Минимальные социальные стандарты уровня жизни населения

Кроме прожиточного минимума в числе минимальных стандартов уровня судьбы населения, снабжающих минимально нужную степень удовлетворения главных потребностей человека, экономическая наука именует устанавливаемые в законодательном порядке нормативы обеспеченности жильем, охраны здоровья, образования, культуры, охраны и условий труда, занятости, нормативы состояния внешней среды.

Глава 12. оплата труда и Политика доходов

Конституцией Украины предусмотрено право каждого гражданина на жилище. Органы власти и местного самоуправления призваны в соответствии с законом поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации права на жилье. Малоимущим, и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, такое право предоставляется безвозмездно либо за дешёвую плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов по установленным нормам.

В качестве минимально допустимого норматива обеспеченности жильем на период преодоления спада в Экономике в Украине принята так называемая жилищно-санитарная норма, на которую в дореформенный период ориентировалось государство при предоставлении населению жилья, в публичном жилищном фонде, при оплате так называемых излишков жилой площади и т. п. Незадолго до распада СССР в стране действовала жилищно-санитарная норма — 9 кв.м на человека, которая, как продемонстрировали изучения, снабжает обычное осуществление физиологических функций человека. Исходным наряду с этим есть «воздушный куб в расчете на человека». Нижним его пределом, как признано всемирный практикой и наукой, являются 25—30 куб.м воздуха на человека. При минимальной высоте жилого помещения в 2,8 м в расчете на одного человека приобретаем площадь — 8,93 м2 (округленно — 9 кв.м). В перспективе, по мере выхода Украины из социально-финансовый кризиса, названная норма может и должна быть увеличена и, по всей видимости, дифференцирована применительно к местным природно-климатическим условиям.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения употребляются показатели обеспеченности докторами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями. Министерством экономики Украины утверждены «Социальные нормы и нормативы», подготовленные министерствами и ведомствами, функционирующими в социальной сфере, в том числе и в здравоохранении. нормативы и Эти нормы органы аккуратной власти субъектов страны применяют в работе по денежному и бюджетному планированию.

В условиях перехода к страховой медицине и расширения платности медицинских одолжений в соответствии с требованиями Конституции в один разны гарантируется бесплатность для населения медицинской помощи в национальных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Расходы, которые связаны с оказанием таких одолжений, покрываются за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, вторых поступлений. Помимо этого, по главному нормативному документу Украины, в стране финансируются укрепления здоровья и различные программы охраны населения, принимаются меры по формированию национальной медицинской и личной сис—

316 Раздел 3. Сущность и оплаты организации труда и принципы планирования

тем здравоохранения, поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развитие физической спорта и культуры, обеспечение экономического и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В области образования Конституция Украины гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, главного неспециализированного и среднего профессионального образования в национальных общеобразовательных учреждениях. Наряду с этим установлена обязательность главного неспециализированного образования. Любой гражданин вправе на конкурсной базе безвозмездно взять высшее либо среднее профобразование в государственном образовательном учреждении либо на предприятии. Установлены национальные образовательные стандарты, поддерживаются разсамообразования и личные формы образования. В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями употребляются: число мест в детсадах, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах различных типов и др.

Подобны подходы к установлению социальных нормативов в области культуры. Тут роль стандартов призваны играться нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т. п.

В сфере состояния охраны и условий труда внешней среды государственными стандартами помогают установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других, отрицательно воздействующих на работо- и трудоспособность граждан веществ в воде, воздухе и на рабочих местах производственных фирм. Употребляются кроме этого нормы перемещения грузов, их подъема на другие нормы и определённую высоту предельно вредности и допустимой тяжести производственной среды.

Законодательство об улучшении производственной среды и условий труда предусматривает проведение профилактических мероприятий для того, чтобы труд стал более добрым. Тут, в первую очередь, имеется в виду создание условий, максимально отвечающих физическим и профессиональным возможностям трудящихся, обеспечение безопасности и здоровой производственной среды, включающей использование эргономических правил при организации труда и проектировании орудий и предотвращение состояний чрезмерных утомляемости и перегрузок.

На базе обобщения и исследований мирового опыта созданы типовые руководства согласно данным проблемам. Они относятся или к отдельным отраслям (горнорудная индустрия, лесное хозяйство, транспорт и др.), или к областям особенного риска (радиация, шумы, вибрация и т. п.). На данный момент значительное внимание уделяется изучениям, касающимся отдаленных последствий (т. е. влияния на очень- и работоспособность человека, на его здоровье) негативных состояния условий и факторов труда внешней среды. Результаты

Глава 12. оплата труда и Политика доходов

изучений кроме этого должны употребляться при разработке социальных нормативов в сфере охраны труда.

В наше время серьёзное значение получает установление обеспечений (нормативов) занятости населения, потому, что положение работников на рынке труда далеко не всегда устойчиво.

Предпринятые наукой попытки создать минимальные показатели предельно допустимого уровня безработицы по регионам страны не получили законодательного (либо хотя бы рекомендательного) статуса. В данной связи можно считать, что минимальных стандартов в области занятости фактически не существует. В это же время без них оценивать положение дел на рынке труда и его авторитет на уровень судьбы населения очень затруднительно.

ПЕРВОЕ ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ — ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ САМЫХ НЕЗАЩИЩЕННЫХ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: