Мудры . . . положение рук при медитации

При исполнении той либо другой медитативной техники громадное значение имеет положение рук. На первый взгляд это может показаться несущественным нюансом, но риши и йоги всех столетий, а позднее и отечественные современники поняли, что неправильное положение рук может без шуток мешать успешной медитативной практике. Это особенно актуально для начинающих, но по мере того, как человек начинает подчинять себе тело и ум, положение рук перестает играться сколь-либо значительную роль.

Но в данной книге мы имеем дело с людьми, которым еще лишь предстоит испытать опыт медитации, и потому подчеркиваем необходимость применения верного положения рук.

Существует много положений рук, именуемых хаста мудрами. Мы не планируем описывать их все, потому, что в этом нет необходимости; мы разглядим только те из них, каковые были применимыми и нужными в медитативных практиках.

Джняна умна

На санскрите слово джняна свидетельствует «интуитивное познание», а слово умна (применительно к теме данного дискуссии) свидетельствует «поза»; так, это положение рук известно как «поза интуитивного познания».

Техника исполнения

Сядьте в любую медитативную асану.

Согните указательные пальцы обеих рук так, дабы из кончики касались внутренней стороны основания соответствующих громадных пальцев.

Выпрямите и легко раздвиньте три остальных пальца.

Положите руки на колени, ладонями вниз. Три выпрямленных пальца и громадный палец каждой руки должны показывать вниз, по направлению к полу. Расслабьте руки. Сейчас приготовьтесь к медитативной практике.

Другой вариант

Часто джняна мудру делают, соединив кончики громадного и указательного пальцев. Иначе говоря громадный и указательный пальцы образуют круг. Данный вариант ни в чем не уступает обрисованному выше главному положению.

Символическое значение

Эта умна не только весьма удобна для медитативных практик, но и имеет разнообразные символические истолкования. Из них самый известны следующие: прямые пальцы — мизинец, безымянный, средний — воплощают три категории природы. Другими словами, природа подразделяется на три произвольных нюанса: тамас (инерция, лень, тьма, неведение и т.д.); раджас (воздействие, страсть, перемещение); и саттва (познание, чистота).

Эти три состояния приходится последовательно преодолевать, дабы переходить от тьмы к свету и от неведения к знанию. Согнутый указательный палец воплощает личное проявление сознания {дживатма).

Громадный палец символизирует универсальное сознание либо действительность. Личное (указательный палец) склоняется перед высшим сознанием (громадной палец) и признаёт его непревзойдённую силу. Но в то же самое время указательный и громадный пальцы касаются друг друга; это говорит о том, что не смотря на то, что они и кажутся отдельными, в конечном итоге личное и высшее бытие едины. Это символизирует вершину йоги.

Чин умна

На санскрите слово чин свидетельствует «сознание»; исходя из этого это положение рук возможно трактовать как «позицию сознания».

Описание

Эта умна весьма похожа на джняна мудру. Совершенно верно так же, кончик указательного пальца возможно поместить у основания громадного пальца, или касаться им кончика громадного пальца.

Различие содержится в положении кистей на коленях. При чин мудре руки находятся так, дабы ладони были обращены вверх, а тыльная сторона ладоней покоилась на коленях. Выпрямленные пальцы должны быть направлены от тела вперёд. Символический суть тот же, что и в джняна мудре.

Чинмайя умна

На санскрите слово чинмайя свидетельствует «проявившееся сознание»; иначе говоря мир явлений около нас, что порождается сознанием-субстратом.

Техника исполнения

Сложите пальцы так же, как было обрисовано для джняна умны. Согните три прямых пальца так, дабы их кончики были направлены в сторону ладоней либо касались их. Положение указательного и громадного пальцев сохраняется неизменным: они или соприкасаются кончиками, или кончик указательного пальца упирается в основание громадного. Да и то, и второе верно. Положите руки на колени, ладонями вверх либо вниз.

Символический суть

Четыре сложенных пальца символизируют конечные нюансы окружающего нас мира. Сложенный кулак говорит о том, что замечательный мир оказывается без шуток ограниченным, слепым и бессознательным. Громадный палец, показывающий вперёд, свидетельствует трансцендентальный аспект и сознание бытия, что пронизывает всё сущее. Его довольно часто вычисляют хорошим либо отдельным от материального мира, но, в конечном итоге, показанная вселенная тождественна сознанию и пропитана им. Материальный мир неразрывно и тесно связан с сознанием. На это показывают соприкасающиеся громадный и указательный пальцы.

Помимо этого, сложенные пальцы воображают физический, биоплазменный и умственный нюансы судьбы. Это не все нюансы человека, потому, что имеется еще сознание. Все эти нюансы неразрывно связаны, но как раз сознание трансцендентально и может соприкасаться с целым и бесконечностью. Это показывает громадной палец, направленный вперед от конечности, символизируемой четырьмя остальными пальцами.

Снова же, эта умна символизирует йогу — постижение того, что индивид (четыре пальца) тождественен сознанию и конкретно связан с ним. Помимо этого, четыре пальца смогут символизировать постепенное развертывание более высоких состояний осознания. Другими словами, мизинец, безымянный и средний пальцы соответствуют различным нюансам материального мира — от деревьев и камней до птиц и животных, — каковые становятся все более сознательными. В итоге, появляется человек, что, казалось бы, представляет собой не более чем тело и ум, и одновременно с этим, как мы знаем, лишь человек может развить осознание в достаточной степени, дабы познать собственный неделимое единство с сознанием. На это опять показывают соединенные громадный и указательный пальцы.

Неспециализированные замечания

Существует множество вторых умён для рук. Многие мудрецы и йоги древности изображены, демонстрирующими характерные умны. Эти умны имеют символический суть, нейропсихическое значение, и владеют свойством пробуждать в человеке внутренние силы. Иными словами, индивидуум делает мудру и старается пережить заключенный в ней невыразимый и неописуемый суть. Таким методом возможно пробуждать внутренние силы, каковые в другом случае остаются скрытыми и спящими. Вот из-за чего умны так могущественны.

Кхечари Умна. Из-за чего необходимо складывать язык при медитации


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: