На что обратить внимание при определении размера партии?

О партиях, и из-за чего их большое количество?

Одним из главных показателей при планировании дискретного производства есть размер заказа, другими словами, количество изделий, которое нужно изготовить к установленному сроку. Весьма серьёзным есть соответствие размера заказа и установленного срока. К примеру, изготовить до Января этого года, до конца квартала либо до конца месяца. Сроки различные и размеры заказов также различаются. Все эти периоды, и размеры заказов являются параметрами замыслов разных уровней. «Нижним уровнем» планирования, т. е. самым детальным, есть уровень цехового планирования. В большинстве случаев замысел для цеха формируется на месяц либо на 7 дней в количественном и суммовом выражении. Наряду с этим очень редко замысел «спускается сверху» с учетом дневного/дневного производства. График производства составляется главой цеха либо мастером, исходя из общего числа изделий на месяц. Каждый день мастер из этого графика формирует сменные задания, в которых устанавливается, в каком количестве изготовлять изделия в течение смены. Так появляется партия запуска – количество изделий, запущенное в производство (потому, что в течение смены на рабочем центре одно изделие запускается лишь один раз). Каковы показатели партии запуска?

  • Запуск изделий осуществляется по одному сменному заданию (в пределах одной рабочей смены). Это принципиально с позиций единицы планирования либо объекта управления;
  • Изделия изготавливаются на рабочем центре при одной настройке и наладке оборудования. В случае если же на протяжении производства партии приходится поменять либо затачивать инструмент, то наряду с этим нормативы подготовки и размеры партии запуска должны быть пересмотрены;
  • Обрабатывается вся пришедшая с прошлой операции партия. То же самое относится и к транспортной партии, пришедшей на обработку.

При перемещении деталей и материалов, сборочных единиц по технологическому маршруту появляется множество разных партий. Давайте разглядим перемещение этих партий на примере.
Сперва на центральных складах снабжения образуются партии поставок материалов, они же – партии закупок (Рис. 1 – П1). После этого для заготовительных цехов из П1 образуются транспортные партии (П2). По окончании того как транспортная партия достигнет очередного цеха, разделение длится: появляется партия запуска (П3). Количество транспортных партий и партий запуска зависит от количества переделов, а в целом – от количества технологических операций во всей производственной цепочке, от складов снабжения до складов готовой продукции.


Рис. 1.

Пара определений партии из терминологического словаря APICS (American Production Inventory Control Society) в переводе Д. Гаврилова звучат так:
Партия (batch) – 1) Количество, запланированное к производству либо в производстве. 2) Для дискретных продуктов — обычный (нормативный) размер партии, что в ходе производства возможно расщеплен на меньшие размеры. 3) Для недискретных продуктов – количество, которое планируется к производству в определенном периоде времени на базе формулы либо рецепта. Рецепт довольно часто разрабатывается для производства определенного количества конечных продуктов.
Партия (lot) – создаваемое совместно количество, на которое относятся производственные затраты, и при производстве которых используются однообразные спецификации
Партия обработки (process batch) – количество единиц, изготавливаемых между последовательными наладками рабочего центра.
По окончании того, как мы определили, что понятие партии очень многогранно, и разобрались с некоторыми его значениями, возможно сделать следующий ход – к рассмотрению партионного учета. Его задача – фиксировать все информацию об исходных материалах, полуфабрикатах и проч., из чего произведено изделие. Потом – в какую сборку это изделие вошло и т. д., до готового изделия. Практически, это история разделения партий в сборочных узлах, по формуле, изображенной на рисунке 1, лишь в обратном порядке: П7/П6/П5/П4/П3/П2/П1

На что обратить внимание при определении размера партии?

Из-за чего появляются партии в ходе транспортировки и производства? Нужно ли бороться с обстоятельствами происхождения партий? Эти вопросы значительно чаще не имеют ответа на практике. В случае если в СССР завод проектировался с учетом вычисленной производительности, и фактически любая операция кратно соответствовала производительности всего завода, то сейчас таких грандиозных расчетов никто не делает, да и советские расчеты не подтверждались. На данный момент на фирмах, по большей части, употребляются мощности уже имеющиеся, а новые приобретаются с допустимыми промежутками. Это указывает, что технологии и оборудование работы на нем накладывают собственные ограничения на размеры партий, каковые нереально не учитывать. Такие обстоятельства носят технологический характер

Технологические обстоятельства

  1. Одной штампо-операцией из групповой заготовки на выходе образуется определенное количество единиц изделий. К примеру — сто. Значит, заказывать меньше ста легко нереально.
  2. При изготовлении болтов (винтов и пр.) кроме этого одна групповая заготовка употребляется для изготовления нескольких болтов (винтов). Но в этом случае серьёзным есть одна настройка обрабатывающего центра, при которой изготавливается пара изделий.
  3. Обрабатывающий центр либо полуавтоматический станок имеет пара шпинделей, в каковые устанавливаются сходу пара заготовок, соответственно – пара инструментов и т. д.
  4. При раскрое (металла, других материалов и древесины) обрабатывается стопа из нескольких заготовок (страниц, полос, прутьев и т.д.). Везде, как мы видим, имеется числовое ограничение. Это числовое ограничение устанавливается технологом и должно согласовываться со смежными рабочими центрами по кратности и производительности. Наровне с технологическими обстоятельствами существуют обстоятельства, основанные на сокращении прямых производственных затрат.

Экономические обстоятельства

При громадном потоке деталей и заготовок нереально представить, что они двигаются при отсутствии конвейера по одной штуке. К примеру, рабочие носят либо трактор возит по одной подробности. При с конвейером возможно представить, но и тогда появляется партионность по номенклатуре, потому, что подробности необходимы для сборки сходу все. И это, само собой разумеется, связано с тем, что существует суммарные минимальные издержки при партии определенного размера. Из этого следуют экономические обстоятельства происхождения партий определенного размера.

  1. При изготовлении подробностей на прессовом оборудовании замена штампа (хотя бы с самой громадной скоростью) ограничивает размер партии при одной переналадке.
  2. При протяженности производственной цепочки перевозить подробности по одной через чур дорого, появляется транспортная партия.
  3. Соблюдение принципа комплектности, в то время, когда, ограничивая партионность хотя бы для одной компоненты узла, приходится распространять это ограничение на остальные компоненты, дабы достигнуть полной комплектности на сборочной операции одновременно времени.
  4. При постоянном производстве, в то время, когда запускается партия исходного сырья для того чтобы изготовить заданное количество продукта, получается определенное количество сопутствующего продукта. Он является партией для вторичной обработки (переработки).

Тут необходимо подчернуть, что на любом предприятии вероятны незапланированные события, ведущие к важным сбоям в производстве. Для их предотвращения создаются запасы изделий (продукции), каковые именуют страховыми. Создание страховых запасов ведет к повышению размеров партий, что есть нежелательным. В этих обстоятельствах вырабатывается некоторый оптимальный количественный баланс.

Так или иначе, предприятие сталкивается с еще одним рядом обстоятельств, каковые накладывают ограничения на размер партий.

Организационные обстоятельства

  1. Изготовление заделов перед остановкой линии либо рабочего центра. Основаниями могут служить ожидаемые отпуска, сезонность спроса, необходимость ремонта, погодные условия и пр.
  2. Изготовление подробностей (продукции) сверх замысла – чтобы не было простоя рабочих и оборудования. Такие решения, в большинстве случаев, принимаются линейными начальниками, и довольно часто не приветствуются топ-менеджерами.
  3. Срочное нейтрализация недостачи в случаях, каковые не смогут быть запланированы. К примеру, найден брак либо пропажа партии подробностей, появился непредвиденный спрос на продукцию, главный технологический маршрут был неспособным выполнить замысел, и задание было нужно делать по другому маршруту.
  4. Выработка задела снимаемых с производства материалов, заготовок либо подробностей.

Приведенный список не есть необыкновенным, но, на мой взор, раскрывает все главные моменты, определяющие размеры партии. В то время, когда речь заходит о обстоятельствах, принято думать, что с ними нужно бороться. Но в обрисованных случаях лучше было бы руководить этими обстоятельствами. Это что может значить?

Разглядим технологические обстоятельства на определенном рабочем центре. В случае если нужно повысить производительность рабочего центра, то дешевле это сделать повышением размера партии, при неизменных вторых условиях. В случае если стоит задача сократить производительность, то необходимо или занять данный рабочий центр второй номенклатурой, или сократить размер партии (последнее – сложнее сделать без трансформаций разработки). В принципе то же касается и всех других обстоятельств. В то время, когда звенья логистической цепи управляемы и подчиняются планированию от спроса, то и определение размеров партий делается результатом несложного расчета потребностей. Но добиться этого не так легко.

плановикам и Менеджерам направляться постоянно помнить, как много факторов в производстве воздействует на принятие ответов о размере партии. Далеко не всегда удается учесть все из них. В то время, когда какие-то факторы не учтены, появляются негативные последствия. Как раз для предотвращения негативных факторов созданы и используются 6? («Шесть сигм»), Lean Production («бережное производство») и другие концепции управления производством.

Говоря о том, как избежать негативных последствий, необходимо осознавать, что размер партии конкретно воздействует на последовательность ответственных показателей производственной деятельности:

  • на образование размера НЗП (незавершенного производства) и запасов;
  • на производительность производственных линий и рабочих центров;
  • на колебания уровня производства.

Как раз исходя из этого в таких процессах управления, как нормирование и планирование, размеру партий нужно уделять внимание. Как именно? К примеру, вводя нормативы различного назначения, каковые при планировании продаж, к примеру, напрямую воздействуют на определение размеров партий. Они включают в себя нормы отпуска (отгрузки) либо квоты, ограниченные возможностями транспорта, погрузочно-разгрузочными механизмами, технологическими процессами комплектации. Нормативы при планировании производства связаны с установленным коэффициентом применения материалов (КИМ), размерами получаемых заготовок и материалов, изюминками оборудования, производственными площадями. Нормативы при планировании снабжения производства материалами связаны с размером имеющихся складских площадей, партионностью отпуска поставщиками сырья и материалов.

Наровне с применением единых нормативов нужно учитывать при планировании и следующие факторы.

Размер партии запуска для заготовительных цехов. Эти партии самые сложные, потому, что речь заходит о раскрое, при котором весовые и метрические единицы измерения переходят в штуки деталей и заготовок. Именно на этом переделе контролируется расход материалов, и прячутся довольно широкие возможности для оптимизации. Помимо этого, это первая технологическая операция, которая «заполняет» целый производственный логистический поток. В случае если тут происходит сбой, то целый поток его «ощущает». В случае если партия недостаточна, то образуется недостаток, в случае если партия громадна, то поток будет «захлебываться».

Размер партии закупок. Потребитель постоянно стремится ее уменьшить, а поставщик, наоборот, расширить. Каждое предприятие настраивает всю логистическую цепочку, начиная с партий закупок по каждой позиции.

Размер транспортных партий между цехами (либо фирмами, трудящимися в кооперации). Особенно это условие принципиально важно для кооперации, в то время, когда часть заказа выполняется на одном предприятии, а часть – на втором. В этом случае нужно учитывать интересы минимум двух логистических производственных цепочек.

не меньше ответственным есть размер партии отгрузки готовой продукции, потому, что воздействует на трансформацию складского запаса и ритм поступления продукции на склад из производства.

Основной вывод, что возможно сделать, разглядев обстоятельства образования партий, таков: планирование должно быть поставлено на важную методическую базу. Так как как раз планирование решает задачу, которую ставит обладатель и топ-менеджер перед предприятием. Нужно учитывать, что размер партий в конечном счете напрямую связан со спросом и с имеющимися ограничениями в поставках и мощностях материалов. А это значит, что размер партии с учетом перечисленных ограничений обязан привести к принятию реалистичного замысла с большой прибылью.

Последствия неточностей

Чтобы выяснить, какое сильное влияние оказывает размер каждой партии на логистику, приведем в пример модель, которая являлась целью внедрения способа «Канбан» на заводе Toyota более 20 лет назад. В рамках данной модели размер партии должен был стремиться к единице, в случае если обращение шла о подробности, узле, количестве материала на одну подробность в соответствии с нормой расхода.

Такая модель есть совершенной (другими словами, недостижимой) – по в полной мере понятным обстоятельствам. Кроме того в случае если кто-то выполнит такое требование, то обработки и стоимость перемещения одной подробности/материала так увеличит неспециализированные затраты, что пропадут все конкурентные преимущества, полученные за счет гибкости.

Второй конечный случай – в то время, когда при запуске партии на первой операции закупают целый набор материалов, сырья и комплектующих на годовую программу выпуска. Эта партия обрабатывается полностью по всей логистической цепочке и, так же полностью, поступает на склад готовой продукции в течение маленького промежутка времени. Разумеется, что и в этом случае чрезмерно возрастает себестоимость – за счет единовременных громадных инвестиций в запасы.

Ответ, находящееся между этими крайними случаями, носит название «оптимальная партия» и касается любых видов партий. Расчет размера оптимальной партии детально обрисован в производственной литературе. Нужно подметить, что довольно часто применяемый метод расчета по формуле, которая приведена на стр. (при верстке засунем, не учитывает смежные операции и, тем более, всю логистическую цепочку. Неточности при определении партии запуска-выпуска приводят к двум видам нежелательных последствий:

  • Размер партии меньше нужного. Другими словами, на последующих операциях появляется рабочие и дефицит центры начинают простаивать, или вынуждены делать лишние операции по изготовлению вторых, сверхплановых, подробностей, что порождает еще больше неприятностей (эффект хлыста).
  • Размер партии больше нужного. Последствие — материала начинает не хватать для второй номенклатуры из того же материала. Значит, на последующих операциях появляется избыток подробностей (материала), что порождает желание обработать целый количество и лишь усиливает хаос (эффект перевыполнения замысла). При принятии ответа о размере партий нужно учитывать предельное число факторов. Среди них главными являются:
  1. Оптимальный размер, вычисленный исходя из минимальных неспециализированных издержек;
  2. общий объём и Производительность потребностей во всех подробностях, обрабатываемых на рабочем центре;
  3. общий объём и Производительность потребностей последующих рабочих центров — потребителей;
  4. возможности и Производительность прошлых рабочих центров – поставщиков.
  5. Наличие возможности дробить (и объединять) партии выпуска для хранения и транспортирования.

Сбор информации для соответствующих расчетов – сложная задача. Мне много раз приходилось сталкиваться с отсутствием данных по затратам на хранение. А в то время, когда исходной информации не достаточно, постоянно возникают сложности в определении размера партии. Соответственно, информационные каналы необходимо настраивать и смотреть за тем, дабы они трудились бесперебойно, снабжая менеджеров нужными данными.

ВЕЧНАЯ КЛАССИКА. БЕССМЕРТНАЯ ПАРТИЯ БОББИ ФИШЕРА СЫГРАННАЯ ИМ В 13 ЛЕТ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: