Модель потребления ланкастера

Многоликость, многопрофильность ценятся,

если они едины и цельны.
В случае если по отдельности, все замечательно,
А целостность отсутствует —
начинают появляться перегородки,
как в грецком орехе. (4 июня 1996)

Е. Д. Марченко

Ограниченность хорошей модели потребительского поведения заключается в том, что она базируется на субъективной информации. Предпочтения по отношению к разным товарам (кроме того в случае если товары аналогичны) субъективны; объективная информация ограничивается такими показателями, как цена и додвижение. Задача этого параграфа — изучить проблему потребления на базе более объективных параметров. Новый подход к потребительской теории был впервые предложен Кельвином Ланкастером.1

Подход Ланкастера основан на трех предпосылках:

1) всем благам свойственны измеряемые характеристики, либо атрибуты;

2) атрибуты смогут быть измерены объективными параметрами;

3) полезность блага, основанная на атрибутах, объективно измерима.

К примеру, два основных атрибута (чёрта), протеин (Zt) и жир (Z2), находятся в мясе и в его заменителях. Если бы это были единственные атрибуты, каковые имеют значительное значение для потребителя, то функция полезности имела бы вид; U = U (Z,, Z2). Функция полезности остается субъективной (различные люди имеют разные предпочтения относительно жира и протеина),

1 См.: Lancaster К. Change and Innovation in the Technology and Consumption //American Economic Review. May. 1966; A New Approach to Consumer theory //Journal of Political Economy. April. 1967.

Глава 4. Теория личного потребления ________________ 1_59

но сейчас к объективным чертям «доход» и «цена» добавляются не менее объективные «протеин» и «жир». На рис. 4.31 любой вид продукта классифицирован по параметрам: «жир-протеин» в соответствии с удельным весом каждого из двух компонентов в товаре.

Относительные количества протеина и жира представлены посредством наклонов «атрибутивных лучей», исходящих из осей координат. В этом случае пшеница и креветки являются двумя крайними случаями сочетаний протеина и жиров. Содержание жира возрастает при переходе от пшеницы к рыбе, птице и т. п. Цены и доход определяют достижимую величину протеина и сочетаний жира и формируют границу черт: ABCDEF.

Граница черт(characteristic frontier): положение потребительского максимума продуктовых черт, каковые определяются доходом потребителя, набором атрибутов и рыночными ценами, содержащихся в товарах.

Угол атрибутивного луча показывает удельный вес жира и протеина и количество данного блага, что может взять потребитель, если он израсходует целый собственный продуктовый бюджет на его приобретение. К примеру, предположим, что 1 кг рыбы содержит 10 ед. протеина и 1 ед. жира. В случае если продуктовый бюджет потребителя образовывает 100 р. в неделю, а цена рыбы 2,5 р. за килограмм, то потребитель может приобрести максимально 40 кг рыбы в неделю, что соответствует 400 ед. протеина и 40 ед. жира. Это определяет положение точки В на рис. 4.31. Положение других точек (С, D, Е, F) определяется подобно.

Пшеница

Рыба

В Домашняя птица

Рис. 4.31.Граница черт

Кроме этого, вероятно комбинирование нескольких товаров и получение сочетаний «жир-протеин», т. е. точек, лежащих между исходными А, В,С, D, E, F. К примеру, в случае если точка С воображает 300 ед. протеина и 100 ед. жира, то точка В’, лежащая между точками В и С, — 350 ед. протеина и 70 ед. жира. В последнем случае потребитель тратит половину собственного продуктового бюджета на рыбу, а вторую половину — на домашнюю птицу. Наряду с этим достижимой есть каждая комбинация продуктов, лежащих между двумя соседними точками (к примеру В и С).

Часть I. Базы рыночного анализа

Комбинация же между не соседними точками (к примеру точка D’) неэффективна, поскольку она снабжает меньшее количество жира и протеина и рациональный потребитель не изберет подобные комбинации, в случае если его интересуют лишь протеин и жир.

В данной модели потребление индивида основано на выборе объективных параметров с учетом дохода. При осуществлении выбора неэффективные наборы исключаются из рассмотрения. Помимо этого, при трансформации относительных стоимостей и появлении новых товаров совокупность действенных и неэффективных комплектов кроме этого способна измениться. Это явление именуется свойством эффективной замены.

Свойство действенной заменывызвано ценовыми трансформациями, каковые меняют комплект товаров, лежащих на границе черт.

К примеру, в случае если цена на говядину возрастет значительно, то точка D переместится в положение D’ и говядина провалится сквозь землю с границы черт.

О Z2

Рис. 4.32. Эффекты дохода и замены на границах черт

Модель Ланкастера получает особенную значимость, в случае если границы характеристик совместить с кривыми безразличия. На рис. 4.32 изображен пример с тремя благами {X, Y и W), каковые включают две характеристики в изменяемых пропорциях.

При наложении карты безразличия на характеристическую границу точкаЕ максимизирует полезность, которой соответствует определенный комплект благХ, У и W.

В случае если цена товара У снизится, то для потребления станет дешёвой точка С и граница черт сместится в положение ABC.

Для относительно малых ценовых трансформаций приемлемыми отрезками являются ВС и ВС. Более пологий наклон линии ВС если сравнивать с ВС приводит к эффекту замены по отношению к большему Y и меньшему X. Компенсирующее уменьшение дохода, которое оставляет потребителя на начальной кривой безразличия, переместит границу черт в положение ADC, и потребитель переместится из Е в Е’. Полный эффект, что кроме этого включает перемещение от Е к Е, завершает аналогию.

Глава 4, Теория личного потребления

Большое изменение стоимостей ведет к появлению результата замены действенности. Понижение цены Y поменяет границу черт, которая купит вид AD, и индивид возьмёт возможность приобрести комплект товаров F, складывающийся из Wn Y. Наряду с этим товар X исключится из потребления.

Новый Lancaster от Завода «МОЛОТ». Все новинки 2018 завода \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: