Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

Каждой форме деятельности соответствует собственная форма познания.

Практическое знание – это знание, неотделимое от умения, опыта. Оно передается через личное общение, по принципу «делай как я». Это возможно производственное, политическое, спортивное и т.д. знание, в каждой сфере деятельности имеется такие стороны, моменты, каковые нереально отразить в теоретической форме, они требуют ярких навыков и, в случае если передаются, то не словесно, а через наблюдение, подражание.

Духовно-практическое знание. В случае если практическое знание отвечает на вопрос: «Как функционировать?», то духовно-практическое – на вопрос: «Как относиться (к миру, к людям, к себе)?». Это знание об общении, бытовое, художественное, мистическое и т.д.

Теоретическое знание – исследовательская деятельность, где основная цель – производство самого знания. Оно появилось позднее вторых форм, в условиях достаточно развитой культуры. К нему относятся идеология, философия, теология, волшебство, наука. Все средства осмысления мира есть в праве на существование, т.к. каждое из них отражает то, что недоступно вторым. Не должно быть гордости, огульного отрицания каких-либо форм. В наши дни – со стороны науки. Но направляться беспокоиться и некритической всеядности.

Каждой форме публичного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют своеобразные формы знания. Различают кроме этого формы знания, имеющие понятийную, символическую либо художественно-образную базу. В самом неспециализированном смысле научное познание — это процесс получения объективного, подлинного знания — profreglament.ru. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, предсказанием и объяснением явлений и процессов действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так именуемые научные революции, каковые приводят к смене принципов и теорий, и периоды обычного развития науки, в течении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

В то время, когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то принципиально важно осознать, что вненаучное знание не есть чьей-то выдумкой либо фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (хорошими от рационалистических) нормами, эталонами, имеет средства познания и собственные источники. Разумеется, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, к примеру, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от хорошего стандарта и научного образца и отнесенные к ведомству вненаучного знания, объединяются неспециализированным понятием — эзотеризм.

Особенности науки как совокупности знаний

Разбирая особенности научного познания, в первую очередь разглядим его отличие от обыденного познания: •

Объекты науки не сводимы к объектам обыденного опыта; наука имеет предметную направленность. Предмет, предметная область — то, что именно изучает эта наука либо научная дисциплина, все то, на что направлена идея исследователя, все, что возможно обрисовано, воспринято, названо, выражено в мышлении47. По мере развития знаний об объекте раскрываются новые его связи и стороны, каковые становятся предметом познания. Разные науки об одном и том же объекте имеют разные предметы познания (к примеру, анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — заболевания и т. п.). Предмет познания возможно материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) либо совершенным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем самым в гносеологическом замысле различие объекта и предмета довольно и пребывает в том, что в предмет входят только главные, самые существенные (с позиций данного изучения) свойства и показатели объекта. •

Научное познание ориентировано на объективную истинность, на проникновение в сущность вещей, на изучение объективных развития и законов функционирования объектов познания. • Научному познанию свойственны строгая доказательность, обоснованность взятых результатов, достоверность выводов. • Наука владеет методами познания и специфическими орудиями (научный инструментарий). •Наука формирует особенный язык, что отличается от обыденного языка большей однозначностью, чёткостью и строгостью. •Значительным показателем научного познания есть его системность, логическая организованность. •Результаты научного познания имеют универсальный, на данный момент, надличностный темперамент. •

Помимо этого, довольно часто отмечают и такие особенности научного познания как тенденция к воспроизводимости результатов; скептическое отношение к авторитетам, автономия и интеллектуальная самостоятельность; проблемная установка изучения (в противоположность установке на таинства и чудеса, и практические интересы); опора на разум и опыт (а не на веру, убеждение, вывод)48. В других формах познания рассмотренные параметры смогут иметь место (в различной мере), но в том месте они не являются определяющими.

Так, научное знание переступает границы обыденного знания. Наряду с этим, с одной стороны, наука в строгом смысле слова не есть логическим продолжением обыденного знания. Научные истины часто представляются парадоксальными с позиций «очевидностей» здравого смысла. К примеру, что-то существует одновременно и как волна, и как частица, воздушное пространство возможно не только газообразным, но и жидким и т.д. Иначе, обыденное знание воздействует на науку при помощи здравого смысла как пер- вичной формы закрепления обыденного опыта49. Обыденный ум либо здравый суть неизменно деятельно принимает участие в ходе мышления ученого, как бы он не старался осознанно очистить собственные размышления от обыденных представлений.

Ответственным моментом в научном познании есть его критический темперамент, научное знание открыто эпистемологической критике. Научные теории являются продуктом людской изобретательности и, как таковые, они подвержены неточностям подобно любым вторым итогам деятельности человека. Теории в этом смысле — только предположения о действительности, каковые смогут изменяться и в действительности достаточно значительно изменяются на протяжении исторического развития науки. То, что наука утверждала о действительности сто лет назад, весьма значительно отличается от того, что она говорит сейчас. В ХХ в. обнаружился кроме этого значительный факт, что характеризует изюминке научного познания: для любой определенной области действительности неизменно возможно выстроить пара теорий, растолковывающих все замечаемые явления, но отличающихся по своим онтологическим допущениям, т.е. по тем объектам, каковые они полагают как реально существующие.

формы и Виды познания. Видеоурок по обществознанию 10 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: