Мораль как противоестественность

У всех страстей не редкость пора, в то время, когда они являются лишь роковыми, в то время, когда они с тяжеловесностью глупости влекут собственную жертву вниз, – и более поздняя, значительно более поздняя пора, в то время, когда они соединяются брачными узами с духом, в то время, когда они «одухотворяются». Некогда из-за глупости, заключающейся в страсти, объявляли войну самой страсти: давали клятву стереть с лица земли ее, – все ветхие чудовища морали сходятся в том, что «il faut tuer les passions». Самая известная формула на данный счет находится в Новом Завете, в той Нагорной проповеди, где, кстати сообщить, вещи рассматриваются отнюдь не с высоты. В том месте, к примеру, говорится в применении к половому эмоции: «в случае если око твое соблазняет тебя, оторви его» – к счастью, ни один христианин не поступает по этому предписанию. Уничтожать вожделения и страсти лишь чтобы не допустить их неприятные последствия и глупость данной глупости, думается нам в наше время, со своей стороны, лишь острой формой глупости. Мы уже не удивляемся зубным докторам, каковые вырывают зубы, дабы они больше не болели… Иначе, нельзя не признать с некоей справедливостью, что на той земле, из которой выросло христианство, вовсе не имеет возможности иметь места концепция понятия «одухотворение страсти». Так как, как мы знаем, первая церковь боролась против «культурных» на благо «нищих духом»; как же возможно было ожидать от нее культурной войны со страстью? – Церковь побеждает страсть вырезыванием во всех смыслах: ее практика, ее «лечение» имеется кастрация. Она ни при каких обстоятельствах не задаёт вопросы: «как одухотворяют, делают красивым, обожествляют желание?» – она всегда полагала силу дисциплины в искоренении (чувственности, гордости, властолюбия, жадности, мстительности). – Но подрывать корень страстей значит подрывать корень судьбы: практика церкви враждебна жизни…

То же самое средство: оскопление, искоренение – инстинктивно выбирается в борьбе с каким-нибудь желанием теми, каковые через чур слабовольны, через чур выродились, дабы быть в состоянии выполнять в нем меру; теми натурами, которым нужна la Тrарре, говоря иносказательно (и без иносказания —), какой-нибудь окончательный разрыв, пропасть между собою и страстью. Без радикальных средств не смогут обойтись только дегенераты; слабость воли, говоря правильнее, неспособность не реагировать на раздражение, имеется, со своей стороны, лишь вторая форма вырождения. Радикальная неприязнь, смертельная неприязнь к чувственности остается наводящим на размышление симптомом: он дает право на догадки довольно неспециализированного состояния до таковой степени эксцессивного человека. – Но, эта неприязнь, эта неприязнь лишь тогда достигает собственного апогея, в то время, когда такие натуры сами уже не имеют достаточной твердости для радикального лечения, для отречения от собственного «дьявола». Просмотрите философов и всю историю жрецов, причисляя ко мне и живописцев: самое ядовитое слово против эмоций сообщено не импотентами, кроме этого не аскетами, а неосуществимыми аскетами, такими людьми, которым пригодилось бы быть аскетами…

Одухотворение чувственности именуется любовью: оно есть великим торжеством над христианством. Вторым торжеством есть отечественное одухотворение неприязни. Оно пребывает в глубоком понимании сокровища иметь неприятелей: словом, в том, что поступаешь и умозаключаешь обратно тому, как поступали и умозаключали некогда. Церковь желала всегда уничтожения собственных неприятелей – мы же, мы, имморалисты и антихристиане, видим отечественную пользу в том, дабы церковь существовала … Кроме этого и в области политики неприязнь стала сейчас одухотвореннее – значительно разумнее, значительно рассудительнее, значительно снисходительнее. Практически любая партия видит интерес собственного самосохранения в том, дабы неприятная партия не утратила силы; то же самое возможно сообщить и о громадной политике. В особенности новое создание, к примеру новая империя, испытывает недостаток более во неприятелях, нежели в приятелях: лишь в контрасте ощущает она себя нужной, лишь в контрасте делается она нужной… Не в противном случае относимся мы и к «внутреннему неприятелю»: в этот самый момент мы одухотворили неприязнь, в этот самый момент мы постигли ее сокровище. Являешься плодовитым только потому, что богат контрастами; остаешься молодым только при условии, что душа не ложится врастяжку, не жаждет мира… Ничто не стало нам более чуждым, чем эта давешняя желательность, желательность «мира души», христианская желательность; нет ничего, что возбуждает в нас менее зависти, чем жирное счастье и моральная корова чистой совести. Отказываешься от великой судьбы, в случае если отказываешься от войны… Во многих случаях, само собой разумеется, «мир души» есть легко недоразумением – кое-чем иным, что не может лишь назвать себя честнее. Безотлагательно и предрассудков приведу пара случаев. «Мир души» возможно, к примеру, мягким излучением богатой животности в область морального (либо религиозного). Либо началом усталости, первой тенью, которую бросает вечер, всякого рода вечер. Либо показателем того, что воздушное пространство делается мокрым, что приближаются южные ветры. Либо бессознательной признательностью за успешное пищеварение (порою именуемой «человеколюбием»). Либо успокоением выздоравливающего, для которого все вещи покупают новый вкус и что ожидает… Либо состоянием, следующим за сильным удовлетворением отечественной господствующей страсти, приятным эмоцией редкой сытости. Либо старческой слабостью отечественной воли, отечественных вожделений, ваших пороков. Либо ленью, которую тщеславие убедило вырядиться в моральном стиле. Либо наступлением уверенности, кроме того ужасной уверенности, по окончании мучения и долгого напряжения благодаря неуверенности. Либо выражением мастерства и зрелости в делании, созидании, воспроизведении, хотении, спокойным дыханием, достигнутой «свободой воли»… Сумерки идолов: кто знает? возможно, это также только узнаваемый вид «мира души»…

– Я формулирую один принцип. Каждый натурализм в морали, т. е. любая здоровая мораль, подчиняется инстинкту судьбы, – какая-нибудь заповедь судьбы исполняется определенным каноном о «обязан» и «не должен», какое-нибудь затруднение либо враждебность на пути судьбы устраняется этим. Противоестественная мораль, т. е. практически любая мораль, которой до сих пор учили, которую чтили и проповедовали, направлена, напротив, именно против инстинктов судьбы – она есть то тайным, то явным и наглым осуждением этих инстинктов. Говоря, что «Всевышний просматривает в сердце», она говорит Нет низшим и высшим желаниям судьбы и вычисляет Всевышнего неприятелем судьбы… Святой, угодный Всевышнему, имеется совершенный кастрат… Жизнь кончается в том месте, где начинается «Царствие Божие»…

В случае если высказать предположение, что осознана преступность для того чтобы восстания против судьбы, которое стало практически священным в христианской морали, то вместе с этим, к счастью, осознано кроме этого что-то второе: бесполезность, иллюзорность, абсурдность, лживость для того чтобы восстания. Осуждение судьбы со стороны живущего остается в итоге только симптомом известного вида судьбы: вопрос о справедливости либо несправедливости тут совсем не ставится. Нужно было бы занимать позицию вне жизни и, иначе, знать ее так же прекрасно, как один, как многие, как все, каковые ее прожили, дабы по большому счету сметь касаться неприятностей сокровища судьбы – основания чтобы понять, что эта неприятность для нас недоступна. Говоря о сокровищах, мы говорим под влиянием инспирации, под влиянием оптики судьбы: сама жизнь принуждает нас устанавливать ценности, сама жизнь ценит через нас, в то время, когда мы определяем сокровище… Из этого следует, что и та противоестественная мораль, которая осознаёт Всевышнего как противопонятие и осуждение судьбы, имеется только оценка, создаваемая судьбой – какой судьбой? каким видом судьбы? – Но я уже дал ответ на это: нисходящей, расслабленной, усталой, осужденной судьбой. Мораль, как ее осознавали до сих пор – как напоследок ее формулировал еще и Шопенгауэр в качестве «отрицания воли к судьбе», – имеется сам инстинкт decadence, делающий из себя императив; она говорит: «погибни!» — она имеется решение суда осужденных….

Вникнем же наконец в то, какая наивность по большому счету сказать: «человек обязан бы быть таким-то и таким-то!» Реальность показывает нам восхитительное достаток типов, роскошь расточительной смены и игры форм; а какой-нибудь несчастный поденщик-моралист говорит на это: «Нет! человек обязан бы быть иным»?.. Он кроме того знает, каким он обязан бы быть, пустосвят и этот лизоблюд, он малюет себя на стене и говорит наряду с этим «ессе homo»!.. Но кроме того в то время, когда моралист обращается к отдельному человеку и говорит ему: «Ты обязан бы быть таким-то и таким-то!» – он постоянно делает себя посмешищем. Индивид имеется частица фатума во всех отношениях, лишний закон, лишняя необходимость для всего, что близится и что будет. Сказать ему: «изменись» – значит потребовать, дабы все изменилось, кроме того вспять… И вправду, были последовательные моралисты, они желали видеть человека иным, как раз добродетельным, они желали видеть в нем собственный подобие, как раз пустосвята: для этого они отрицали мир! Не малое сумасшествие! Вовсе не скромный вид нескромности!.. Мораль, потому, что она осуждает, сама по себе, а не из видов, мыслей, целей судьбы, имеется своеобразное заблуждение, к которому не должно питать никакого сострадания, идиосинкразия дегенератов, причинившая невыразимое количество вреда!.. Мы иные люди, мы, имморалисты, напротив, раскрыли отечественное сердце всякому пониманию, постижению, одобрению. Мы отрицаем не легко, мы ищем отечественной чести в том, дабы быть утверждающими. Все больше раскрываются отечественные глаза на ту экономию, которая испытывает недостаток и может пользоваться кроме того всем тем, что отвергает святое сумасбродство жреца, больного разума в жреце, на ту экономию в законе судьбы, которая извлекает собственную пользу кроме того из ужасной специи пустосвята, жреца, добродетельного, – какую пользу? – Но сами мы, мы, имморалисты, являемся ответом на это…

его дочери и Лот


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: