Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение – 1) совокупность взоров человека на мир, что его окружает; 2) совокупность знаний, взоров, оценок, установок и норм, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в совокупности идеалов и ценностей личности, группы, общества. Мировоззрение включает кроме этого переживания, эмоции, представления и чувствования человека, носит систематизированный темперамент.

Мировоззрение включает компоненты:

1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психотерапевтическая сторона мировоззрения на уровне настроений, эмоций;

2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность отечественным мировоззренческим установкам;

3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;

4. Мироотношение (формируется на базе миропонимания и мироощущения) – совокупность ценностных установок человека по тем либо иным жизненным вопросам.

5. Менталитет – 1) своеобразный психотерапевтический склад, появившийся на базе культуры, публичного и личного опыта, что проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на базе предшествующей практической деятельности и культуры, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет результат традиций и развития культуры; в основном, чем мировоззрение, связан с мышлением.

Структура мировоззрения: знания, правила, идеи, убеждения, совершенства, духовные сокровища, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, опытные, религиозные); общество в целом.

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация типов мировоззрения:

А) определяется временем и эпохой, в которых живет человек. Возможно выделить пара исторических типов мировоззрения:

* мифологическое – характерно для древних культур и первобытного сознания; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о устройстве и возникновении мира, человека.

* космоцентризм – характерно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Старом Китае, фюсис (природа) и логос в Греции);

* теоцентризм – философская концепция, в базе которой лежит познание Всевышнего как полного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;

* антропоцентризм – мировоззрение, которое появилось в эпоху ренесанса: «человек имеется мера всех вещей» (Протагор );

* социоцентризм – характерно для современности, определяется пониманием значимости для человека публичных взаимоотношений, формируется философией и обществознанием;

* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – характерное для современности мировоззрение, в базе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе публичного прогресса и главном средстве ответа экологических и социальных неприятностей.

Б) по методологическим показателям (опираясь на разные познавательные свойства человека):

* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;

* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с позиций красоты;

* рационалистическое, либо рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное) – может строиться на базе обобщения научных знаний, каковые в нем синтезируются.

В) по видовым различиям:

* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия делает наиболее значимую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, потому что опирается на успехи наук о природе и обществе;

* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной судьбе;

* научное – пытается к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов людской познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;

* обыденное – довольно либо условно-объективно, есть порождением повседневной судьбе людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

* суеверное – есть необъективным и дезориентирует человека; искаженно принимает окружающий мир.

Г) по эмоциональной окраске:

* оптимистическое;

* пессимистическое.

В мировоззрении смогут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.

Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.

В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Наиболее значимое содержательное различие содержится в том, что есть оно гуманистическим (человеколюбивым) либо негуманистическим (человеконенавистническим); высказывает оно национальные и общечеловеческие совершенства либо националистические и расистские.

Мировоззрение возможно как общим, массовым, определяющим публичное сознание, так и личным, характерным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эру, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как публичного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае личное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эрам, носить суеверный темперамент, быть деструктивным (к примеру, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем либо иным обстоятельствам лишенных обычных домашних взаимоотношений либо людских условий существования).

Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, гуманистические ценности и социальные приоритеты. Современное общество, основанное на правовых и демократических правилах, утверждает мировоззренческий плюрализм и свободу совести.

Виды знаний

Знание есть единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой итог познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание пониманием и опытом, каковые являются верными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на разных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт внес предложение концепцию развития людской знания, разглядывая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на индивидуальной вере и традиции); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по собственной сути); хорошего (научное знание, основанное на фиксации фактов на протяжении целенаправленного наблюдения либо опыта).

Классификация форм людской знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя людской опыта).

Классификация видов знаний в зависимости от:

• носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в сети; знания в музеях;

• метода представления: устная обращение, текст, изображение, таблица и др.;

• степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

• сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

• метода получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

• характера соотношений между воображаемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, нужных с целью достижения цели).

Виды знаний:

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним сходится, сводится к описанию и констатации фактов. Обыденное знание носит эмпирический темперамент и есть серьёзной ориентировочной базой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – является единством рационального и эмоционального отражения действительности. Посредством мифологического знания первобытный человек структурировал действительность, т. е., в конечном счете, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на аргументацию и доказательство. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку безотносительные совершенства, ценности и нормы.

4) Художественное – формируется в сфере мастерства, не пытается быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В мастерстве в отличие от философии и науки допускается вымысел. Исходя из этого тот образ мира, что предлагается мастерством, неизменно более либо менее условен.

5) Философское – основной изюминкой есть его рационально-теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение действительности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение действительности в чувствах, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам науки и логики.

8) Личностное (неявное) – зависит от свойств субъекта и от изюминок его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в магии и мистике, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

Формы знаний:

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Показатели научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, правилах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, приобретаемое и фиксируемое средствами и научными методами; знания, стремящиеся к точности (правильные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), владеющее особенным научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, появляющиеся как альтернатива либо дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его показатели: нетерпимость, фанатизм; личное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней пониженным критицизмом и авторитарностью, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, каковые не доказаны либо опровергнуты, сознательно применяют предрассудки и домыслы.

Процессы, которые связаны с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, утрата знаний, визуализация знания.

Знания нужны человеку для ориентации в окружающем мире, для предвидения и объяснения событий, для планирования и выработки и реализации деятельности вторых новых знаний.

Мировоззрение, его формы и виды #127891; Школа обществознания ЕГЭ без репетитора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: