Модели социально-трудовых отношений.

Во всемирной практике употребляется пара моделей социально-трудовых взаимоотношений: бипартизм, трипартизм, тетрапартизм, мультипартизм. Любая имеет собственные особенности, каковые пребывают в следующем:

  • бипартизм, двусторонние отношения, где переговоры ведутся в двустороннем диалоге между профсоюзом и работодателем без какого-либо посредника, и между работодателем и работником. В последнем случае эти отношения зафиксированы в трудовом соглашении, по которому работник обязуется делать работу по профессии на занимаемой должности, подчиняться внутреннему распорядку организации, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плат и снабжать условия труда, предусмотренные законодательством о труде. Заключив трудовой соглашение с работодателем, гражданин делается его наемным работником и с этого момента он вправе претендовать на защиту и социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде. Со своей стороны работодатель получает право потребовать от работника подчинения установленным правилам поведения в ходе трудовой деятельности. Главное содержание трудового соглашения составляют обоюдные обязательства, принятые сторонами при его заключении. Эти обязательства касаются условий трудовой деятельности, каковые смогут быть необходимыми и дополнительными. К необходимым относятся: место работы (наименование организации, структурного подразделения, где будет трудиться нанимаемое лицо); должность, с которой связаны зарплата , компенсации и льготы, пенсионное обеспечение; срок действия трудового соглашения. К дополнительным обязательствам смогут относиться как трудовые, так и социально-бытовые вопросы: испытательный срок; повышение и переподготовка квалификации работника; его обучение вторым профессиям; особенности режима рабочего времени (полный, неполный, сокращенный рабочий сутки либо семь дней); длительность ежегодного дополнительного отпуска; обеспечение жилой площадью, местом в детском учреждении ребенка работника и другое. Преимуществом бипартизма есть оперативность ответа непростых вопросов с учетом сложившейся в организации социально-экономической ситуации.
  • трипартизм, трехстороннее сотрудничество методом диалога всех социальных партнеров, которыми выступают национальные органы, организации работодателей и представители наемных работников (профсоюзы) по поводу формирования и реализации трудовой, социальной либо экономической политики. Эта модель социально-трудовых взаимоотношений включает последовательность мероприятий: консультации, согласование механизма принятия ответов, контроль за реализацией достигнутых договоренностей (о минимальном размере зарплаты , о обычных условиях труда, о компенсациях и льготах за работу в страшных, вредных и тяжелых условиях труда), процесс переговоров по появляющимся проблемам. Предметом трехстороннего сотрудничества являются вопросы социально-экономической политики, гарантии занятости населения, трудовое и пенсионное законодательство, рынок труда (его инфраструктура и структура), переобучение и подготовка работников, социальное страхование, обеспечение безопасности труда.

В российской практике трипартизм как модель диалога и сотрудничества социальных партнеров реализуется в деятельности Русском трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений. Эта Рабочая группа складывается из представителей общероссийских объединений опытных альянсов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ. Численный состав каждой из сторон рабочей группы не имеет возможности быть больше 30 человек.

Главными задачами Рабочей группы являются:

— ведение коллективных переговоров и подготовка проекта Главного соглашения между названными выше представителями;

— содействие договорному регулированию социально-трудовых взаимоотношений на федеральном уровне;

— проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов и иных нормативно-правовых актов РФ в области социально-трудовых взаимоотношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

— согласование позиций сторон по главным направлениям социальной политики;

— рассмотрение по инициативе сторон вопросов, появляющихся на протяжении исполнения Главного соглашения;

— распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных рабочих групп по регулированию социально-трудовых взаимоотношений о деятельности Русском трехсторонней Комиссии;

— изучение интернационального опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области регулирования и социального партнерства социально-трудовых взаимоотношений, проведение в рамках Рабочей группы консультаций по вопросам применения и ратификации интернациональных трудовых норм.

  • тетрапартизм, четырехсторонняя модель социально-трудовых взаимоотношений, в рамках которой профсоюзы и работодатели ведут диалог с независимыми экспертами и государством.
  • мультипартизмкак модель социально-трудовых взаимоотношений кроме свободных специалистов включает уполномоченных представителей разных отраслей, альянсов, ассоциаций. Любая из этих групп имеет собственные своеобразные интересы, каковые значительно усложняют регулирование и переговорные процессы социально-трудовых взаимоотношений.

Рассмотренные модели социально-трудовых взаимоотношений существуют в разных государствах. Но время не следует на месте, изменяется характер и содержание труда, изменяется роль профсоюзов, появляются предприятия, не укладывающиеся в сложившуюся отраслевую структуру, соответственно для них уже не подходят отраслевые стандарты в вопросах регулирования трудовых взаимоотношений; внедряются гибкие формы и трудосберегающие технологии занятости, что затрудняет функционирование сложившихся моделей социально-трудовых взаимоотношений и вынуждает разглядывать много новых и трудно-предсказуемых факторов. Особенной проверке на прочность подвержена совокупность социального партнерства во время национальных и глобальных финансовый кризисов. Сотрудничество социальных партнеров на всех уровнях разрешает в такие периоды создать и реализовать комплекс мер по борьбе с кризисом для регулирования социально-трудовых взаимоотношений на рынке труда.

Модель социально-трудовых взаимоотношений (3 часть)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: