Монополистическая конкуренция и эффективность. избыточные производственные мощности.

Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. появляются избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не приобретают товар по мельчайшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу тре6yeт его совершенствования и дифференциации продукта. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту приводит к совершенствованию рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени, компенсируют монополистическую борьбу, но большая экономическая и социальная эффективность не достигается.

Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис.

Из рис. видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точкиЕ которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск продолжительного периода qE. Эффективность используемых в производстве ресурсов достигается тогда, в то время, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долговременных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной компании составит только qE, что большое количество меньше qM. Разность между qM и qE именуют избытком мощности.

Неценовая борьба. усовершенствование и Дифференциация продукта. Реклама. Издержки неценовой борьбе.

В условиях несовершенной борьбе понижение стоимостей не есть прибыльной стратегией. Исходя из этого фирмы концентрируют внимание на расширении продаж. Для этого они стремятся не только поднять спрос на собственную продукцию, но и сделать его минимально эластичным. Главная роль в этом отводится неценовым факторам борьбы.

Стратегия неценовой борьбе возможно выстроена на базе одного либо сходу нескольких факторов. Она возможно реализована за счет разделения продукта (выпуск продукта с различным комплектом потребительских особенностей), которая приведет к охвату новых групп потребителей. Высокорезультативным причиной неценовой борьбе является политика предоставления льготных условий продажи (кредит, скидки) и гарантийного послепродажного обслуживания. Распространенный тип неценовой борьбе — нишевая специализация: нацеленность на определённый рынок (недорогой товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). При применении таковой стратегии положение кривых спроса на продукцию кривых и фирм их издержек будет различным, а положение долговременного равновесия для каждой группы будет своим. Исходя из этого компании, реализующие собственные товары по высоким ценам, будут сосуществовать на рынке с компаниями, реализовывающими сходную продукцию по низким стоимостям. Специфика неценовой борьбе содержится в том, что стимулирование сбыта продукта делается серьёзной функциональной задачей компании. Поэтому среди неценовых факторов борьбы одно из главных мест отводится рекламе. Реклама может осуществляться самыми разнообразными методами (выделение особенностей продукта, формирование образа продукта) и через самые различные каналы (печатные издания, радио и телевидение, наружная реклама). Какими бы ни были средства и форма рекламы продукта, цель ее неизменно одна — организовать приверженность потребителя данной торговой марке. В этом смысле реклама решает двойственную задачу. С одной стороны, она разрешает снизить чувствительность потребителя к цене, а с другой — затрудняет проникновение на рынок потенциальных соперников, содействуя тем самым росту рыночной власти компании.

Реклама— метод закрепления рыночной власти компании при помощи повышения эластичности барьеров и снижения спроса проникновения на рынок.

Доцент, к.э.н.,Коломыс Э.В.

Тема 6. Олигополия

  1. Главные показатели олигополии. Концентрация рынка и её показатели.
  2. Типология моделей олигополии:

u Модель Курно;

u Модель Бертрана;

u Модель ломаной кривой спроса;

u Модель ценовой сигнализации и лидерства в стоимостях;

u Модель главной компании (лидерства по количеству выпуска);

u Модель, основанная на тайном сговоре: картель.

Борьба и её виды


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: