Нади шодхана, этап 3 — антар кумбхака

Задержка дыхания в имеет на санскрите множество названий: её именуют антар, антаранга, абхьянтара либо пурна кумбхака. Мы выбрали наименование антар кумбхака, где слово антар свидетельствует «внутренняя», а кумбхака — «задержка дыхания». В противном случае говоря, антар кумбхака — это практика, при которой воздушное пространство удерживается в лёгких.

Антар кумбхака владеет заметным влиянием на течение праны во всем праническом теле. Потому, что существует тесная связь между праническим умом и телом, антар кумбхака разрешает обретать определенный контроль над умом. К сожалению, ум большинства людей всегда пребывает в возбужденном и неустойчивом состоянии. Антар кумбхака затормаживает нервничающий ум и переводит его в состояние спокойной точечной сосредоточенности, нужное для медитации.

Упоминания в письменных источниках

Кумбхака довольно часто упоминается в древних текстах йоги, потому, что считается крайне важной практикой. Особенно детально она обсуждается в тексте называющиеся Хатха-йога Прадипика. Вот пара отрывков из него:

«Тот, кто может делать кумбхаку в течение некоего времени, усилит собственный пищеварительный пламя и услышит внутренний космический звук (нада) Тело делается очищенным и свободным от заболеваний».

«На протяжении кумбхаки ум делается неподвижным и человек переживает безвременность. Он способен глубоко сосредоточиваться на трикути (точки между бровей)».

Последнее утверждение особенно говорит о важности кумбхаки в качестве предмедитативной техники. Делая кумбхаку, человек машинально усиливает сосредоточение.

В тексте подчеркивается необходимость соблюдения осторожности в практике кумбхаки:

«Дрессировщик укрощает дикое животное медлительно и неспешно. Совершенно верно так же направляться неспешно укрощать прану в теле при помощи практики кумбхаки. В случае если кто-то пробует учить и подчинять себе дикого тигра либо слона через чур скоро, без нужной осторожности, то может легко пострадать. Сходным образом, в случае если пробовать руководить праной в теле через чур скоро и энергично, это кроме этого принесет вред».

Мы также присоединяемся к этому предупреждению и потом обсудим данный вопрос.

Имеется много других древних текстов, в которых содержится нужная информация о кумбхаке. Но потому, что мы сами будем всецело обсуждать данный вопрос в собственном изложении, то не видим особенного смысла в том, дабы их тут цитировать, поскольку это привело бы только к ненужному повторению. Но один момент необходимо подчеркнуть: в хорошем тексте по раджа йоге — Йога Сутрах — кумбхака, по существу, отождествляется со всей пранаямой:

«…пранаяма является прекращением выдохов и вдохов».

Это весьма ограниченное определение пранаямы, которое расходится с определениями, содержащимися в других текстах; к примеру, в Гхеранд Самхите обрисованы разнообразные практики пранаямы, среди них и кумбхака. Однако, ограниченное определение пранаямы как кумбхаки, которое дает создатель Йога Сутр Риши Патанджали, все же показывает огромную важность данной, казалось бы, простой техники.

Предварительная подготовка

Примите эргономичное сидячее положение. Если вы уже практиковали первые два этапа пранаямы нади шодхана в течение достаточного времени и вычисляете, что в полной мере их освоили, имеете возможность пропустить этап 1 (1). Иначе, если вы не занимались систематично в течение последовательности месяцев, тогда сперва выполните этап 1 в течение нескольких мин.. В этом отношении практикующий обязан поступать по собственному усмотрению и сообразуясь со собственными возможностями.

Делайте второй этап нади шодханы, пока у вас не установится гармоничный и расслабленный ритм дыхания, при котором выдох длится в два раза продолжительнее вдоха. Данный ритм направляться выдерживать, как минимум, пара мин..

Техника исполнения

По окончании завершения предварительной подготовки приступайте к третьему этапу.

Медлительно вдохните через левую ноздрю, зажимая правую. Длительность вдоха должна быть такой же, как в конце этапа 2.

В конце вдоха зажмите обе ноздри и задержите воздушное пространство в легких. При жажде возможно легко напрячь голосовую щель, дабы не разрешать воздуху выходить и надежно удерживать его в легких.

Удерживайте дыхание (кумбхака) в течение маленького времени, не напрягаясь и не причиняя себе ни мельчайшего неудобства. После этого легко вдохните и затем медлительно выдохните через правую ноздрю. Данный маленький вдох в конце внутренней задержки дыхания (антар кумбхаки) оказывает помощь снова привести в воздействие дыхательные мускулы и ослабить сомкнутое состояние голосовой щели.

Выдох обязан происходить не скоро, а контролируемым образом, дабы его длительность была в два раза больше длительности вдоха (другими словами, такой же, как в конце этапа 2). Завершив выдох, вдохните через правую ноздрю, зажимая левую. Длительность вдоха должна быть такой же, как при прошлом вдохе через левую ноздрю. После этого опять выполните антар кумбхаку в течение маленького времени, не вызывающего неудобства. Легко вдохните и после этого выдохните через левую ноздрю. Выдох должен быть вдвое дольше вдоха. Окончание выдоха через левую ноздрю завершает один цикл упражнения.

Вдохните через левую ноздрю, дабы начать второй цикл. Действуйте так, пока разрешает время и до тех пор пока вы не испытываете неудобства.

Соотношение времени

Соотношение длительности вдоха, кумбхаки и выдоха играется ключевую роль и изменяется по мере того, как человек неспешно развивает свойство задерживать дыхание на более продолжительный срок. На начальных стадиях практики сохраняйте длительность выдоха и вдоха такими же, как и в конце этапа 2, придерживаясь соотношения 1:2. В течение этого времени неспешно увеличивайте длительность антар кумбхаки, начав с нескольких секунд и прибавляя по секунде каждые пара дней, в зависимости от событий Не старайтесь продвигаться через чур скоро и не задерживайте дыхание на долгое время в начале, потому, что в долговременной возможности это ничего не позволит. К примеру, если вы делаете замечательную задержку в первом цикле, более чем возможно, что в последующих циклах вы начнете задыхаться и не сможете сохранять такую же долгую кумбхаку. Продвигайтесь вперед медлительно, но правильно.

В качестве примерного ориентира, вам направляться на данной стадии практики поставить собственной целью расширить длительность антар кумбхаки так, дабы она была равна длительности выдоха. Иначе говоря в случае если на выдохе вы вычисляете, к примеру, до десяти, старайтесь достигнуть таковой стадии, в то время, когда при кумбхаке вы кроме этого сможете досчитать до десяти. На это потребуется от нескольких недель до нескольких месяцев. Так, в конце данной стадии занятий попытайтесь добиться следующего соотношения фаз в течение одного цикла:

Вдох — 1 : антар кумбхака — 2 : выдох — 2:

Вдох — 1 : антар кумбхака — 2 : выдох — 2.

Другими словами, 1:2:2:1:2:2.

Некоторым удаётся легко добиться для того чтобы соотношения, вторым для этого требуется больше времени. В любом случае не торопитесь, потому, что у вас большое количество времени в первых рядах. Тем, кому легко достигнуть этого соотношения, направляться затевать увеличивать длительность вдоха, кумбхаки и выдоха, сохраняя их соотношение постоянным. Вторым направляться упорно продолжать практику столько времени, сколько нужно для ее освоения.

Осознание

Мы в очередной раз напоминаем о мысленного осознания счёта и необходимости дыхания. Это позволяет расслабить ум, высвободив его из простой рутины неприятностей и сосредоточив на одном. Одновременно с этим, осознание счёта очень принципиально важно чтобы поддерживать соотношение между вдохом, кумбхакой и выдохом, и изменять его при необходимости.

Предосторожности

Не смотря на то, что на первый взгляд кумбхака думается несложной и прямолинейной практикой, она может иметь и имеет далеко идущие последствия для ума и тела. Вы должны бдительно смотреть за любыми отрицательными реакциями. Они смогут выражаться в самых разнообразных формах, от обильной сыпи на коже до бессонницы. В первом случае кумбхака через чур скоро очищает организм от внутренних шлаков; благодаря этого яды выделяются через кожу, приводя к высыпанию. В этом случае сократите либо кроме того прекратите практику кумбхаки на непродолжительное время, дабы разрешить телу очищаться более медлительно. Во втором случае кумбхака в каком-то смысле повышает активность ума и вашего тела выше обычного уровня. Сократите либо прекратите собственные занятия на некое время. Имеется и множество вторых вероятных отрицательных реакций. Смотрите за своим состоянием, и при необходимости обращайтесь за советом к умелому учителю йоги.

Простой обстоятельством любых отрицательных реакций, в большинстве случаев, не редкость через чур громадная нагрузка на ранних стадиях занятий. Проявляйте умеренность в отношении времени, которое вы каждый день уделяете пранаяме и, в особенности, кумбхаке. В течение первых месяцев направляться заниматься не более чем приблизительно полчаса в сутки. Если вы способны на большее, и ваш организм это разрешает, то вам, возможно, возможно расширить длительность практики с большей пользой для себя. В случае если же вы не уверены, мы опять рекомендуем вам посоветоваться с кем-то, кто владеет достаточным опытом.

Мы подчеркиваем, что длительность антар кумбхаки направляться увеличивать медлительно и без какого-либо напряжения, дабы механизмы тела имели возможность медлительно привыкать к новому уровню функционирования. Если вы не практиковали первый и второй этапы нади шодханы, мы настоятельно рекомендуем вам делать их приблизительно в течение месяца, перед тем как действительно приступать к практике антар кумбхаки.

[ПЕРЕЗАЛИВ со звуком] Пранаяма Нади-шодхана — техники Гималайской Сиддха-Йоги. УРОК 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: