Модель пяти сил портера. «национальный ромб» конкурентных преимуществ

Концепция М. Портера основывается на идее так именуемого «национального ромба», характеризирующего совокупность детерминант конкурентного преимущества (четыре фундаментальных особенности) страны, каковые, пребывав во сотрудничестве, создают эффект эмерджентности (целостности). Та либо другая конфигурация названых детерминант усиливает либо ослабляет потенциальный уровень конкурентных преимуществ экономики страны.

Условия для факторов.Категория «условия для факторов» включает 5 групп:

  • человеческие ресурсы;
  • природные ресурсы (включая географическое положение и климат страны);
  • капитал (с учетом разнообразия национальных рынков капитала);
  • научно-информационный потенциал;

инфраструктура (все, что воздействует на уровень качества судьбы в стране).

Научные школы, изучающие вопросы кластеризации экономики

выделяет три группы (научные школы) теории новых форм территориальной организации производства, по географическому призна- ку: американскую, английскую и скандинавскую. 2 Представителями американской школы выступают М.Портер, М.Энрайт, М.Сторпер, С.Резенфельд, П.Маскелл и М.Лоренцен. В целом промышленные и региональные кластеры были признаны представителями данной школы главной пространственной формой экономического развития страны и региональных эконо- мических совокупностей. Базировалось такое представление американской школы на теории концентрации производства, дополненной новыми экономическими знаниями, взятыми американскими учеными в синергии вопросов и исследовании конкуренции в производственных процессах региона.

Изюминкой скандинавской школы явилось признание ее представи- телями ответственной роли регионов обучения в рамках региональных кластеров. Они со своей стороны рассматривались скандинавскими учеными, как главные фак- развития регионов и торы поляризации и страны в целом. Благодаря вниманию в изучении развития региональной экономики к таким важным факто- рам, как местные изюминки экономразвития и социально- культурные изюминки конкурентоспособности территории, главные разра- ботки и идеи данной научной школы и сейчас актуальны и достаточно удачно употребляются в разных по уровню развития регионах и странах мира, в то время как еще в середине 80-х годов прошлого столетия концепции конкурентоспо- собности скандинавской школы удовлетворяли потребностям экономики и об- щества только малых государств

Английская школа теорий новых форм территориальной организации производства базируется на изучениях таких ученых, как Дж.Даннинг, Р.Каплински, К.Фримэн, Дж.Хамфри и Х.Шмитц. В отличие от американской школы тут в области изучения и как факторы создания новых конку- рентных преимуществ появляются: цепочки добавления цены, прямые зарубежные инвестиции, развитие ТНК, социо-экономические изюминки, такие как склонность к предпринимательтсву, в связи с локальными кластера- ми

Представителями американской школы выступают М.Портер, М.Энрайт, М.Сторпер, С.Резенфельд, П.Маскелл и М.Лоренцен. В целом промышленные и региональные кластеры были признаны представителями данной школы главной пространственной формой экономического развития страны и региональных эконо- мических совокупностей. Базировалось такое представление американской школы на теории концентрации производства, дополненной новыми экономическими знаниями, взятыми американскими учеными в синергии вопросов и исследовании конкуренции в производственных процессах региона.

Модель Портера


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: