Начало опроса: отбор респондентов и работа интервьюера с квотным заданием

ИНСТРУКЦИЯ ИНТЕРВЬЮЕРА

Публичным мнением принято вычислять оценку людьми всего того, что происходит в обществе и что на общество, так или иначе, воздействует. Это относится ко деятельности людей и всем областям жизни, начиная от политики и заканчивая разными бытовыми проблемами. Чтобы эти действия были более продуктивны, приносили больше пользы, нужно знать, как люди реагируют на них. Для этого употребляются разные способы, к примеру, ОПРОС – способ сбора первичной социологической информации методом регистрации ответов опрощеных на вопросы, заданные интервьюером в соответствии с задачами и целями изучения.

ИНТЕРВЬЮЕР – человек, осуществляющий сбор информации при помощи опроса опрощеных.

РЕСПОНДЕНТ – лицо, принимающее участие в социологическом либо втором опросе, анкетировании.

Одним из видов опроса есть СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ – способ научного изучения, при применении которого особенная роль в собственности интервьюеру – он ведет и направляет беседу, фиксирует полученный итог. Интервьюер может пояснять суть терминов, уточнять точку зрения респондента, говорить о противоречиях в ответах.

Опрос «лицом к лицу» по месту жительства – чаще всего применяемый тип опроса, требующий от интервьюера многих универсальных качеств. Свойство удачно реализовать первый контакт, отобрать респондента для опроса, побудить его к работе в интервью, умение проводить достаточно долгое интервью с разнообразными типами вопросов, поддерживая искренность респондента и постоянный интерес – этими качествами обязан владеть интервьюер.

Совершенный интервьюер – это общительный, доброжелательный человек, которому увлекательны другие люди. Но, к тому же, он педантично делает все требования руководств, «озвучивая» бланк интервью (анкету), не показывает собственного отношения к обсуждаемой проблеме, поощряя респондента к максимально искренним ответам.

требования и Основные критерии, которым обязан соответствовать интервьюер:

— повиновение, дисциплинированность;

— чувство и надёжность ответственности;

— порядочность, обязательность, пунктуальность;

— вежливость, ненавязчивость;

— психотерапевтическая устойчивость;

— интеллект;

— свойство записывать четко, бережно и скоро;

— коммуникабельность;

— свойство приводить к доверию;

— четкая обращение, хорошая дикция, свойство четко высказывать собственные мысли;

— аккуратная наружность;

— выраженный интерес к опросам публичного мнения.

Но при приеме на работу в опросную сеть существуют и противопоказания. Властные, чрезмерно застенчивые люди, и те, кто имеет заметные физические отклонения (заикание, значительные неприятности со зрением и т.п.) не смогут трудиться интервьюерами.

Существует пара главных этапов работы интервьюера:

— изучение взятых документов с целью проведения опроса,

— начало опроса и конкретно отбор опрощеных,

— проведение интервью и работа с бланком интервью,

— заполнение маршрутного страницы,

— подготовка пакета документов к отправке.

Изучение документов, нужных с целью проведения опроса

Перед началом опроса нужно шепетильно изучить полученные документы, пристально прочесть бланк и инструкцию интервью (при возможности один бланк заполнить самостоятельно). В инструкции указаны номера телефонов для ответа вопросов, появляющихся в ходе изучения задания.

Начало опроса: работа интервьюера и отбор респондентов с квотным заданием

В пакет материалов, выдаваемый интервьюеру, в обязательном порядке входит квотное задание (квота – количество интервью, которое нужно сделать по определенной группе населения), в соответствии с которым производится отбор опрощеных в квартире (домохозяйстве) с целью проведения опроса.

Вот образцовый пример для того чтобы задания.

Пол мужчины дамы
Возраст
18-29 лет
30-39 лет
40-49 лет
50-59 лет
60 лет и более
Опросить всего 61 человек: 28 мужчин
33 дам

Это указывает, что на выбранном маршруте Вам необходимо опросить 61 человека: из них 28 женщины и 33 мужчин. Наряду с этим мужчин в возрасте 18-29 лет должно быть опрошено 7 (дам – 6); 30-39 – 6 (6); 40-49 – 5 (6); 50-59 – 5 (7); 60 лет и старше – 5 (8).

Внимание! Рекомендуем Вам в первых домохозяйствах стараться опросить опрощеных, не имеющих высшего образования, и мужчин трудоспособного возраста, потому, что эти категории людей тяжелее всего обнаружить маршруте.

Проведение интервью

Умение представиться, убедить дать интервью – один из самых тяжёлых моментов в работе интервьюера. Респондент, перед тем как открыть дверь, следит за Вами в дверной глазок. Вы должны иметь вид человека, пришедшего по делу. В руках – папка с документами, ручка, удостоверение интервьюера и т.д. В один момент интервьюер всем своим видом обязан подчеркивать мирный темперамент собственного визита. Респондент не откроет дверь неряшливому, безрадостному человеку, исходя из этого старайтесь смотреться так, дабы приводить к симпатии. Кроме того в случае если у Вас нехорошее настроение, старайтесь смотреться радостным, оптимистичным, бодрым человеком. Четко и внятно скажите собственную фамилию, цель опроса, его тематику, которая в большинстве случаев изложена в преамбуле к бланку интервью. Выделите анонимность опроса, его важность.

Контакт с респондентом – только неотъемлемая часть Вашей работы.

Когда Вы вошли в контакт с респондентом и изложили цель собственного визита, не просите разрешения на интервью, а сходу начинайте задавать вопросы по бланку интервью так, как словно бы разрешение уже получено. Респондент обязательно Вас спросит, из-за чего именно он выбран для опроса. Вы должны станете кратко обрисовать ему процедуру отбора, всячески подчеркивая его случайность.

Ведите себя с уверенностью, попытайтесь убедить человека, что ему повезло, что он попал в выборку, это редкий случай высказать собственный вывод, что может представиться лишь раз в жизни и т.д. Обширный опыт проведения опросов говорит о том, что люди с наслаждением вступают в беседы, т.к. это разнообразит их монотонную и однообразную судьбу, в особенности в сёлах и маленьких городках.

Вы имеете возможность столкнуться с другой крайностью, в то время, когда человек попытается «выплеснуть» на Вас все собственные размышления о жизни, выходя за рамки бланка интервью. В этом случае необходимо растолковать респонденту, что Вы на работе и сперва должны ее выполнить, а позже уже сможете поболтать с ним на другие темы. В большинстве случаев, по окончании того, как все вопросы будут заданы, у респондента не остается сил и времени на другие беседы.

Крайне важно выбрать верный темп ведения интервью. Если Вы станете сказать через чур скоро, респондент осознает, что Вы торопитесь, и будет стремиться отвечать так, дабы Вас не задерживать. Значительно чаще это будут ответы типа «затрудняюсь ответить».

В ходе работы Вы столкнетесь с самыми различными типами опрощеных: доброжелательным, интересным, равнодушно-аккуратным, подозрительно-осмотрительным и, наконец, агрессивным. Ко всем Вы скоро отыщете подход и купите навыки в получении интервью. Тяжелее всего это сделать с представителями агрессивного типа.

Но опрашивать необходимо всех, кто случайным образом попал в выборку, а не только приятных, доброжелательных людей. Люди агрессивного типа смогут Вас обидеть, обидеть, пробовать запугать. Но Вы должны показать «моральную и эмоциональную стойкость». Не позволяйте втянуть себя в дискуссию, старайтесь выдержать нейтрально доброжелательный тон интервью, не реагируйте эмоционально, дабы не усугубить агрессивность респондента. Не забывайте, что Ваша цель – правильная фиксация и получение информации.

Обратная сообщение очень ответственна для управления беседой. Вы должны всячески подбадривать респондента, показывая ему, что он удачно справляется со своей ролью, не отвлекается от темы. Комплект средств для осуществления обратной связи очень несложен. Вы имеете возможность поощрять его кивком головы, ухмылкой и т.д. Имеете возможность использовать простые слова – «угу», «ага», «благодарю» либо более развернутые выражения «Ваши ответы очень важны для нас», «то, что Вы рассказываете весьма интересно», «мы в обязательном порядке это используем при анализе», «Ваша информация нам окажет помощь», «осознаю» и т.д. Ни за что нельзя говорить респонденту «это верная точка зрения», «я согласен (не согласен) с Вами», «так говорят многие», «такое вывод видится весьма редко», т.е. оказывать влияние на его вывод. Кроме того, в случае если ответы кажутся Вам забавными либо неверными, не показывайте это респонденту ни мимикой, ни жестами.

Как пример, как не нужно вести интервью, возможно привести следующий диалог:

Интервьюер: Что Вы думаете о потреблении прохладительных напитков? Приносят ли они вред либо пользу?

Респондент: Не знаю, вероятнее, не приносят пользу, но и вреда также, а Вы как вычисляете?

Интервьюер: Я то их не выпиваю, предпочитаю чай либо легко воду, но Вы должны сообщить мне, что думаете Вы лично.

Респондент: Прекрасно, давайте запишем, что прохладительные напитки приносят вред.

Так, респондент поменял собственную точку зрения, по причине того, что счел интервьюера более информированным, а потому, что он был не не сомневается в собственной оценке, решил переместить ее в негативную сторону.

Еще одна трудность, с которой Вы имеете возможность столкнуться, – неадекватное восприятие интервьюера респондентом, а попросту говоря, его довольно часто принимают за работника социальной либо жилищно-коммунальной сферы и просят оказать помощь в наведении порядка во дворе либо починке крыши и т.д. Время от времени интервьюер, дабы любой ценой выполнить задание, начинает давать, не смотря на то, что и туманные, обещания разобраться, донести данные в соответствующие органы и т.п. Через некое время обнадеженный респондент начинает звонить и потребовать решения его вопроса. Ни за что запрещено что-либо давать слово респонденту. Вы должны растолковать ему, что не являетесь представителем каких-либо управляющих органов, у Вас совсем иные задачи.

Хотелось бы обратить Ваше внимание на неизбежно появляющиеся в работе интервьюера весьма страшные неточности психотерапевтического характера. В первую очередь, это относится так именуемого «избирательного слушания» и «интервьюерской усталости». Интервьюеру начинает казаться, что он по 2-3 словам, сказанным респондентом, уже знает, к чему он клонит, ухо интервьюера делается невосприимчивым к чему-либо иному. Особенно это происходит тогда, в то время, когда интервьюер проводит довольно много интервью либо заблаговременно четко в чем-то уверен либо напротив, предубежден против чего-то.

«Утомившийся» интервьюер не демонстрирует искреннего интереса к собеседнику, задает вопросы вялым, бесцветным голосом, а также самая увлекательная анкета преобразовывается в унылую обязанность.

Так, в обязанности интервьюера по отношению к респонденту входит:

— не вынуждать принимать участие в изучении;

— не спорить;

— не уличать респондента в неточностях, нелогичности, не сильный памяти, неумении сосредоточиться;

— не подсказывать;

— снабжать конфиденциальность взятой информации;

— информировать по просьбе респондента о цели изучения, правилах отбора опрощеных, координатах организаторов.

Респондент же, со своей стороны, в праве:

задавать вопросы удостоверение интервьюера;

— знать, с какой целью его опрашивали;

— по собственному усмотрению останавливать интервьюера в любую секунду интервью;

— просить зачитать записанное, исправлять и просить переписать;

— отказываться отвечать на те либо иные вопросы.

Работа интервьюера с бланком интервью

Перед тем, как проводить опрос, интервьюер обязан ознакомиться с бланком интервью, дабы мочь ответить респонденту на все вопросы по обсуждаемым проблемам, появляющиеся в ходе беседы. Кроме этого интервьюер обязан знать технику заполнения бланка интервью (учитывать ограничения вариантов ответов, фиксировать варианты, эти респондентом, в свободной строчке, вопросы в табличной форме заполнять по каждой строке/столбцу).

Особенное внимание нужно уделять обращениям к интервьюеру, каковые находятся по окончании формулировки вопросов и выделены большими буквами. В обращения к интервьюеру входят: необходимость применения карточек к бланку интервью, те вариантов варианты и ограничение ответа, каковые не нужно зачитывать респонденту.

Обычный бланк интервью состоит, в большинстве случаев, из нескольких типов вопросов.

Закрытые вопросы. Это вопросы, по окончании которых респонденту предлагается перечень вариантов ответа. Наряду с этим должно быть указано, сколько из перечисленных вариантов возможно выбрать респонденту. Интервьюер обязан бережно обвести кружком цифровой код выбранного респондентом варианта ответа. Вопросы, на каковые вероятен только один ответ, именуются другими.

КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ НЫНЕШНЕЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВАШЕЙ СЕМЬИ? (варианты 1-5 зачитайте, возможно выбрать один вариант)

1) весьма хорошее

2) хорошее

3) ни хорошее – ни нехорошее

4) нехорошее

5) весьма нехорошее

9) затрудняюсь ответить (НЕ ЗАЧИТЫВАЙТЕ).

Вопросы, допускающие возможность дать два либо боле ответов, – не другие, либо вопросы со множеством ответов. К примеру:

Какие конкретно ИЗ ПРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ ЖИЗНЕННОЙ ЦЕЛИ? (попросите респондента открыть карточку и назвать номера ответа, возможно выбрать пара вариантов)

1) сохранить и укрепить собственный здоровье

2) стать богатым человеком

3) стать специалистом по избранной профессии

4) достигнуть делового успеха, сделать карьеру

5) организовать собственный дело

6) быть хорошим сыном, дочерью

7) полюбить хорошего человека, создать с ним семью

8) воспитать хороших детей

9) сделать все от меня зависящее, дабы улучшить жизнь у нас

10) уехать за границу на постоянное место жительства

11) организовать собственную жизнь так, дабы меньше трудиться, больше развлекаться

12) обучиться «зарабатывать» деньги

Вариантом закрытого вопроса есть полузакрытый вопрос, в котором респонденту, кроме перечня вариантов ответа, предоставляется возможность дать собственный ответ в строчке «второе».

Пример полузакрытого вопроса:

К КАКОЙ РЕЛИГИИ Либо РЕЛИГИОЗНОЙ КОНФЕССИИ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ?

1) православной

2) католической

3) протестантской

4) исламу

5) иудаизму

6) второе (ЗАПИШИТЕ) __________________________________

Открытые вопросы – это вопросы, в которых респонденту предлагается дать ответ собственными словами, к примеру:

Какие конкретно МЕРЫ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, Имели возможность БЫ ПОВЫСИТЬ ДОВЕРИЕ ЛЮДЕЙ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ РЕСПУБЛИКИ?___________________________________________________

Существует пара правил работы с вопросами.

Интервьюер обязан просматривать вопросы совершенно верно так, как они сформулированы в вопроснике, без дополнений, замен и пропусков.

Пример: Вопрос в анкете: какое количество ВСЕГО В СЕМЬЕ ЧЕЛОВЕК, Живущих ВМЕСТЕ С ВАМИ И ВЕДУЩИХ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ХОЗЯЙСТВО, ВКЛЮЧАЯ ВАС САМИХ, ВСЕХ ДЕТЕЙ И ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩИХ? УЧТИТЕ, Прошу вас, ВСЕХ: И ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ПРОПИСКУ, И ТЕХ, КТО ЖИВЕТ ВМЕСТЕ С ВАМИ ПО РЕГИСТРАЦИИ.

В случае если интервьюер, хотя сократить вопрос, задает его как: «какое количество ВСЕГО ЧЕЛОВЕК В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?», то один респондент может осознавать под семьей лишь прямых родственников, второй – лишь зарегистрированных в данной квартире, третий будет включать не только живущих совместно и ведущих совместное хозяйство, но и раздельно живущих участников семьи и т.п. В будущем может случиться нестыковка с другими вопросами анкеты. К примеру, на вопрос «КТО ПРИНОСИТ В СЕМЬЮ ГЛАВНЫЙ ДОХОД?» респондент отвечает – племянник, сейчас он отсутствует, поскольку трудится по договору за рубежом (либо в армии и т.д.).

Время от времени респондент начинает давать ответ на вопрос, не выслушав его всецело. Не обращая внимания на это, Вы должны станете остановить респондента и дочитать вопрос до конца.

Совершенно верно следуйте бланку интервью и указанным в нем примечаниям; зачитывайте вопросы в том порядке, в каком они изложены. Не пропускайте вопросы, даже если они кажутся Вам не ответственными либо Вы понимаете на них ответ.

Время от времени интервьюер не задает кое-какие вопросы, по причине того, что, совершив много интервью и получив от всех опрощеных однообразные ответы, считает, что и все другие, еще не опрошенные, будут отвечать совершенно верно кроме этого.

К примеру, на вопрос «ПОЛЬЗУЕТЕСЬ ЛИ ВЫ ПАРИКМАХЕРСКОЙ?» обитатели села по большей части смогут отвечать, что не пользуются, т.к. в селе легко ее нет. Но возможно какой-нибудь из опрощеных, к примеру, юная сельская учительница намерено тратит собственный время и ездит в город либо районный центр для визита парикмахерской. В случае если интервьюер, исходя из уже взятой информации, не задаст ей данный вопрос, то мы ни при каких обстоятельствах этого не определим. А в это же время, это очень принципиально важно для привычек образа людей и изучения жизни.

Время от времени Вам может встретиться вопрос, на что респондент уже отвечал, либо близкий к нему. Однако, его нужно задать. Время от времени такие вопросы намерено вставляются исследователями в бланк интервью в качестве проверочных. Вы имеете возможность предварить его такими фразами: «Мы уже говорили об этом, но все же, разрешите Вас задать вопрос…» либо «Я не забываю, что Вы уже говорили об этом, но правильно моей работы я обязан задать Вам все вопросы анкеты», либо «снова коснемся данной темы…».

Всецело записывайте ответы на открытые вопросы так, как сообщил респондент. Не уменьшайте, не заменяйте вторыми словами и не пропускайте слова. Это может привести в будущем к трактовке ответов и неправильной расшифровке.

К примеру, вопрос: ПО КАКОЙ ПРОФЕССИИ И В КАКОЙ ДОЛЖНОСТИ ВЫ ТРУДИТЕСЬ? В ЧЕМ Как раз Содержится ВАША РАБОТА? (запишите максимально детально).

Ответ респондента: Зам. директора. Несу ответственность за материально-техническое снабжение сотрудников, закупаю канцтовары, другие товары и компьютеры.

Таковой детально записанный ответ разрешает совершенно верно установить социальную группу, к которой возможно отнести респондента. В частности, из описания того, что он делает, делается понятным, что он – завхоз. Но в случае если ответ записан в укороченном виде, к примеру, «зам. директора», то мы можем отнести респондента к менеджерам высшего звена, что будет громадной неточностью.

Старайтесь записывать цифры и тексты разборчивым почерком. В противном случае их нереально будет прочесть либо они будут прочтены с неточностями.

В случае если ответ Вам думается неясным либо неполным, Вы имеете возможность задать нейтральные, уточняющие вопросы: «Что Вы имеете в виду?», «Не могли бы Вы растолковать подробнее?».

В случае если респондент проявляет нерешительность, дайте ему время поразмыслить над ответом, при необходимости повторите вопрос второй раз. Особенно это принципиально важно при работе с открытыми вопросами. Опыт говорит о том, что в случае если дать респонденту время для размышления, это повышает «отвечаемость» на 25 процентов. Довольно часто на открытый вопрос респондент отвечает «затрудняюсь ответить» не вследствие того что не имеет определенного мнения, а вследствие того что это вывод необходимо облечь в слова, на что уходит время. Исходя из этого Вы должны всячески подбадривать респондента, говоря ему: «Не торопитесь, у Вас имеется время поразмыслить, я Вас не тороплю» и т.д.

Обратите внимание на работу с количественными вопросами, т.е. вопросами, в которых необходимо записать цифру, названную респондентом.

В вопросе: «ВАШ ВОЗРАСТ_____» постоянно записывается число ПОЛНЫХ ЛЕТ. В случае если респондент отвечает, что ему уже «практически 70» либо «чуть более 40», Вы должны уточнить у него, СКОЛЬКО ЕМУ ИСПОЛНИЛОСЬ ПОЛНЫХ ЛЕТ либо задать вопрос дату рождения (число, месяц, год), дабы самому высчитать верную цифру.

Количественные вопросы записываются лишь цифрами, а не словами.

Пишите разборчиво, применяйте ручки с темно-фиолетовыми, светло синий либо тёмными чернилами.

Неизменно имейте при себе часы, т.к. Вам необходимо отметит окончания и время начала интервью.

Совершив интервью, Вы сделали главной этап работы, но на этом она не заканчивается. Сейчас Вы должны привести бланк интервью в таковой вид, в каком он будет принят организатором опроса.

Удостоверьтесь в надежности, указано ли в бланке время начала интервью (час.мин.), время окончания интервью, и дата проведения интервью (число, месяц). Началом интервью нужно считать время, в то время, когда Вы начали зачитывать преамбулу к бланку интервью и готовы задать респонденту первый вопрос. Окончание – в то время, когда Вы записали ответ на последний вопрос.

Удостоверьтесь в надежности, нет ли пропусков ответов на вопросы, прекрасно ли заполнен блок демографии, верно ли записаны ответы на количественные вопросы. Если Вы увидели неточности, попытайтесь проконтактировать с респондентом повторно, для получения ответов на пропущенные вопросы.

Отредактируйте открытые вопросы следующим образом: а) впишите местоимения, предлоги, пропущенные слова, расшифруйте сокращения, сокращения, к примеру, БГУ (Белорусский Национальный Университет); б) подправьте слова так, дабы они были написаны четко; в) сделайте нужные пометки на полях, каковые окажут помощь растолковать ответы респондента, в случае если это нужно.

Помните главного: в работе интервьюера нет мелочей. Крайне важно, к примеру, совершенно верно фиксировать длительность интервью. По ней возможно делать выводы о Вашей квалификации и качестве работы.

Неприятность отказов

Неприятность отказов в практике опросов маркетинговых исследований и общественного мнения играется очень значительную роль. Не смотря на то, что число отказов сейчас растет – тут отражается и возрастающее нежелание людей пускать кого-либо в собственную личную судьбу, и скепсис по отношению к опросам – в большинстве случаев число прямых отказов не превышает 7%, что заведомо ниже, чем на Западе.

Интервьюер обязан осознавать, что отказ от интервью – естественное право респондента. И в таковой ситуации задача интервьюера – мочь применить методические средства, максимально снижающие число отказов.

Малоопытные интервьюеры подчас сами создают предпосылку для отказов, ведя себя так, как словно бы они стесняются оторвать респондента от его ответственных занятий. И не смотря на то, что в конечном итоге это безотносительная действительно, с позиций деятельности интервьюера таковой подход малоэффективен. Будучи предельно доброжелательным и вежливым, интервьюер всем своим поведением обязан демонстрировать, что отказ не вероятен, и только в крайнем случае договориться о правильном времени новой встречи.

Профессия полевой интервьюер – Дмитрий Рогозин


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: