Модель «чистой монополии» и ее характеристика

В зависимости от степени контроля над стоимостями и концентрации рынка в условиях несовершенной борьбе возможно выделить такие ее формы, как чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия — тип структуры рынка, в котором существует лишь один продавец,под контролем которого находиться всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется большое количество соперников, предлагающих для продажи стандартизированные товары Различают следующие виды монополии:

• Закрытая монополия. Она защищена от борьбы: юридическими ограничениями, патентной защитой, университетом авторских прав.

Естественная монополия — отрасль, в которой долговременные средние издержки достигают минимума лишь тогда, в то время, когда одна компания обслуживает целый рынок. С естественными монополиями, в базе которых лежит экономия на масштабах производства, теснo связаны монополии, основанные на владении неповторимыми природными ресурсами.

• Открытая монополия — монополия, при которой одна компания есть монопольным продукта, но не имеет особой защиты от борьбы В подобном положении часто находятся компании, каковые в первый раз вышли на рынок с новой продукцией.

• Экономическая монополия — монополия, действующая в условиях рыночной экономики.

« Административная монополия — монополия, действующая в условиях командно-административной совокупности. Таковой вид монополии базируется на гос собственности на средства производства и функционирует в условиях большой ограниченности товарного дефицита и рынка.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный темперамент, потому, что кое-какие компании смогут принадлежать в один момент к нескольким видам монополий.

Чистая (полная) монополия — это обстановка, в то время, когда существует единственный продавец экономического блага, не имеющего родных заменителей, и организованы высокие входные преграды для вступления в отрасль. Чистые монополии, в большинстве случаев, смогут существовать лишь при защите страны. Причем они свойственны скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Понятие чистой монополии есть научной абстракцией. Чистая монополия характеризуется следующими главными чертами:

1. Единственный производитель товара. Т.к. отрасль складывается из одной компании, то понятие «отрасль» и «фирма» совпадают.

2. Неповторимый товар (отсутствие родных заменителей создаваемого товара).

3. Компания-монополист самостоятельно устанавливает цену на собственный товар, и диктует ее рынку.

4. Вступление в отрасль заблокировано, присутствуют непреодолимые входные преграды, к каким относятся:

экономия от масштаба,

правовые ограничения; высокие издержки входа — экономические препятствия. В некоторых отраслях (к примеру, в авиационной индустрии) начало производства требует больших затрат ресурсов, контроль монополистом источников поступления нужного сырья или других специальных ресурсов; высокие транспортные затраты, содействующие формированию изолированных местных рынков, в следствии чего единая в технологическом смысле отрасль может воображать множество локальных монополистов.

Последовательность событий говорит в защиту монополий. Развитие научного прогресса (НТП) действенно лишь к больших формах. Большое производство разрешает лучше применять эффект масштаба и обширно развертывать научно-исследовательские и умело-конструкторские разработки (НИОКР). Все это снижает себестоимость и повышает уровень качества продукции. Стереотипы мышления начала XX в., словно бы монополия постоянно стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП, склонна к «застою и загниванию», очень сильно устарели. Современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое всегда таит угрозу борьбы внутриотраслевой либо межотраслевой, национальной либо зарубежной, настоящей либо потенциальной.

Одновременно с этим не лишены оснований и многие аргументы против монополий. в больших компаниях избегают через чур нередких и глубоких модификаций создаваемой продукции. Отдельные изобретения часто придерживаются и внедряются лишь в комплексе. Монополизация компании имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х- неэффективности.

Урок — 29# — Монополистическая борьба


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: