и выраженных рассказчиком мыслей, оценок и чувств. Для этого мы можем применять технический прием, что Э. Берн именовал спецификацией.

Спецификация — это заявление, в котором психолог-консультант категоризирует определенную данные, воспринятую на протяжении беседы с клиентом. Такое высказывание психолога может без изменений воспроизводить факты, уже раздавшиеся в рассказе клиента: «Итак, вы рассказываете, что вы уже два раза обращались к различным психологам», либо иметь темперамент сообщения о фактах, на каковые клиент не обратил внимания, но они психологу показались серьёзными: «Говоря о произошедшем, вы ощущаете себя в полной мере уверенно». Главная цель для того чтобы сообщения пребывает в том, дабы зафиксировать определенную данные в собственном сознании и в сознании клиента, дабы применять ее в будущем.

Применение нерефлексивного слушания уместно не только при оказании помощи психолога. Неспециализированное правило его применения пребывает в том, что нерефлексивное слушание особенно полезно, когда собеседник проявляет такие глубокие эмоции, как бешенство либо горе, либо же просто показывает, что требует только минимального ответа, Нерефлексивное слушание возможно нужным, к примеру, в следующих обстановках.

1. Собеседник горит жаждой высказать собственный отношение к чему-либо либо выразить собственную точку зрения, обсудить наболевшие вопросы. Как раз исходя из этого многие психотерапевты в начале беседы применяют прием нерефлексивного слушания.

2. Нерефлексивное слушание полезно для выяснения того, что прячется за предложением либо жалобой. В то время, когда человек бьется над ответом какой-либо неприятности либо чувствует себя обиженным, он испытывает беспокойство, ужас, разочарование, боль, бешенство либо негодование. В таких случаях разумно, практически не вмешиваясь в обращение собеседника, дать ему возможность высказаться и выразить любое собственный чувство.

3. Нерефлексивное слушание есть наиболее значимым инструментом при проведении интервью. Особенно полезно использовать данный прием на протяжении собеседования при приеме на работу, в то время, когда о заявителе желают определить как возможно больше.

4. Нерефлексивное слушание полезно при проведении коммерческих переговоров, а также в сфере услуг и торговли при выяснении запросов и потребностей клиентов, в то время, когда в кратком диалоге требуется правильное согласие.

5. Нерефлексивное слушание возможно очень полезно начальнику, говорящему с подчиненными. В большинстве случаев люди, занимающие более высокое положение, чувствуют себя свободнее во время разговора, довольно часто перебивают собеседника, проявляя собственную власть. В следствии общение делается односторонним, а люди, занимающие более высокое положение, слышат только то, что им хочется услышать, в противном случае, что им нужно слушать. Посредством нерефлексивного слушания начальник может определить большое количество нужного от подчиненных и продемонстрировать, что ими интересуются, желают знать их мнение и эмоции. Опыт говорит о том, что работники организаций, где руководители проявляют внимание к подчиненным, получают более высокой производительности труда, чем те, где начальники ориентированы в основном на производство. Исходя из этого тема «нерефлексивное слушание» частенько видится в управленческих тренингах.

Очевидно, это далеко не полный список обстановок, где нерефлексивное слушание возможно действенным; поразмыслив над областью применения данной стратегии, вы сможете отыскать и другие сферы общения, где терпеливое внимательное выслушивание собеседника будет очень нужным.

При том что нерефлексивное слушание не редкость весьма полезным, в некоторых обстановках его применение возможно совсем неуместным.

Одной из целей нерефлексивного слушания есть помощь говорящему в самовыражении; наряду с этим предполагается, что у него имеется активное желание что-либо сообщить. В случае если у собеседника нет для нас никакой ответственной информации либо сильных переживаний, которыми он желает с нами поделиться, то без звучно наблюдать на него, радоваться и кивать головой — вряд ли уместно. Было бы неточностью считать, что другие готовы сказать неизменно, в то время, когда мы готовы их слушать.

Вторая неточность в применении техник нерефлексивного слушания содержится в том, что такое отечественное поведение может ошибочно истолковываться говорящим как отечественное согласие, в то время, когда оно таковым не есть. В случае если отечественный собеседник пробует заручиться отечественным согласием, он бывает очень красноречивым. Пристально выслушивая его, мы можем лучше уяснить себе, чего он от нас желает. Если вы не собираются с ним дать согласие, но вместо того, дабы сказать ему об этом, доброжелательно на него смотрите и киваете головой, он с полным основанием может сделать вывод, что его предложение принято. Исходя из этого, в то время, когда мы слушаем собеседника, чтобы выяснить его вывод либо эмоции, и одновременно с этим не согласны с тем, что слышим, время от времени оптимальнее высказать это честно и открыто. Отечественные эмоции смогут прервать беседы а также привести к открытому несогласию. Но не сделать это — значит, рисковать столкнуться позднее с еще негодованием и большим непониманием.

Неизменно существует опасность того, что позицией нерефлексивного слушателя смогут злоупотреблять чрезмерно разговорчивые люди, особенно те, кто невнимателен к потребностям окружающих либо пробует ими манипулировать. Для контроля над применением времени слушателю имеет суть перейти в более активную позицию, которую мы обсудим в следующих работах.

ПРАКТИКУМ

Цель работы.Изучение роли нерефлексивного слушания в установлении согласия. Апробирование техник выполнения нерефлексивного слушания.

Движение работы

Работа выполняется в рабочих группах, складывающихся из 6-12 человек любая. Необходимое условие: число участников должно быть четным. Добрая половина группы будет играть роли рассказчиков, вторая добрая половина — роли консультантов.

Работа выполняется в два этапа.

На начальной стадии любой рассказчик будет говорить некую историю собственному консультанту, а тот будет его выслушивать. Для удобства консультантам рекомендуется сесть в круг спиной к его центру и поставить перед собой безлюдный стул. По окончании того как закончится время, отпущенное на рассказ, рассказчик переходит к второму консультанту. По окончании этого времени он переходит к консультанту, с которым еще не говорил.

На втором этапе консультанты и рассказчики планируют в рабочую группу и обмениваются впечатлениями.

Strokes


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: