Мир идей и мир вещей (платон)

Вторая навигация, либо открытие метафизики. Досократикам не удалось до конца растолковать чувственно принимаемое при помощи чувственного же. Им не удалось ответить на вопрос, являются ли обстоятельства физического и механического характера подлинными, либо же они сущность сопутствующие вторым, более высоким обстоятельствам? Может ли что-то нефизическое и немеханическое быть обстоятельством физического и механического?

Для ответа на данный вопрос Платон (427-347 до н.э.) прибегает к образу, названному им «второй навигацией». По терминологии древних мореплавателей, в то время, когда утихал паруса и ветер не действовали, судно переходило на управление веслами, и это именовалось второй навигацией. В совокупности Платона первая навигация символизировала движение философии по ветру натуралистической мысли, вторая навигация – вклад Платона в философию. Вторая навигация решительно отстраняется от эмоций и чувственного, исследуя чисто рациональное.

Поясняющий пример, что приводит сам Платон: Из-за чего Сократ в колонии? –Натуралистическое объяснение сводится к следующему: Сократ имеет тело, сделанное из костей, мускулов, сочленений и талантливое двигаться методом ослабления и сокращения нервов. Передвигая ноги, Сократ может войти в камеру. Но очевидна неадекватность для того чтобы объяснения. Подлинная обстоятельство заключения Сократа – морального и духовного порядка. Мускулы приведены в перемещение благодаря морального и духовного выбора.

Второй пример: Из-за чего некая вещь прекрасна? Натуралист призвал бы для объяснения элементы чисто физические: цвет, фигура и т.п. Но они не есть подлинные обстоятельства, скорее, средства либо со-обстоятельства. Настоящая, последняя обстоятельство должна быть чем-то не чувственным, но умопостигаемым. Такой есть Мысль, либо же чистая форма Красоты-в-себе, которая в силу собственного участия, сходства либо присутствия, т.е. некоего отношения, определяет, какие конкретно из вещей, данных в опыте, прекрасны.

«Вторая навигация» стала причиной пониманию двух замыслов бытия: замечательного, видимого, и невидимого, сверхчувственного, улавливаемого только интеллектом. «Подлинное бытие» сейчас уже образует умопостигаемую, интеллигибельную действительность.

Гиперурания, либо мир идей. Эта умопостигаемая действительность, нефизические обстоятельства были выяснены Платоном в терминах Мысль, Эйдос, либо Форма. Идеи – это не просто понятия, т.е. чисто умственные представления (позднее, в XVII в., термин принял таковой суть), это, скорее, целостность, сущность. Идеи – не мысли, в противном случае, по поводу чего идея думает, в то время, когда она свободна от чувственного. Это настоящее бытие, бытие в отличной степени.

Термин «мысль» происходит от «идэйн», т.е. заметить, соотноситься с формой. Уже Демокрит («атомос мысль») сказал о геометрической форме атомов. Платон сделал это слово известным, обозначив им сверхчувственную действительность, парадигму, чистое бытие («парадигма» – пример, пример). Термины «идеи в себе и для себя» означали, что, к примеру, Красивое и Подлинное таковы не только относительно раздельно забранного субъекта (как этого желал Протагор), но что они не подлежат манипуляциям в угоду субъективному капризу, а, наоборот, предписаны субъекту безотносительным образом.

«Идеи в себе» не вовлечены в поток становления, в котором живет мир чувственного. В случае если чувственно вопринимаемые вещи, первоначально прекрасные, становятся со временем ужасными, то обстоятельство красивого, мысль Красоты, непричастно к становящемуся некрасивым. В отличие от вещей чувственного мира, идеи неизменны.

Место пребывания идей в диалоге «Федр» названо Платоном Гиперуранией и под этим заглавием вошло в историю. Это локальность наднебесная, «поверх физического космоса» – мифическое представление, образ, показывающий, в правильном смысле, место, которое не есть место. Гиперурания – непространственный, умопостигаемый, надфизический мир. Идеи доступны только самая возвышенной части души, т.е. открыты осознающему уму, и лишь ему. Гиперурания, либо «Равнина правды», где души блаженствуют, созерцая.

Учение, в котором утверждается, что идеи находятся вне мира, именуется объективным идеализмом.

Структура совершенного мира. Мир идей образован из некоего множества, т.к. в нем имеется идеи всех вещей: идеи эстетических сокровищ, идеи моральных сокровищ, идеи телесных образований, идеи математических и геометрических фигур и формул и т.п. Идеи никем и ничем не порождены, неизменны и неразложимы (как бытие у элеатов).

Различение двух замыслов бытия, чувственного и умопостигаемого, преодолевало антитезу Парменида и Гераклита: вечная текучесть имеется бытие чувственно осязаемое – неизменость имеется бытие умопостигаемое. Но у элеатов появились две неприятности, каковые не получалось дать добро: как вероятно существование «многого» и как именно существует небытие? Дабы разрешить эти неприятности, Платон должен был сформулировать концепцию идей, где структурно находилась бы множественность. В диалоге «Парменид» Платон критиковал концепцию унитарности. Единое не имеет возможности мыслиться как абсолют, т.е. так, дабы исключалась каждая множественность: единого нет без многого, а очень многое имеется только в едином.

В диалоге «Софист» разрабатывается трактовка небытия. Парменид прав, утверждая, что небытия нет, в случае если его осознавать как полное отрицание бытия. Но неточность его пребывает в предположении, что это единственная форма небытия. Так как существует небытие как «отличность». Каждая мысль, дабы быть данной идеей, обязана различаться от вторых, соответственно, должна быть «небытием» всех других идей. Так, любая мысль наделена некоей дозой бытия и вечно небытием.

Несоответствие между движением и покоем, неразрешимое у Парменида и Зенона Элейского, Платон разрешает методом введения понятий «движение» и «покой» как совершенных в умопостигаемом мире: любая мысль неподвижна сама по себе, но она имеется совершенное перемещение по отношению к вторым.

Платон осознаёт мир идей как иерархически организованную совокупность, в которой идеи нижнего яруса подчинены более высоким, и дальше, и выше, впредь до Идеи на вершине иерархии, которая имеется условие всех остальных и не обусловлена никакой второй (значит, полна). Это имеется мысль Блага. Единое – Благо в себе. Ниже рангом упорядочивающее начало Диада, либо Дуализм. Это абсолютное и неограниченное начало множественности. Из соединения этих двух начал вырастает единство всех идей. Любая и дружно забранные идеи имеется собственного рода «смесь» двух правил – ограничения и бесконечного.

Единое имеется принцип:

  • бытия
  • истинности познаваемости
  • ценности.

Рождение идей из правил Единого и Диады нельзя понимать как временной процесс. Данный процесс происходит вне времени и пространства. Сразу после первоначал появляются «главные идеи» – Бытие, Покой, Перемещение, Тождественность, Различие, Равенство, Неравенство, Сходство, Непохожесть и т.д.

Ступенью ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и фигуры .

структура и Порождение чувственно принимаемого космоса. Единое действовало на Диаду в сфере умопостигаемого без посредников, потому что оба принципа совершенны. Материя, которую Платон именует «хора» (пространственность) существует только благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотического перемещения. Так каким же образом идеи воздействуют на чувственный физический мир, и из хаоса рождается космос? – Существует Демиург, Всевышний-творец, что, забрав за пример мир идей, слепил как мастеровой «хору» и породил физический космос. Модель-пример вечна, вечен кроме этого творец, но чувственный мир рожден в правильном смысле слова.

Для чего Демиургу данный мир? – Для хороша и из любви к благу.

Время – «движущееся подобие вечности» рождено с происхождением космоса, оно началось с миром. Мелькание, просвет «имеется» через «было» и «будет».

Всевышний и божественное у Платона. Открытие сверхчувственного в первый раз разрешило возможность увидеть божественное в новой возможности так, что и сейчас для нас равнозначно: веритьв божественное = верить в сверхземное. Под таким углом зрения Платон был основателем западной теологии (систематизированное изложение вероучения), введя категорию нематериального, в модусе которой осмыслено божественное.

Но в теологии Платона направляться различать безличное божественное начало и богов и Бога персонифицированных. Божественное – это совершенный мир во всех его измерениях. Идеи сущность божественные безличные Существа. Всевышним в ветхом смысле, т.е. владеющим личностной чёртом есть Демиург, но он имеется только иерархическое завершение мира – вне мира идей – потому что он не только не формирует мир идей, но и не зависит от него. Демиург не сотворяет и материи. Демиург – это ваятель, мастер, формовщик мира, но не творец его. Поразительна привязанность Платона к классическому древнему политеизму (многобожию). Божественна душа мира, божественны души людей и души звёзд, рядом с которыми – их демоны-демоны и хранители-посредники, медиумы, к примеру, Эрос.

Ф.З. Философия Платона. мир и Мир идей вещей. ВСЁ Имеется МАТРИЦА!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: