Модуль 2 «теория финансового рынка и финансового посредничества»

Тема «Денежные рынки, сущность, виды, функции».

1. функции и Сущность денежных рынков.

2. Классификация денежных рынков.

3. Инструменты денежных рынков.

Вопрос 1

размещения и Процесс аккумулирования денег, осуществляемый фирмами и предприятиями, конкретно связан с функционированием денежных рынков.

Денежный рынок (с экономической точки зрения) – экономический механизм, что разрешает его участникам брать и реализовывать денежные активы: акции, другие объекты и товары с малыми транзакционными издержками.

На денежном рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных финансовых операций и размещение денежных средств в производстве. А предложения и совокупность спроса на капитал кредиторов и за?мщиков различных государств образует всемирный денежный рынок.

Денежный рынок (с институциональной точки зрения) – совокупность рыночных университетов, основной задачей которых есть обеспечение самоё эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам. Это организованная либо неформальная совокупность торговли денежными инструментами.

Главные участники денежных рынков:

— инвесторы, в роли которых смогут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными денежными ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения прибыли;

— распорядители, в роли которых смогут выступать специальные денежные структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществляющие мобилизацию денег инвесторов и снабжающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату, часть из которых образовывает их собственное комиссионное вознаграждение:

— пользователи — государство, юридические, физические лица, получающие на разных основаниях нужные им денежные ресурсы, на соответствующем денежном рынке и оплачивающие право на их применение.

Экономические задачи денежных рынков:

обеспечение своевременного распределения денег, дополняющего процесс бюджетного распределения;

мобилизация временно свободных денежных средств страны, юридических и физических лиц, с последующим их применением в интересах, как ярких участников соответствующего рынка, так и экономической совокупности общества в целом;

обеспечение децентрализованного регулирования экономики на отраслевом и территориальном уровнях.

Состав денежных рынков: рынок ссудных капиталов, фондовый рынок, страховой рынок.

Главные показатели современных денежных рынков:

в полном большинстве экономически развитые страны снабжают перераспределение главной части денег общества;

характеризуются только твёрдым уровнем борьбы между распорядителями, определяющий их преобразование из рынка продавца в рынок клиента;

централизованно регулируются и контролируются страной в лице уполномоченных им особых денежных органов;

усиление процесса интеграции (в отдельных случаях — прямого сращивания) между отдельными рынками.

Другие особенности денежных рынков в условиях перехода к рыночной экономике:

находятся в стадии формирования, что определяет несовершенство действующего законодательства и недостаточную эффективность регулирования со стороны страны;

отсутствие полноценной борьбе между распорядителями денег и как следствие — сохранение за всеми рынками статуса рынка продавца , с вытекающими негативными последствиями для пользователей и инвесторов;

диспропорции на каждом из денежных рынков, в части как их неспециализированной структуры, так и по составляющим элементам;

информационная непрозрачность денежных рынков, в части как совершаемых на них операций, так и черт участников;

недостаток профессионально подготовленных кадров для всех типов денежных организаций (особенно на рынке и фондовом рынке ссудных капиталов).

Экономические факторы — наличие в экономике настоящих собственников, владеющих настоящей самостоятельностью, каковые способны заключать сделки, предлагая спрос на финансовые средства, и инвестировать их (это настоящий спрос на финансовые средства). Правовые базы — соответствующие юридические документы, регламентирующие деятельность рыночных структур. Организационные базы — воплощаются через формы организации рыночных операций (межбанковские объединения и фондовые биржи). На межбанковских объединениях и фондовых биржах наровне со сберегателями, инвесторами и эмитентами функционируют посредники: дилеры и брокеры. Брокеры реализовывают число посреднические операции. Дилеры делают посреднические операции и самостоятельно принимают участие в купле — продаже ценных бумаг.

Главными функциями денежного рынка являются:

регулятивная, посредством, которой осуществляется регулирование рынка, как со стороны национальных органов управления, так и со стороны саморегулируемых организаций;

информационная, подразумевающая обеспечение равного и полноценного доступа к информации всех участников денежного рынка;

распределительная — обращение инструментов денежного рынка снабжает перелив денежных средств из одной отрасли экономики в другую, от одного участника рынка к второму, из одной сферы обращения в другую, тем самым, содействуя распределению денег;

коммерческая, предполагающая то, что операции, осуществляемые на денежном рынке, так или иначе, приносят доход всем участникам сделки;

ценообразующая — цена на денежные инструменты формируется на рынке под действием предложения и спроса, в условиях свободной борьбе.

В совокупности стратегического финансирования больших хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системными для экономики мирового, национального и регионального масштабов, рынки капитала, непременно, занимают главное место. Деятельность большинства компаний, в особенности больших, тесным образом связана с денежными рынками, любой из которых представляет собой организованную либо не формальную совокупность торговли инструментами и финансовыми активами. На этом рынке происходит обмен их эквивалентами и деньгами, мобилизация капитала и предоставление кредита. Главную роль тут играются денежные университеты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заёмщикам. Как и любой рынок, денежный рынок рекомендован для установления ярких контактов между продавцами и покупателями денег.

Процесс преобразования свободных денег в разного рода инвестиции, осуществляемый денежной совокупностью, конкретно связан с функционированием денежных рынков и деятельностью денежных университетов. В случае если в ходе размещения и аккумулирования денег главной ролью денежных университетов есть обеспечение самоё эффективного перемещения средств от собственников к заёмщикам, то в задачу денежных рынков входит организация торговли обязательствами и финансовыми активами между продавцами и покупателями денег. продавцами и Покупателями на таких рынках выступают три группы экономических субъектов: домашние хозяйства (физические лица); хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности; национальные органы управления.

Любой из них в конкретный период времени может быть в состоянии сбалансированности собственного бюджета, его профицита и дефицита. У хозяйствующих государства и субъектов появляется или потребность в заимствовании денежных средств или возможность в размещении временно свободных средств на удачных для себя условиях. По собственной же сути денежные рынки предназначены чтобы самый действенно учесть и реализовать интересы потенциальных продавцов, клиентов, и университетов-посредников.

Рыночная экономика — самая эффективная форма организации производства. Это доказано всем опытом развития большинства государств. Для Республики Казахстан новые способы хозяйствования означали переход к свободному рынку, что требует применения потенциальных возможностей денежного рынка, в первую очередь, для обеспечения всестороннего роста страны. В этом смысле денежный рынок, развивающийся на базе научного прогресса, передовых форм организации публичного производства с их просторами для конкуренции и личной инициативы, в состоянии обеспечить все отрасли экономики ресурсами для действенного достижения и экономического роста нужного уровня благосостояния всего общества.

Денежный рынок содействует экономическому развитию, осуществлению материально — денежной сбалансированности по общему объему и по структуре публичного производства. С его помощью развиваются отрасли и предприятия, каковые снабжают инвесторам большую прибыль на положенный капитал. Содействует настоящему осуществлению научного прогресса. Денежный рынок разрешает цивилизованным образом покрыть недостаток госбюджета, для чего государство производит акции и реализовывает их.

Вопрос 2

Все денежные рынки возможно классифицировать по последовательности показателей (см. рис. 1).

По степени организованности различают:

Биржевой рынок – место организованной торговли денежными инструментами. Биржа делает роль организатора торговли на денежном рынке.

Благодаря биржам, увеличивается ликвидность денежного инструмента. Биржи

подразделяются на товарно-сырьевые; фондовые (товары – акции, национальные и корпоративные облигации, фьючерсы, опционы ) – МФБ, Нью-Йоркская.

Рисунок 1 — Структура денежного рынка

На фондовых биржах обращаются акции, прошедшие листинг, т.е. включенные в котировочный перечень и взявшие допуск к официальной торговле на бирже.

Внебиржевой рынок – денежные рынки, каковые стали производными от биржевых рынков. Внебиржевые рынки не привязаны к конкретному месту.

Различают:

? организованные – через автоматизированные совокупности электронных торгов (ECN – Electronic Commercial Nets):

FOREX – валютный внебиржевой рынок,

NASDAQ, EASDAQ, РТС – внебиржевой рынок ценных бумаг)

? неорганизованные – рынки, на которых осуществляются операции с денежными инструментами через опытных участников рынка, минуя организаторов торговли.

На внебиржевых рынках обращаются акции, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок возможно достаточно объемным.

По срокам обращения денежных инструментов:

— финансовые рынки (money markets) – рынки, на которых обращаются денежные инструменты сроком обращения менее года; помогают для краткосрочного размещения и обеспечения ликвидности свободных денежных средств, с целью получения дохода (ГКО, кратковременные векселя, депозитные сертификаты банков, казначейские векселя). Главная черта этого рынка дисконтное ценообразование;

— рынки долговременных ресурсов (capital markets) – рынки, на которых обращаются денежные инструменты сроком обращения более года (более 5 лет), связаны с процессами инвестирования и сбережения (акции, облигации, долговременные

инвестиционные кредиты банков).

По видам денежных инструментов:

Валютный рынок – рынок, где осуществляются операции по купле-продаже зарубежной валюты за российские рубли либо другую зарубежную валюту, и где вращаются платежные документы в зарубежной валюте. Объект валютного рынка – кратковременные денежные инструменты, номинированные в зарубежной валюте.

Субъекты рынка: коммерческие банки, валютные биржи, предприятия- импортёры и экспортёры, инвестиционные университеты, ЦБРФ.

Рынок золота – рынок, где осуществляется регулярная купля-продажа золота как для промышленного потребления, так и в целях накопления либо пополнения золотого запаса.

Оборот золота у нас от добычи до продажи осуществляется под контролем страны.

Страховой рынок – рынок, где происходит передача риска профильной фирме за определенную плату. Страхование сокращает публичные издержки от вероятного риска.

Страховщик – организация, принимающая на себя риск утрат при наступлении страхового случая

Страхователь – лицо, передающее риск утрат и оплачивающее данный риск.

Застрахованное лицо – лицо, являющееся объектом страхования (тот кого страхуют).

Может совпадать со страхователем либо различаться от него (к примеру, в то время, когда компания страхует собственных работников от несчастного случая на производстве).

Виды страхования:

?здоровья и Страхование жизни,

? Страхование гражданской ответственности и имущества

? Пенсионное страхование

? Медицинское страхование

Ценообразование на страховом рынке выстроено на определении страхового тарифа, что разрешит возможность покрыть убытки при наступлении страхового случая, оплатить административные затраты и взять прибыль. Для этого громадное значение уделяется вероятности вероятности наступления и расчёту ущерба страхового случая. Наряду с этим страховой тариф должен быть экономически вероятным для страхователя.

пенсионные фонды и Страховые компании являются главными институциональными инвесторами на денежных рынках, владея огромными денежными ресурсами, аккумулированными в страховых фондах, они приобретают дополнительную прибыль от инвестирования этих средств. Наряду с этим, в случае если в экономике отмечается падение ставок, то инвестиционные доходы уменьшаются и тарифы по страхованию начинают расти. В противоположной ситуации страховые компании заинтересованы в привлечении дополнительных ресурсов для инвестирования под тарифы и высокий процент по страхованию понижаются.

Рынок капиталов – сфера экономических взаимоотношений, где формируется предложение и спрос на ссудный капитал, где аккумулируются временно свободные финансовые капиталы и перераспределяются между инвесторами и предпринимателями. Субъектами рынка капиталов являются коммерческие банки, денежные университеты, эмитенты, инвесторы, инвестиционные фонды.

Рынок банковских ссуд – рынок, что призван удовлетворять потребности

частных и предприятий лиц в кредите. Это самый обширный рынок, на котором

аккумулируются временно свободные средства инвесторов, в виде вкладов на банковский депозит и предоставляются кредиты на различных условиях (%, срок) Ключевые принципы банковского кредитования: срочность, возвратность, платность, обеспеченность (гарантированность), добровольность. Для рынков банковских ссуд характерна операция процентного арбитража. Процентный арбитраж – взятие денег под кредит под определенный процент и на предоставление кредита и определённый срок под второй процент и на другой срок.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – совокупность экономических взаимоотношений, которые связаны с обращением ценных бумаг, снабжающие мобилизацию капитала. Рынок ценных бумаг помогает формированию финансового капитала, что является основой для инвестиций в создание настоящего товара.

На фондовом рынке возможно выделить:

Первичный рынок ценных бумаг (primary market) – рынок, где совершаются операции по эмиссии ЦБ и первичному размещению ценных бумаг. Этот рынок завлекает деньги инвесторов для финансирования сектора настоящей экономики. Первичное размещение акций через денежных посредников – андеррайтинг (underwriting).

Вторичный рынок ценных бумаг (secondary market) – рынок, на котором совершаются свободные операции с ценными бумагами (купля-продажа). Задача этого рынка снабжать ликвидность денежным инструментам.

Вопрос 3

1. По видам денежных рынков известны следующие инструменты:

• Инструменты кредитного рынка – деньги и расчётные документы

• Инструменты фондового рынка – разнообразные акции

• Инструменты валютного рынка – зарубежная валюта, расчётные валютные документы, и отдельные виды ценных бумаг

• Инструменты страхового рынка – страховые услуги

• Рынок золота (серебра, платины) – металлы, получаемые для создания резервов

2. По виду обращения выделяют следующие виды денежных инструментов:

• Кратковременные (период обращения до одного года). Являются самые многочисленными, обслуживают операции на рынке денег

• Долговременные (период обращения более одного года). К ним относятся и «бессрочные», срок погашения которых не установлен. Обслуживают операции на рынке капитала

3. По характеру денежных обязательств денежные инструменты подразделяются на следующие виды:

• Инструменты, последующие денежные обязательства по которым не появляются (инструменты без по окончании дующих денежных обязательств). Они являются, в большинстве случаев, предметом осуществления самой денежной операции и при их передаче клиенту не несут дополнительных обязательств со стороны продавца (к примеру, валютные сокровища, золото и т.п.)

• Долевые денежные инструменты. Эти инструменты характеризуют кредитные отношения между их продавцом и покупателем и обязывают должника погасить в предусмотренные сроки их стоимость по номиналу и заплатить дополнительное вознаграждение в форме процента (если оно не входит в состав погашаемой стоимости по номиналу долгового денежного инструмента). Примером долговых денежных инструментов выступают облигации, векселя, чеки и т.п.

• Долевые денежные инструменты. Такие денежные инструменты подтверждают право их обладателя на долю в уставном фонде их эмитента и на получение соответствующего дохода (в форме барыша, процента и т.п.). Долевыми денежными инструментами являются, в большинстве случаев, акции соответствующих видов (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.)

4. По приоритетной значимости различают следующие виды денежных инструментов:

• Первичные денежные инструменты (инструменты первого порядка). Такие денежные инструменты (в большинстве случаев, акции) характеризуются их выпуском в обращение первичным эмитентом и подтверждают прямые имущественные права либо отношения кредита (акции, облигации, чеки, векселя и т.п.)

• Вторичные (инструменты второго порядка) характеризуют только акции, подтверждающие право либо обязательство их обладателя приобрести либо реализовать обращающиеся первичные акции, валюту, товары либо нематериальные активы на заблаговременно определенных условиях в будущем периоде. Такие денежные инструменты употребляются с целью проведения спекулятивных денежных страхования и операций ценового риска (хеджирования). В зависимости от состава первичных денежных инструментов либо активов, по отношению к каким они выпущены в обращение, деривативы подразделяются на фондовые, валютные, страховые, товарные и т.п. Главными видами деривативов являются опционы, свопы, фьючерсные и форвардные договора

5. По гарантированности уровня доходности денежные инструменты подразделяются на следующие виды:

• Денежные инструменты с фиксированным доходом. Имеют гарантированный уровень доходности при их погашении (либо в течение периода их обращения) независимо от конъюнктурных колебаний ставки ссудного процента (нормы прибыли на капитал) на денежном рынке

• Денежные инструменты с неизвестным доходом. Уровень доходности этих инструментов может изменяться в зависимости от денежного состояния эмитента (простые акции, инвестиционные сертификаты) либо в связи с трансформацией конъюнктуры денежного рынка (долговые денежные инструменты, с плавающей процентной ставкой, привязанной к установленной учетной ставке, курсу определенной жёсткой зарубежной валюты и т.п

6. По уровню риска выделяют следующие виды денежных инструментов:

• Безрисковые денежные инструменты. К ним относят в большинстве случаев национальные кратковременные акции, кратковременные депозитные сертификаты самые надёжных банков, жёсткую зарубежную валюту, золото и другие полезные металлы, купленные на маленький период.

• Денежные инструменты с низким уровнем риска. К ним относится, в большинстве случаев, несколько кратковременных долговых денежных инструментов, обслуживающих рынок денег, исполнение обязательств по которым гарантировано устойчивым надёжной репутацией и финансовым состоянием заемщика (характеризуемыми термином высококлассный заемщик)

• Денежные инструменты с умеренным уровнем риска. Они характеризуют группу денежных инструментов, уровень риска по которым приблизительно соответствует среднерыночному

• Денежные инструменты с большим уровнем риска. К ним относятся инструменты, уровень риска по которым значительно превышает среднерыночный

• Денежные инструменты с высоким уровнем риска (спекулятивные). Такие денежные инструменты характеризуются наибольшим уровнем риска и употребляются в большинстве случаев для осуществления самые рискованных спекулятивных операций на денежном рынке. Примером таких высокорискованных денежных инструментов являются акции венчурных (рисковых) фирм; облигации с большим уровнем процента, эмитированные предприятием с кризисным денежным состоянием; опционные и фьючерсные договора и т.п.

Приведенная классификация отражает деление денежных инструментов по самый существенным неспециализированным показателям. Любая из рассмотренных групп денежных инструментов со своей стороны классифицируется по отдельным своеобразным показателям, отражающим особенности их выпуска, погашения и обращения.

Тема «Денежные посредники, сущность, виды, роль».

1. Теории денежного посредничества.

2. функции и Роль денежного посредничества в обеспечении эффективности экономразвития.

3. Виды денежных посредников.

Вопрос 1

Денежный рынок в рыночной экономике занимает одно из ведущих мест, снабжая всех субъектов экономики денежными ресурсами, каковые будут использованы на определенные цели. Как и на любом рынке, на денежном рынке присутствуют продавцы (поставщики) и клиенты (потребители), являющиеся субъектами рынка. Задачей денежных рынков есть организация торговли обязательствами услугами (и финансовыми активами между продавцами и покупателями).

продавцами и Покупателями на денежных рынках выступают следующие группы экономических субъектов: домашние хозяйства (домохозяйства);

компании (корпорации); государство; муниципалитеты.

Любой из субъектов в конкретный период может быть в состоянии сбалансированности собственного бюджета (доход равен расходу) или его недостатка (затраты превышают доходы, убыток) либо профицита (доходов больше, чем затрат, прибыль). В случаях недостатка либо профицита ресурсов у экономических субъектов появляются или потребности в заимствовании денежных средств, или возможность в размещении временно свободных средств на удачных условиях. Денежные рынки, фактически, и предназначены чтобы самый действенно были учтены и реализованы потребности потенциальных покупателей и продавцов денег.

На сегментах денежного рынка осуществляются операции как конкретно, так и при участии денежных посредников. К примеру, АО может самостоятельно реализовывать собственные акции, быть может обратиться к опытному участнику — брокеру, торгующему на бирже. Предприятие может дать деньги в займы самостоятельно, заключив с другим предприятием соглашение займа, быть может дать деньги банку под проценты, а банк, со своей стороны, ссудит эти деньги второму предприятию, заключив с ним кредитный контракт.

Операции с участием денежных посредников представляют собой операции, в то время, когда аккумулируются свободные финансовые средства различных экономических субъектов и предоставляются на определенных условиях вторым субъектам, нуждающимся в этих средствах. В денежных посредниках заинтересованы как продавцы денег, так и клиенты, поскольку они приобретают выгоды и определённые преимущества: продавцы не тратят время на поиск клиента; а клиенты выбирают самые приемлемые условия финансирования их проектов.

Базой модели и понимания сущности денежного посредничества являются теории денежного посредничества.

Денежные посредники, к каким в теории прежде всего относят банки, постоянно занимали центральное место в современных экономических теориях, потому, что их деятельность воображает интерес с позиций анализа финансирования экономики.

Изучения, посвященные только денежным посредникам, опираются на две модели, характерные для периода приблизительно до начала 1980-х гг., в частности неоклассическую портфельную теорию и теорию фирмы.

Неоклассическая теория компании появилась в следствии «маржиналистской развития» и революции постулатов А. Маршалла.

Неоклассики создали математический аппарат, что разрешил распознать количественные характеристики деятельности компании и выяснить возможности увеличения эффективности методом объёмов соотношения производства и оптимизации цен и сбыта, предельного дохода и предельных издержек компании.

В неоклассической теории компания рассматривается как метод соединения ресурсов и рационального распределения на уровне организационно-экономической единицы.

Главными постулатами для того чтобы подхода компании являются:

1) ограниченность ресурсов,

2) рациональное поведение экономических субъектов,

3) бесплатность рыночных трансакций для производителя.

Практически упомянутые постулаты, забранные совместно, предопределяют рассмотрение компании на базе технологического подхода, в то время, когда она делается некой материализованной формой существования производственной функции.

Компания выступает в виде «тёмного коробки» с затратами на входе и выпуском продукции на выходе. Компания в данной теории представлена «данностью». Как и потребитель, компания выступает в роли первичного логического элемента экономической совокупности. Неоклассическая теория в принципе не ставит вопрос о том, из-за чего появляется компания. Кроме этого не уделяется внимания характеру внутренней организации компании, таким задачам менеджмента, как поиск рынков, продуктов, разработок. Менеджмент в данной модели решает всего одну задачу — выбрать максимизирующий прибыль количество выпуска продукции. Эта задача представлена в центре теории компании в трактовке теории стоимостей. «В стандартной интерпретации, принятой в современной теории, компании представлены как множества производственных возможностей, к каким прилагается мотивация, которая связана с извлечением прибыли».

Понятие «предельность» самый употребляема для анализа компании в неоклассической теории.

Современный взор на компанию сложился под определяющим влиянием неоклассической теории и теоретического вклада в ее развитие Дж. Хикса (John Richard Hicks), Дж. Робинсон (Joan Violet Robinson), Э. Чемберлина (Edward Н. Chamberlin), У. Баумоля (William Jack Baumol) и др.

Дж. Хикс проводит аналогию между поведением индивида как потребителя и поведением индивида как представителя компании. В соответствии с этим подходом он заменяет функции потребительской полезности индивида на функции прибыли; цены на товары индивида-потребителя на цены на ресурсы компании; предельную норму замещения индивида-потребителя на предельную норму изменения компании. В соответствии с теорией Хикса, в случае если целью индивида как потребителя есть максимизация совокупной полезности при заданном бюджетном ограничении, то целью компании — максимизация прибыли при ограничении на издержки производства.

Однозначность индивида поведения потребителя и трактовки-фирмы, индивида поведения и результатов фирмы, простота логической конструкции, возможность применения одних и тех же графических конструкций и математических методов для индивида и поведения сравнительного анализа фирмы перевоплотили эту трактовку компании в самая популярную в микроэкономической теории.

У А. Смита равновесие и поведение компании вытекало из современной борьбы, которая существовала со времен А. Смита как действительность. У современных неоклассиков идеальная борьба, в силу ее фактического отсутствия, понимается как «допущение», нужное для построения модели компании независимо от связи с действительностью.

Дж. Робинсон и Э. Чемберлин «раздвигают» рамки неоклассической теории компании, признавая многообразие поведенческих черт компании. Они исследуют поведение компании в условиях несовершенной борьбе (Дж. Робинсон), вводят в оборот понятия монополистической борьбе (Э. Чемберлин), ценовой дискриминации и неценовой конкуренции на рынке. Неоклассической теории удалось растолковать роль цены в механизме распределения и ценообразования ресурсов в рыночной среде.

Значительный недочёт неоклассической теории компании пребывает в понимании компании как аналога домашнего хозяйства. При таких условиях исчезает различие между создающим и потребляющим субъектами экономики. Помимо этого, компания при таком рассмотрении сводится к одному человеку, обладающему, управляющему и трудящемуся на ней. Как особенная, сложная форма организации производства, компания исчезает из объекта экономического анализа, преобразовываясь в некую формальную конструкцию. Управление компанией, авторитарное распределение ресурсов и, как следствие, наличие возможностей отклонения от цели максимизации прибыли в неоклассической теории во внимание не принимаются.

Опираясь на положения стандартной микроэкономической теории, банк либо компания, выступающая в роли денежного посредника, есть предприятием, перед которым стоит задача максимизации прибыли на базе оптимальной эффективности собственной деятельности.

Учитывая трудности обнаружения факторов банковской деятельности, бессчётные изучения предпочитают определять и измерять банковские затраты-выпуск на базе издержек (Белл и Мерфи (Bell, Murphy) либо модели банковской компании (Кляйн (Klein). В этих изучениях довольно часто рассматривается вопрос об экономии в банковском секторе за счет количества либо спектра услуг.

В портфельной теории, сформулированной Г.М. Марковицем (Harry Max Markowitz), вводится модель, пригодная к применению теории для выбора портфельных инвестиций в условиях неопределенности, которая послужила основанием для разработок в области экономики финансов. Марковиц, например, продемонстрировал, что при определенных заданных условиях выбор портфельных инвестиций возможно сведен к балансированию двух размеров, в частности ожидаемого дохода от портфельных их изменения и инвестиций (дисперсия). Благодаря возможности уменьшить риск методом диверсификации, т.е. помещения капитала в различные акции, риск от портфельных инвестиций, измеренный в их дисперсии, будет зависеть не только от личных различий в прибыли от разных ценных бумаг, вместе с тем от попарных ковариаций всех ценных бумаг в совокупности. Из этого следовало, что значительным моментом подхода к риску от инвестирования в акции есть учет риска не каждой акции, забранной изолированно, а измерение доли каждого вида ценных бумаг в риске портфельных инвестиций, забранных в совокупности. Закон солидных чисел был неприменимым полностью для выражения многообразия риска в выборе портфельных инвестиций, потому, что прибыли от различных ценных бумаг на практике уравновешивают друг друга. Исходя из этого в целом риск не может быть всецело исключен, безотносительно к тому, сколько типов ценных бумаг представлено в портфеле. Так, непростая и многоразмерная неприятность выбора портфельных инвестиций с учетом громадного количества разных ценных бумаг, любая из которых имеет собственные особенности, была схематично сведена Марковицем к несложной проблеме измерения двух размеров, известной как среднедисперсионный анализ (mean-variance analysis).

Г.М. Марковиц создал ключевые принципы формирования портфеля. На этих правилах базируется большое количество работ, обрисовывающих связь между доходностью и риском. Но работы ученого не привлекли практиков и экономистов-особого внимания теоретиков. В 50-е гг. введение теории возможности в денежную теорию было сложным делом. К тому же низкий уровень вычислительной сложность и техники предложенных Г.М. Марковицем методов, формул и процедур остановили реализацию его идей.

Влияние портфельной теории Г.М. Марковица усилилось по окончании появления в конце 50-х — начале 60-х гг. работ Дж. Тобина (James Tobin) по подобным темам. Но в их подходах имеется значительные различия. Г.М. Марковиц исследует проблему в плоскости микроэкономического анализа и акцентирует внимание на поведении отдельного инвестора, что формирует оптимальный, с его точки зрения, портфель на базе собственной оценки доходности и риска выбранных активов. Дж. Тобин внес предложение включить в анализ кроме этого безрисковые активы, к примеру, национальные облигации. Его подход -экономический, потому, что объектом его изучения есть разделение совокупного капитала в экономике на две формы: наличную (финансовую) и безналичную (в виде ценных бумаг). Г.М. Марковиц настаивает не на экономическом анализе исходных постулатов теории, а на матанализе их последствий и разработке методов ответа оптимизационных задач. Дж. Тобин акцентирует внимание на анализе факторов, каковые вынуждают инвесторов вырабатывать сумки активов, а не держать капитал в какой-либо одной, к примеру, наличной форме.

Новый этап в развитии портфельной теории был связан с моделью оценки капитальных активов, либо САРМ (capital asset pricing model), созданной учеником Г.М. Марковица У. Шарпом (William F. Sharpe). Ученый вывел формулу расчета сравнительной степени риска ценных бумаг на базе «линии эффективности рынка заемного капитала» (сущность ее содержится в таковой связи: в соответствии с САРМ в состоянии равновесия премия за риск какой-либо бумаги равна определенному значению коэффициента «бета», умноженному на премию за риск всего рыночного портфеля).

На базе данной модели У. Шарп внес предложение упрощенный способ выбора оптимального портфеля, что сводил задачу квадратичной оптимизации к линейной. Такое упрощение разрешило возможность внедрить на практике способы портфельной оптимизации. До 70-х гг. развитие программирования, совершенствование статистической техники оценки коэффициентов «альфа» и «бета» отдельных индекса рынка и ценных бумаг в целом обусловили появление первых достаточно программ для ответа задач управления портфелем ценных бумаг.

Выводы У. Шарпа известны как модели оценки долговременных активов, каковые предусматривают, что на конъюнктурном рынке ожидаемая премия за риск изменяется прямо пропорционально коэффициент) «бета».

Сейчас модель Г.М. Марковица применяют в основном на начальной стадии формирования портфеля активов при распределении инвестированного капитала в различные типы активов: акции, облигации, недвижимость. На втором этапе, в то время, когда капитал, инвестированный в конкретный рынок активов, распределяется между отдельными конкретными активами, формирующими выбранный сегмент (т.е. с конкретными акциями, облигациями), применяют однофакторную модель У. Шарпа.

Сергей Гуриев – Как трудится рынок и что такое обмен


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: