Мониторинг социально-трудовой сферы как инструмент регулирования и совершенствования сто

Мониторинг – постоянное, долговременное наблюдение определенных процессов, направленных на информационное, аналитическое, экспериментальное обеспечение механизма, тактики и выработка стратегии практических действий.

В экономически развитых государствах мониторинговая деятельность купила уровень качества универсальной совокупности, функционирующей на базе многофакторного анализа, комплексного подхода, разносторонних регионально-отраслевых и публично-функциональных наблюдений.

Совокупность содержит: стабильную долгую статистическую данные, способы социологических, выборочных, фрагментарных изучений, что разрешает дать национальным, региональным и местным органам управления возможность оперативно, действенно с маленькой степенью погрешности производить, корректировать, прогнозтровать и внедрять мероприятия и решения по социальной, экономической, региональной, миграционной политике.

В интернациональных документах сформулированы две главные сбора информации и цели статистики о трудовой деятельности населения:

— измерение людских и трудовых ресурсов в целях планирования развития и макроэкономического анализа этих ресурсов;

— измерение занятости, других аспектов и доходов трудовой деятельности для реализации и разработки программ в области социальной политики, направленной на регулирование рынка труда.

Экономический анализ предполагает наблюдение за структурой и численностью рабочей силы для определения главных направлений и тенденций экономической политики. Для планирования развития трудовых ресурсов изучают количество предложения труда, структуру рабочего времени и интенсивность труда, образовательную и квалификационную структуру рабочей силы.

Изучение взаимозависимости занятости, доходов, социально-демографических черт употребляется при разработке программ поддержания доходов, стимулирования трудовой активности, налоговой политики, обеспечение равенства возможностей на рынке труда и т. д .

В интернациональной практике для изучения трудовой деятельности используются три главные классификации: отраслей, профессий, статуса занятости.

Интернациональная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности упорядочивает предприятия по сферам деятельности, исходя из характера создаваемой продукции либо предоставляемых одолжений, и имеет четыре уровня.

Интернациональный обычный классификатор профессий собирает профессии кроме этого по четырем уровням. Критерием группировки служитсходство квалификации, требуемой для исполнения работы на данном рабочем месте. Со своей стороны для определения уровня квалификации интернациональный обычный классификатор профессий опирается на Интернациональную стандартную классификацию образования.

Интернациональная классификация статуса занятых предусматриваетучет экономически активного населения по шести группам.

Статистика трудовой и в целом экономической активности населения должна быть кроме этого согласована и взаимоувязана с другими направлениями статистики экономических и социальных процессов: с совокупностью национальных квитанций, демографической статистикой, статистикой уровня судьбы и др.

Трудовая деятельность населения представляет собой сложный объект для статистического наблюдения и изучения. В центре ее находится человек со своим уровнем образования, квалификации, социальным статусом, трудовыми ориентирами и ценностными установками, социально-демографическими чертями. Серьёзным объектом изучения являются кроме этого предприятия, на которых конкретно осуществляется трудовая деятельность. Но информация, полученная при изучении фирм, не разрешает учесть полные масштабы предложения труда, по причине того, что за ее границами остаются люди, не имеющие, но ищущие работу, и неформальная, незарегестрированная трудовая деятельность. Изучения, касающиеся индивида, со своей стороны не разрешают дать полный анализ применения рабочего времени. Так, анализ трудовой сферы вероятен лишь на базе комплексного применения разных методов и источников получения информации.

Главные источники получения информации о трудовой деятельности следующие:

— выборочные обследования домашних хозяйств;

— переписи населения;

— административная статистика;

— перепись предприятий и выборочные обследования.

Выборочные обследования домашних хозяйств – это изучения, проводимые в виде опроса по представительной выборке с высокой степенью регулярности – один раз в год, в полгода либо в квартал. Многие классификации и международные стандарты смогут быть применены лишь при проведении выборочного обследования домашних хозяйств. В экономически развитых государствах на базе таких обследований определяется уровень безработицы.

Преимущества выборочного обследования домашних хозяйств: снабжает сравнимость результатов, взятых в различное время; дает комплексную данные по личному объекту; может проводиться независимо от вторых источников информации; не требует адаптации к существующим статистическим совокупностям и др.

Недочёты выборочного обследования домашних хозяйств: мало подходит для анализа данных по отдельной местности, региону, т.к. погрешность выборки увеличивается с ее разбивкой; осуществление и разработка обследований довольно дорогостоящи и исходя из этого в большинстве случаев проводятся не чаще, чем раз в квартал; непостоянство выборки при проведении обследований затрудняет получение данных за долгий период наблюдения.

Переписи населения – во многом схожи с выборочными обследованием домашних хозяйств, главное различие – масшабы изучения. Перепись проводится с целью взять всеохватывающую данные о населении. Масштабы переписи не разрешают организовывать ее довольно часто, в большинстве случаев она проводится один раз в десять лет. Одно из основных преимуществ информации, взятой посредством переписей населения, — возможность ее регионального и межрегионального анализа. Стопроцентный охват населения дает возможность приобрести все данные по всем административно-территориальным единицам.

Административная статистика – это эти статистической отчетности организаций и предприятий, других службы субъектов и государственной занятости экономической деятельности, органов национального управления.

Главные преимущества: дает возможность приобрести относительно недорогую данные; постоянство информации разрешает смотреть за их динамикой и продолжительностью процессов за любой период; вероятно получение информации по конкретным группам без погрешности в выборке.

Главные недочёты: охватывает зарегестрированный контингент лишь формально, в соответствии с принятыми правилами; не дает возможность приобрести комплексную данные по личному объекту.

Выборочные обследования фирм прежде всего разрешают получить данные о трудовой деятельности с позиций производственных процессов и являются единственным источником информации о внутренних рынках труда. В большинстве случаев, в обследование попадают наемные работники крупных предприятий и средних оганизованного сектора экономики. Преимущество способа в том, что он разрешает совершить анализ связи занятости, отработанного времени и взятого полного вознаграждения, включающего зарплату, и другие финансовые и неденежные формы вознаграждения за труд. Помимо этого, обследование фирм возможно планировать и проводить по определенным экономическим секторам: по отраслям, группам фирм, по количеству занятых и др.

Информационное обеспечение трудового посредничества содержится в предоставлении информации о существующих вакансиях рабочих мест и о предложении рабочей силы, и о существующих профессиях, нужной квалификации и опытной подготовке, о правах работников.

Главными банками информации при трудовом посредничестве располагают следующие институциональные структуры:

— госслужба занятости;

— негосударственные, а также коммерческие структуры, занимающиеся трудовым посредничеством;

— СМИ;

— учебные заведения.

Госслужба занятости безвозмездно предоставляет данные о вакансиях, ищущим работу, и компаниям о предложении труда. Главным первичным носителем информации помогают регистрационные карточки обратившихся. Так, банк информации о поиска работы зависит от количества обращений в работу занятости, на которое воздействуют степень доверия работников к ее возможностям, и другие факторы.

Частные организации, занимающиеся трудовым посредничеством, подразделяются на два типа:

— созданные для содействия занятости какой-либо конкретной демографической, социальной, опытной группы населения (молодежи, дам, калек, докторов, актеров и т.д.);

— коммерческие структуры, каковые извлекают прибыль при содействии компаниям в найме рабочей силы и трудоустройстве населения и для которых это главный вид бизнеса.

СМИ включают теле- и радиопрограммы, помещающие данные о найме и трудоустройстве, и особые разделы либо отдельные объявления в программах и изданиях, не посвященных конкретно трудоустройству.

Особенный темперамент имеет информация о возможностях трудоустройства либо найма рабочей силы, предоставляемая органами по трудоустройству при учебных заведениях. Во-первых, учебные заведения располагают подробной информацией о собственных выпускниках, т.е. о предложении рабочей силы. Во-вторых, в силу естественных долговременных опытных контактов с фирмами, компаниями, соответствующими профилю учебного заведения, они располагают информацией о спросе на собственных выпускников и смогут оказывать содействие в трудоустройстве. В-третьих, благодаря корпоративности выпускников Институтов информация о трудоустройстве может распространяться через разные ассоциации выпускников и другие подобные организации.

Информация, которой располагают организации, осуществляющие трудовое посредничество, помогает не только для поиска нужного работника либо рабочего места, но и для принятия ответов в трудовой деятельности и сфере бизнеса.

Разведопрос: Юрий Болдырев о реформе и фундаментальной науке РАН


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: