Мнения ученых исследователей о двенадцати статьях и их последствиях

Статей царевны софьи

Статей царевны софьи — -документ изданный в Столичном стране 07.04.1685г. подготовленный патриархом Иоакимом и подписанный царевной Софьей об репрессиях в отношении старообрядчества, обрисовывающий виды казней для христиан ветхого обряда названных в документе «расколщиками». Считается одним из самых человеконенавистнических документов в отечественной карательной практике, положил начало массовому геноциду старообрядчества по религиозным и политическим мотивам. На основании указа были казнены тысячи старообрядцев. Особенный цинизм обстановки в том, что это происходило под знаменем Христа и было организованно архиереями.

Предыстория документа

В середине 17 века случилось первое русское разделение, положившее начало всем предстоящим нестроениям, началась Церковная реформа патриарха Никона, в следствии её соперники – христиане оставшиеся верными старому пониманию и старому обряду Веры были собором 1656 года и Громадным Столичным собором провозглашены еретиками и преданы анафеме. Но меры эти не помогли с целью достижения цели реформы — перехода всего населения на новый обряд, более того, старообрядцы стали организовать собственные молитвенные собрания, строить часовни, скиты, монастыри и создавать около них бессчётные поселения. Ни церковные прещения, ни заключения в темницы не прекратили раскола. Помимо этого, старообрядцы вели постоянную проповедь среди населения, исповедуя верность ветхому обряду и провозглашая ложность реформы. В 1681—1682 году Столичный поместный церковный собор от лица архиереев, во главе с патриархом Иоакимом, требует царя использовать гражданские суды для наказания старообрядцев. Но, согласно точки зрения патриарха, законы были не хватает жёстки, нужно было ввести казнь за ветхий обряд, что и было сделано в 1685 году — введены пытки за инакомыслие и смертная казнь — сожжение живых людей в срубах. В соответствии с ответом Столичного собора 1681—1682 года розыском старообрядцев занимались воеводы вместе с местными архиереями, они отправляли служилых людей, дабы приводить старообрядцев в суды, где тех после этого пытали и сжигали живыми в срубах.

Документ

В прошлом 7193 году от сотворения мира, апреля, в 7 сутки, Великие Правители Великие и Цари Князи Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя Poсии самодержцы, и сестра их Великая Государыня жена Царевна София Алексеевна, слушав сих статей, указали и бояря приговорили: расколщикам впредь собственный великих правителей указ чинить как и раньше указу отца собственного великих правителей, блаженныя памяти Великого Государя князя и Великого Царя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и по сему собственному великих правителей указу и по статьям, каковы писаны ниже этого:

1. Каковые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома собственные священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы возмутительными собственными словами чинят мятеж и соблазн, и стоят в том собственном воровстве настойчиво: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь в далеком прошлом, и на кого начнут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и каковые с пыток учнут в том находиться упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.

2. А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не делать: и таких отправлять в громадные монастыри и держать их в тех монастырях под началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по мере, и приставливать к ним хороших и искусных старцев, и приказать их приводить в церковь Божию ко всякой церковной работе, кроме этого и к келейному правилу, и наблюдать за ними со всяким прилежанием, каково тех соперников к покаянию обращение, и совсем ли они церкви Божией повиновение приносят, и нет ли в них какого именно лукавства, чтобы они лукавством своим и лестным обращением от заточения не отбывали, и по причине того, что многие притворством своим и лукавым обращением выманивались и уходя из монастырей в иные места чинили противности горше первого; и буде каковые совсем от той злобы отстанут и святой церкви приобщатся чистой совестью и истинным намерением, и таких, по настоящему свидетельству, из-под началов свобожать; а буде каковые из них похотят постричься, и их постригать в тех же монастырях; а буде каковые постричься не похотят, а детей и жён у них нет, и тем быть в тех же монастырях до смерти живота собственного неисходно, чтобы они, вышед из тех монастырей, с прелестники в сообщении не учинились и на прошлую злобу не обратились; а у которых имеется жены и дети, и тех давать на поруки, чтобы им впредь таковой прелести не держаться, и с расколщики не знаться, и учения их не слушать, и в дома к ним не входить, и к себе не пущать, да над ними того ж всего приказать надсматривать отцам их духовным; а буде они были в тех монастырях, либо вышед из монастырей из-под начала, объявятся в прошлой собственной злобе, a покорение у казни приносили лестно, и таких казнить смертью, как писано выше этого в 1 статье.

3. Каковые красотой собственной их жён и простолюдинов и детей приводили к тому, чтобы они сами себя жгли: и таких воров, по розыску, за то их воровство, что от их прелести люди жглись, жечь самих.

4. Каковые люди ходили по сёлам и людей, каковые в идеальных летах, кроме этого и детей их, каковые в идеальных и в малых летах, перекрещивали и прошлое святое крещение нарицали неправым, а перекрещиванье вменяли в тех: воров и истину, каковые перекрещивали, не смотря на то, что они церкви Божией и покорение приносят и отца духовного принять и святых тайн причаститися хотеть будут действительно, и их, исповедав и причастя, казнить смертью без всякого милосердия.

5. А каковые люди ходили к расколщикам и сами у них перекрещивались, и носили детей собственных крещеных, каковые в малых летах и в возрасту, перекрещивать, а прошлое святое крещение вменяли в неправое крещение: и тем, каковые перекрещивались, буде они в том учнут виниться без всякиe противности, чинить наказание, бить кнутом и отсылать ко арxиереям, кто чьей епархии, и им о исправлении их чинить правильно святых апостол и святых папа; а каковые покорения в том приносить не учнут и станут в той собственной прелести находиться упорно и вменять то в истину, а прошлое святое крещение нарицать неправым, и тех казнить смертью.

6. Каковые люди в церковной противности учинились внедавне и в расспросе учнут церкви Божии приносить покорение, что они чинили то от неведения либо от какого именно принуждения, а известить не смели, а иных никого тому не учили, и в том вины собственные заявят совсем и обещаются с клятвою впредь того не делать: и таким за то чинить наказание, смотря по вине, и отправлять для исправления на патриарш двор, а по окончании исправления отдавать их под паству отцам их духовным за поруками, а отцам их духовным над ними наблюдать накрепко, чтобы они впредь к церкви Божии приходили, и церковного расколу у себя не имели, и с расколщики не знались, и в дома к ним не ходили, и к себе их не пущали, и учения тех плевосеятелей и хулников на святую церковь отнюдь не слушали; а на поруки их давать в том же.

7. А будет каковые в расколах будут оговорены, а они в расспросе учнут сказывать, что за ними церковной противности нет, и в церковь Божию они ходят, и отцы духовные у них имеется: и про таких свидетельствовать отцами их духовными, и буде их в том отцы духовные очистят, и тех, по свидетельству отцов духовных, отдавать им же на поруки и приказать им над ними надсматривать накрепко, чтобы от них церковной противности отнюдь не было; а буде такие объявятся в расколе и будут в том обличены, что они той красоты держались тайно, а в расспросе в том запирались лукавством, и тем, будет от тех противности не будет, чинить наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города.

8. Каковые люди расколщиков у себя держали и чинили им поноровку, ведая про них, и для их прелестного учения, а не извещали, и видя не поймали и не привели, либо от того с сих имали какие конкретно взятки: и таким за то чинить ожесточённое наказание, бить кнутом и ссылать в дальние города; а буде каковые ведая, таких же церковных соперников у себя в доме держали, творя к ним милость, либо каковые учнут приходить про них проведывать либо приносить питие либо яствы, либо принесут от кого какие конкретно письма подсылкою, а сами не смотря на то, что того прелестного их учения и не держались и по свидетельству в том очистятся, и тем, за утайку тех воров, чинить наказание, бить кнутом, а иных, смотря по делу, и ссылать; а каковые что приносили собою спроста, и в том очистятся, и тем чинить наказание, бить батоги.

9. У которых людей будут выняты расколщики, а жили у них с порукою, а они про раскол их не выдали, а те записи будут не записаны: и на таких имать пени по пяти рублев на человеке, а у которых жили без поруки, и на тех имать, против татиной и разбойной статей, по пятидесят рублей на человеке; а у которых жили не смотря на то, что и с порукою, а они про раскол их ведали, а не известили, и тем чинить наказание, бить кнутом и ссылать, а на порутчиках имать пени по 50 рублев на человеке; а на которых людях пенных денег забрать будет нечего, для того что они люди бедные, и тех, буде они ручались по тех расколщиках в житье, не ведая про раскол их, вместо финансовые пени ссылать в украинные города, куда доведется, а каковые ручались ведая, и тех ссылать же в дальние города с ожесточённым наказанием.

10. Каковые люди за раскол будут сосланы в города, и в тех городах приказным и воеводам людям приказывать над ними в тех слободах, где они жить станут, старостам и пятидесяцким, и десяцким, и околним соседям надсматривать, чтобы от них церковной противности и расколу не было; а буде они объявятся либо втай учнут держаться расколу, либо с расколщики учнут знаться, о том писать им к себе [то имеется к нам — ред.] Великим Правителем, а их держать за крепкими караулы; а по тем их отпискам тем ворам чинить указ, по сим же указным статьям, смотря по делам их, кто чего доведется.

11. На которых людей начнут говорить в расколе языки, а те люди в то время от сыску ухоронятся либо будут где в отъезде, а ворам и расколщикам будет указ учинен, а те люди объявятся собою либо сысканы будут по окончании, и в том учнут запираться, а очных ставок дать будет не с кем: и таких, по раскольничьим речам, расспрашивать и разыскивать про них околними соседы и отцами духовными, и буде по розыску очистятся, и их, освидетельствовав отцами духовными подлинно, свобожать на поруки; а буде в чём будут обличены, и их пытать, и по пыточным речам указ чинить, по вышеписанным статьям, до чего доведется.

12. У расколщиков, у кого объявятся дворы, и поместья, и вотчины, и лавки, и заводы и иные промыслы, кроме этого и по расколщиках у порутчиков, каковые ручались ведая и сосланы будут в ссылки: и те их поместья, и вотчины, и дворы, и лавки, и промыслы, и фабрики отписывать на себя Великих Правителей и реализовывать по оценке с громадной наддачею, для того что по таким сыскным делам на прогоны и посыльным людям в жалованье их государские финансовые казны исходит большое число; а каковые люди по расколщиках ручались, не ведаючи за ними расколу, а сосланы будут лишь за пенные деньги, что им тех денег заплатить нечем, и тем ссыльным дворы собственные реализовывать самим по вольной ценой, кому похотят.

Мнения ученых исследователей о двенадцати их последствиях и статьях

Историк Лев Николаевич Гумилёв именует Двенадцать статей одним из самых бессердечных узаконении в русской карательной практике. Он отмечает, что в этом же году Людовик XIV отменил Нантский эдикт о веротерпимости. Историк уверен в том, что и в том и другом случае роль подстрекателей выполнили иезуиты. Сергей Александровия Зеньковский думал, что Двенадцать статей, без сомнений, рекомендованы патриархом Иоакимом царице Софье. Он же уверен в том, что данный закон стал причиной массовому бегству старообрядцев из Москвы, Подмосковья и больших городов, пребывавших под строгим контролем. Это привело в конечном счете к опустению старообрядческой Москвы и переселению старообрядцев в леса, в Поморье, на Керженец, в степи на Дон, в Стародубье, за границу — в Польшу. Историк Фёдор Ефримович Мельников пишет о этом законе:?“Эти вправду строги-немилосердные статьи и их садистское выполнение навели кошмар на всю русскую страну. Правительство беспощадно преследовало людей ветхой веры: везде пылали срубы и костры, сжигались тысячами и сотнями жертвы — измученные христиане, вырезали людям ветхой веры языки за проповедь и просто за исповедание данной веры, рубили им головы, разламывали ребра клещами, закапывали живыми в почву по шею, колесовали, четвертовали, выматывали жилы… Колонии, ссыльные монастыри, подземелья и другие каторжные места были переполнены несчастными страдальцами за святую веру древлеправославную. гражданское правительство и Духовенство с дьявольской жестокостью истребляло собственных же родных братьев — русских людей — за их верность преданиям и заветам святой Христовой Церкви и Руси. Никому не было пощады: убивали не только мужчин, но и дам, а также детей.”?общественный деятель и Писатель Александр Исаевич Солженицын в послании Третьему Собору Зарубежной Русской Церкви в первой половине 70-ых годов XX века писал о репрессиях против старообрядцев:?“Я осмелюсь остановить внимание собравшихся еще на втором — дальнем, трехсотлетнем грехе отечественной Русской Церкви, я осмеливаюсь полнозвучно повторить это слово — грехе, еще чтобы избегнуть употребить более тяжёлое, — грехе, в котором Церковь отечественная — и целый православный народ! — ни при каких обстоятельствах не раскаялись, а, значит, грехе, тяготевшем над нами в 17-м году, тяготеющем поныне и, по пониманию отечественной веры, могущим быть обстоятельством кары Божьей над нами, неизбытой обстоятельством постигших нас бед.?Я имею в виду, само собой разумеется, русскую инквизицию: потеснение и разгром устоявшегося старого благочестия, угнетение и расправу над 12-ю миллионами отечественных братьев, соотечественников и единоверцев, ожесточённые пытки для них, вырывание языков, клещи, дыбы, смерть и огонь, лишение храмов, изгнание за тысячи верст и на большом растоянии на чужбину — их, ни при каких обстоятельствах не взбунтовавшихся, ни при каких обстоятельствах не поднявших в ответ оружия, стойких, верных древлеправославных христиан, их, кого я не только не назову раскольниками, но кроме того и старообрядцами остерегусь, потому что и мы, остальные, в тот же час выставимся тогда всего лишь новообрядцами.”

Начните Имеется Куркуму Ежедневно и Заметите, что Случится Через Месяц


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: