Мотивирующее задание «небо»

КОММЕНТАРИИ и ОПИСАНИЕ РАБОТЫ

Занятие № 1. «Рисуем настроение»

Знакомство

Первое занятие настраивает детей на последующие встречи, знакомит между собой и с правилами существования группы.

Парни рассаживаются кружком на ковре (места заблаговременно указаны подушками). Происходит ритуал знакомства. Для этого подойдут каждые игры на установление контакта, запоминание имен. К примеру, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Поздороваемся коленками (ладошками и пр.)».

2. Графическое задание «Лучи солнца»

Ведущий. На протяжении отечественных встреч мы будем большое количество рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Легко будьте самими собой. Любой из вас — солнце. В случае если у вас весёлое настроение — от вас отходят весёлые лучи, в случае если грустное — грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого печалятся, удивляются, радуются, злятся.

Это первое задание, оно настраивает детей на предстоящую изобразительную деятельность, снимает напряжение от неизвестности. От центра страницы к краям парни наносят размашистые штрихи цветными карандашами либо мелками. Психолог комментирует работу детей. К примеру: «Вот эти лучики чего-то сильно испугались — смотрите, какие конкретно они бледные; эти лучики, возможно, злятся, исходя из этого перечеркивают собственных соседей; у этих лучей хорошее настроение — они долгие, ярко-желтые».

После этого среди множества пиктограмм чувств (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром
5 см) любой ребенок выбирает те, каковые изображают его личные. Не обращая внимания на прямолинейность и простоту задание вызывает у детей эмоциональный отклик: они деятельно подбирают карточки, озвучивают выбор, действуют наряду с этим очень конкретно. Пиктограммы наклеиваются на «лучи» так, дабы относящиеся к одному ребенку образовывали группу. В будущем «солнце» возможно будет применять в качестве иллюстрации в беседах с родителями.

3. Упражнение в парах «Портрет на полу»

Ведущий. Вы когда-нибудь рисовали собственный портрет в полный рост? Может, у вас просто не было подходящего листа бумаги? Мы обойдемся без бумаги — будем рисовать мелом на полу!

Дети разбиваются на пары (при нечетном количестве в пару включается взрослый). Любой ребенок выбирает пространство пола, на котором желает нарисовать себя. Первый ребенок из пары ложится, второй обводит его силуэт мелом, после этого они изменяются ролями. В то время, когда контуры готовы, предлагается украсить личный силуэт любыми подробностями (возможно пририсовать лицо, волосы, одежду, украсить картинками), дабы автопортрет взял законченный вид.

В большинстве случаев, в группе оказывается ребенок, что волнуется о чистоте пола, интересуется, кто будет убирать и мыть помещение. Это связано с определенными личностными изюминками (тревожностью, страхами). Нужно растолковать, что по окончании занятия мел возможно легко смыть мокрой тряпкой, и детям этого делать не придется.

С младшими школьниками это упражнение возможно проводить, применяя куски ветхих обоев и маркеры. В этом случае по окончании завершения рисования автопортреты прикрепляются кнопками к стенке. С дошкольниками автопортреты на обоях рисовать не рекомендуется, поскольку это займет намного больше времени, приведёт к утомлению, интерес к работе может угаснуть. Это связано с тем, что, рисуя мелом, дети делают более широкие и сильные перемещения руками, нежели рисуя фломастерами, штрихи от мела более толстые, графика менее четкая; требования к качеству изображения мелом ниже и, как следствие, — посильнее эффект и больше наслаждение.

4. Диагностическое задание «Цвета настроений»

Ведущий. А какое не редкость настроение у человека?

Любой из вас попытается разукрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми возможно передать настроение. Готовые силуэты уже имеется (в том случае, если дети рисовали на обоях), выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию.

На протяжении рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-различному, поскольку все люди различные, любой человек неповторим, непохож на вторых.

Дети рисуют в различном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а позже и остальным, предлагается выбрать место в помещении, куда бы он желал повесить собственный рисунок. Взрослый оказывает помощь его крепить.

Результат занятия

Все собираются на ковре, психолог делает упор на удачах детей (на стенах новые картинки, на полу — портреты).

Предугадают ли родители автопортреты собственных детей?

В помещение приглашаются взрослые, сопровождающие детей на занятия. Им демонстрируются меловые и гуашевые человечки, они определяют работы собственных детей. Это носит диагностический темперамент, формирует землю для интереса своих родителей к занятиям, к анализу продуктов детского творчества, дает данные для предстоящих бесед.

Занятие № 2. «Грусть»

Беседа на ковре

Ведущий.На протяжении отечественных встреч мы будем говорить о ваших настроениях и чувствах. Сейчас — о грусти. По вашему точке зрения, что такое «грусть»? В то время, когда не редкость безрадостно?

Изобразите лицо грустного человека. Отыщите грустного человечка (выбор и рассматривание пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Отыщите грустное лицо среди этих фотографий. Из-за чего печалится данный ребенок?

2. Графическое задание

Ведущий. Нарисуйте что-нибудь грустное. К примеру, я бы нарисовала осенний листок, упавший с дерева. У меня данный листок приводит к грусти, поскольку напоминает о том, что лето закончилось и не так долго осталось ждать наступят холода. Вы придумайте собственный грустный рисунок, не повторяйте за мной. Пускай у каждого покажется собственная мысль.

Дети рисуют карандашами либо фломастерами на страницах А4, показывают и растолковывают собственные варианты «грустных картинок».

3. Задание на адаптацию в пространстве помещения

Ведущий. Попытайтесь отыскать в игровой помещении какие-нибудь грустные предметы либо игрушки. Придумайте, из-за чего они печалятся либо приводят к грусти у вас. Ваши мнения смогут не совпадать. Один примет решение, что выбранный предмет весьма грустный, а второй сообщит, что ничего грустного в нем нет. У каждого собственный вывод, давайте выслушаем все.

Дети перемещаются по помещению, находят предметы и снова собираются на ковре для объяснения и показа собственного выбора. Психолог еще раз делает упор на том, что мнения людей смогут расходиться, по причине того, что все люди различные, и это здорово.

4. Диагностическое задание «Рисунок в круге»

Парни рисуют мандалу «Грусть». Для этого нужно подготовить ватманы А3, на которых несложным карандашом нарисована окружность. Для рисования предлагается гуашь, акварель. Эти мандалы нужно сохранить, поскольку на последнем занятии ребятам вторично будет предложено нарисовать рисунок в круге, но уже на свободную тему, и после этого оба рисунка будут сравниваться. Дети сами выберут мандалу, которая им нравится больше.

5. Задания на создание обстановки успеха «Игры с сухими страницами»

Ведущий. Осенний листопад довольно часто наводит на грустные мысли, но сухие листья смогут принести и большое количество эйфории. Давайте сыграем с ними!

«Листопад»

Взрослый поднимается на стульчик и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети попеременно ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья.

«Фейерверк»

Ведущий. Набираем в пригоршни листья, подбрасываем над головой.

«Рисуем страницами»

Ведущий. И вдобавок страницами возможно рисовать. Я вас научу!

Психолог демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, нанести на лист бумаги рисунок; собрать сухие листья, растереть между ладонями на небольшие частички, рассыпать над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхнуть. Процедура повторяется до успехи субъективного результата. Рисунку возможно придумать наименование. Количество создаваемых «картинок страницами» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия возможно продлено.

Первые две игры с страницами активизируют детей, возбуждают, третья успокаивает.

Результат занятия

Дети выбирают среди собственных картинок те, каковые желают покинуть для выставки, прикрепляют к стенкам либо расставляют по пространству помещения.

С детьми младшего школьного возраста возможно проводить рефлексивный анализ картинок, но его глубина обязана соответствовать возможностям речевого развития. Для дошкольников таковой анализ сложен, значительно чаще они с ним не справляются, исходя из этого он намерено не организуется (но бывают и личные исключения), дабы дети не ощущали собственной неуспешности.

Занятие № 3. «Радость»

Беседа на ковре

Традиционно занятие начинается с предложения забрать подушки, сесть кружком на ковер, поздороваться, при жажде поведать о чем-нибудь серьёзном либо волнующем. Сейчас, зайдя в помещение, дети находят многоцветный клоунский колпак.

Ведущий. Что это? Чье это? Какое настроение дарит людям обладатель этого колпака?

Обнаружьте картине человечков, у которых такое настроение (работа с пиктограммами). Изобразите лицо весёлого человека.

2. Графическое задание
для совместного исполнения «Продолжи рисунок»

Ведущий. Давайте совместно нарисуем клоуна. У нас имеется цветные карандаши и один на всех лист бумаги (формата не меньше А3). Дабы любой смог поучаствовать в изображении, будем рисовать попеременно. Рисуйте какой-то элемент и передавайте лист следующему.

Психолог на этом этапе коррекции предлагает детям метод совместной работы (попеременно), регулирует баланс вклада в неспециализированный рисунок, отношения детей.

3. Задание на создание обстановки успеха «Колпачок клоуна»

Ведущий. Я приготовила для вас сюрприз, благодаря которому вы сами на этом занятии станете клоунами.

Взрослый выкладывает на середину ковра чемодан с костюмами, и парни выбирают себе забавные костюмы, придумывают аксессуары. В случае если костюм оказался эргономичным и не вызывает у ребенка дискомфорта, он с наслаждением останется в нем в течении всего занятия.

После этого парни садятся за стол и приобретают заготовки колпачков (размер заготовки укладывается в формат А4). Они разукрашивают их гуашью (либо чем захотят), по окончании чего психолог скрепляет заготовку степлером — получается островерхий колпачок, так же степлером прикрепляет завязки. Нужно не забывать, что гуашь, наложенная толстым слоем, сохнет продолжительно, исходя из этого пригодится время на высыхание колпачков перед тем, как парни наденут их на голову. Данный момент нужно предусмотреть и иметь варианты выхода из обстановки. В большинстве случаев парни остаются в колпачках до конца занятия, кое-какие уходят в них к себе.

4. Задание на снятие напряжения
и отреагирование эмоций «Прекрасный рисунок»

Ведущий. Вы стали клоунами и сейчас сами имеете возможность создавать хорошее настроение. Вы радуетесь, в то время, когда у вас получаются прекрасные картинки? на данный момент вам всем совместно предстоит сделать рисунок, взглянуть на что возможно было бы сообщить: «Красота!»

Перед ребятами на стол выкладывается ватман А1, предоставляется возможность самим выбирать методы действия с гуашью (рисование кистью, губкой, пальцами и пр.). В ходе рисования детям приходится взаимодействовать, обучаться уступать, учитывать интересы вторых, сдерживаться либо, напротив, быть активным. Психолог отслеживает и регулирует эти моменты. Процесс продолжается , пока парни не удовлетворят потребности в мазании, марании, смешивании красок.

В большинстве случаев, «прекрасный рисунок» у дошкольников не бывает объективно прекрасным, поскольку по окончании смешения красок лист получает, к примеру, грязно-серый либо бурый цвет. Но этим возможно ограничиться, поскольку сами дети собственной работой довольны, она вызывает у них радость.

Младшим школьникам возможно предложить второй этап рисования. Завершив «марания», дети отмывают руки и снова планируют около страницы. Сейчас им дается твёрдая установка — украсить рисунок, сделать его вправду прекрасным. Для этого нужно выяснить тот момент, в то время, когда внешний вид рисунка делается привлекательным, а лишние мазки смогут его сломать. Другими словами нужно сделать установку на самоконтроль. В большинстве случаев парни удачно с этим справляются, в случае если психолог на протяжении рисования напоминает инструкцию, испытывают наслаждение от своих удач.

Результат занятия

См. занятие № 2.

Занятие № 4. «Ужас»

На занятии с дошкольниками употребляется игрушка Страшилка. Трудясь со школьниками, опосредовать сотрудничество с игрушкой нет необходимости.

В центре ковра не считая классических подушек разложены иллюстрации из изданий, на которых изображены явления либо события, возможно ужасные для человека. У психолога на руке игрушка. в течении занятия дети и психолог общаются с ней.

1. Беседа с детьми

Ведущий.Страшилка желал напугать детей и разбросал фотографии, на которых нарисовано то, чего возможно испугаться. Давайте разглядим их и выберем те фотографии, на которых вправду имеется что-то пугающее.

Отыщите испуганного человечка (выбор и рассматривание пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо испуганного человека. Отыщите испуганное лицо среди этих фотографий.

2. Задание на отреагирование ситуации эмоций
и создание успеха «Рисуем ужасную маску»

Ведущий. Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем ужасные маски, наденем их и прогоним Страшилку!

Для работы смогут потребоваться каждые изобразительные средства по выбору детей (гуашь, акварель, фломастеры, мелки) и бумага А4. Дабы оказалась вправду маска, для младших детей возможно обозначить на странице контур (круг, овал), ориентируясь на что они смогут нарисовать маску нужного размера.

По окончании рисования лишнюю бумагу нужно вырезать ножницами либо оборвать по контуру маски, выполнить глаза, рот (вырезать либо прорвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. Детям помладше оказывает помощь взрослый. С правого и левого боков маски на скотч крепятся веревочки. Сейчас маска готова к примерке!

Дети надевают маски, им дается возможность сперва «покривляться» перед зеркалом и «попугать» друг друга (а детям этого обязательно захочется). Психолог отслеживает момент, в то время, когда дети уже через чур расшалились, и сейчас направляет их энергию на Страшилку. Игрушка «пугается» и исчезает из помещения. Дети переключаются на следующее задание.

3. Задание на отреагирование чувств
«Рисуем страхи»

Ведущий. Вы победили Страшилку, и сейчас у вас имеется силы, дабы победить собственные страхи. Первый ход к победе над страхом вы сделаете, в случае если нарисуете его.

Пригодится бумага А4, фломастеры, карандаши. довольно часто дети высказывают желание рисовать красками. Время от времени задание приводит к сопротивлению. В случае если ребенок убеждает, что не опасается ничего, предложите ему нарисовать то, чего опасаются другие люди.

Стимулом к рисованию обычно помогает предстоящий «ритуал уничтожения страхов». И те дети, каковые до этого отказывались рисовать, деятельно подключаются к остальным.

4. Задания на снятие напряжения
«Ритуал уничтожения страхов»

По ходу рисования и по его окончании происходит работа с рисунком по методике А.И. Захарова. Детям особенно нравится, в то время, когда картинки рвутся на небольшие кусочки и сжигаются. Для этого нужно иметь термостойкую емкость для сжигания бумаги, подставку под горячее, спички, кувшин с водой. Со школьниками возможно устроить мелкий костерчик на улице.

Ритуал уничтожения страхов увлекает детей. Они начинают рисовать страхи еще и еще. Кое-какие дети очень сильно возбуждаются, топчут картинки ногами, кричат, бранятся. Не нужно им запрещать делать это, но принципиально важно следить, дабы они никому не мешали и не передавали этим остальных детей. Нужно позитивно прокомментировать эти действия вторым детям, дабы избежать шуток либо удивления, к примеру: «Денис отыскал собственный метод победы над страхом, в то время, когда он закончит собственный ритуал, он к нам возвратится». В большинстве случаев по окончании таких действий происходит разрядка, и начиная со следующего занятия поведение этих детей неспешно изменяется в конструктивную сторону, делается существенно спокойнее.

Результат занятия

психолог и Дети собираются на ковре, берутся за руки, произносят слова хорошей установки, к примеру: «Мы можем победить ужас!»

Занятие № 5. «Удивление»

Занятие по мотивам космических путешествий. Вероятнее, школьники уже просматривали фантастические рассказы либо наблюдали фильмы о полетах в другие галактики. Им возможно предложить стать космическими создателями новых миров. Дошкольники приглашаются в космическое путешествие, в котором будут довольно часто удивляться (находим пиктограмму удивления). Для начала нужно сделать космический корабль.

1. Графическое задание
для совместного исполнения «Продолжи рисунок»

(См. занятие № 3.)

Расположившись на ковре, фломастерами, мелками либо карандашами дети рисуют космический аппарат. Психологом поощряются фантазия «и» технические изыски.

Мотивирующее задание «Небо»

Сейчас нужно нарисовать космическое небо, в которое отправятся путешественники. Его возможно сделать, к примеру, пульверизатором с синей краской на ватмане А1. Дети попеременно брызгают из пульверизатора и до поры оставляют сохнуть.

Наподобие задание нехитрое — побрызгать краской. Но данный процесс требует умения делать действия попеременно, своевременно остановиться, дабы капли на странице не превратились в лужу, удержать в поле внимания целый лист, чтобы наносить краску ровно по всей поверхности. Это задание прекрасно иллюстрирует, как посредством несложных упражнений возможно решать разные задачи, основное — заметить потенциал подбираемого задания.

3. Задание на создание обстановки успеха
«Новые планеты»

Ведущий. Представим, что мы летим уже продолжительно и наконец подлетаем к новой, еще не открытой планете. Какая она? Как выглядит?

Любой человек воображает себе новую планету по-своему. Перейдя за столы, дети начинают создавать собственную планету посредством сыпучих продуктов (различных круп, сахара, соли) и клея ПВА. Подобный метод употреблялся на занятии № 2 при рисовании сухими страницами. Работа выглядит более эффектно, в случае если для базы употребляется цветной картон. Обращая внимание на фантазии каждого из детей, психолог делает упор на удивлении, которое появляется при взоре на них.

4. Личное творческое задание
«Инопланетяне»

Ведущий. В случае если на вашей планете имеется жизнь, как выглядят ее жители? Где они живут? Чем питаются? Какие конкретно по характеру?

Посредством ковролиновой мозаики (либо вторым методом) парни изображают «инопланетян», особенности их жизни. Школьники смогут обрисовать подробности, представить свои работы. Снова выговор на удивлении как реакции на необыкновенное, неожиданное.

5. Задание для совместного исполнения
«Карта звездного неба»

Ведущий. Путешествие в глубины космоса подходит к концу. Нам нужно сделать карту звездного неба, нанести не нее новые наш маршрут и планеты, дабы другие космические путешественники определили о идеальных нами открытиях.

На ватмане с нанесенным набрызгом рисуем «космическую карту»: парни должны договориться, кто из них будет рисовать звезды, кто — солнце, планеты, другие космические тела. В большинстве случаев обсуждение проходит бурно, почему-то многим хочется рисовать одно да и то же. Регулируя отношения, у дошкольников возможно принять вариант двух солнц либо чего-то аналогичного (и психолог может дать этому явлению объяснение, к примеру — словно бы дети пролетали пара галактик), дети же школьного возраста должны попытаться договориться. Не смотря на то, что вариант их собственного объяснения кроме этого возможно уместен. В завершение поверх «карты» пунктирными линиями прокладывается маршрут полета.

Результат занятия

См. занятие № 2.

Занятие № 6. «Злость»

Беседа с детьми

Расположившись на ковре, дети определят, что сейчас разговор отправится о злости.

Ведущий. По вашему точке зрения, что такое «злость»? Почему люди злятся? В чем отличие между злым и разозлившимся человеком?

2. Графическое задание

Ведущий. Представьте себе, что ваши карандаши перессорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые» линии.

Возможно рисовать сходу двумя руками — так как в ссоре участвуют как минимум двое: линии будут пересекаться, сталкиваться, образовывать ломаные линии, петли.

3. Продолжение беседы

Ведущий.Отыщите разозлившегося человечка (выбор и рассматривание пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо разозлившегося человека. Отыщите разозлившегося ребенка среди этих фотографий. Из-за чего он злится? Почему не редкость, что злитесь вы?

На что похожа злость? Какая не редкость злость?

Психолог предлагает разглядеть карточки со схематическим изображением кошки, динозавра, молнии, открытой консервной банки, шестеренок, змеи. Дети выбирают ту, на которую похожа их злость (на которую похожи они, в то время, когда злятся).

4. Задание на митинг
индивидуальности восприятия

Ведущий. У нас с вами имеется довольно много картинок. Давайте разложим их на три части — на те, каковые вам кажутся «злыми», «весёлыми», и остальные.

Весьма эффектный прием. За все время арт-работы с детьми накапливается множество картинок. Одни были покинуты из-за их красоты либо оригинальности, с другими были связаны занимательные истории, третьи принадлежат детям, каковые еще находятся в ходе терапии. Оставлять все это достаток лежать «мертвым грузом» — непозволительная роскошь. Как мы знаем, рассматривание продуктов творчества имеет хороший терапевтический потенциал. Картинки вторых детей близки по манере и опыту изображения присутствующим на занятии. Знание, что это картинки ровесников, дает им свободу осуждать, иронизировать, скептически оценивать, другими словами быть естественными в собственных оценках. Так снимаются социальные маски, дети становятся чувствительными к психотерапевтическому действию.

Независимо от цветовой гаммы и содержания одинаковые картинки воспринимаются детьми по-различному — психолог обращает на это внимание ребят. При сортировке в категорию «злые», в большинстве случаев, попадает намного больше картинок, нежели в другие две. В то время, когда деление на части заканчивается, «злые» картинки равномерно раскладываются по ковру, около расставляются стулья. Сняв обувь, дети поднимаются на стулья и разглядывают оказавшийся коллаж. Каждому предлагается придумать для него собственный наименование.

5. Задания на снятие
эмоционального напряжения «Рисуем злость»

Ведущий. Сейчас вы станете рисовать сами.

Детям предлагается трудиться в технике «монотипия» — нанесение рисунка для создания оттиска. Но классический вариант у дошкольников и младших школьников трансформируется. Ребят захватывает сам процесс рисования на стекле: гуашь (как раз ее свойства оптимальнее подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее возможно размазывать, поскольку она продолжительно не высыхает. В большинстве случаев, кто-нибудь выливает на стекло большое количество воды, гоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такое «мазание» весьма характерно для детей данного возраста, имеющих неприятности эмоционально-личностного характера. В этом случае психолог следит, дабы действия ребенка не мешали вторым участникам группы.

Детям нравится рисовать на стекле громадного размера — имеется где развернуться. Прямо в ходе рисования стекло возможно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, опять смыть (так и поступают реактивные и тревожные дети).

Для оттиска на этом занятии каждому дается лишь один лист (А3), и ребенок сам решает, в какой момент его сделать. Парни в обязательном порядке просят дать им еще бумаги для следующих оттисков. Вместо этого им предлагается применять выданный лист и накладывать оттиски один на другой. Любой раз изображение изменяется, и снова ребенок сам решает, в то время, когда полученное изображение удовлетворит его эстетические притязания.

Рисование длится , пока дети не удовлетворят собственный желание функционировать с красками.

Результат занятия

См. занятие № 2.

Реально мотивирующий аниме видеоклип (наблюдать до конца и лучше включить звук наполную)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: