Наказание и уголовное право: возможные парадоксы

Как уже отмечалось ранее, в большинстве стран наказание есть основа совокупности права. Быть может, как раз по данной причине оно есть самым распространенным средством управления открытой агрессией. Учитывая это событие, совокупности, применяющие наказания в качестве реакции на агрессию, должны делать это с особенной осторожностью. Другими словами, казалось бы, направляться ожидать — и сохранять надежду! — что любой ход, предпринятый совокупностью, будет направлен на усиление сдерживающего влияния наказания на агрессию. Но в действительности не это принципиально важно. Условия, существующие на данный момент во многих законодательных совокупностях, которые связаны с правосудием, наверное, приводят к понижению эффективности наказания как метода сдерживать агрессию. Во-первых, представьте себе механизм действия страха наказания — при определенных условиях его эффективность мала. Во многих государствах возможность быть осуждённым и арестованным за агрессивные поступки близка к нулю, а пользы от аналогичного поведения обычно очень значительны. Что же касается форм наказаний за наступление на людей с применением насилия — они в лучшем случае неконкретны. Содержание решения суда зависит от того, в чьем ведении находится дело, а также от суда, где оно слушается. Все эти факторы в значительной мере снижают сокровище страха наказания как сдерживающего агрессию фактора.

Во-вторых, настоящее наказание довольно часто не ведет к тем итогам, которых ожидали от этого акта возмездия. Временной разрыв между фактами правонарушения с применением наказания и насилия за их осуществление исчисляется месяцами а также годами. Связь между наказанием и актами агрессии случайна; далеко не всех агрессоров, как отмечалось ранее, арестовывают, еще меньшему количеству выносят решение суда. Вот из-за чего многие лица, совершившие агрессивные действия, остаются безнаказанными, а другие заявляют о собственной невиновности, дабы уменьшить строгость вероятного наказания, что в полной мере конечно для отечественной, загруженной делами, судебной совокупности. Учитывая все это, неудивительно, что кое-какие индивиды, получившие по заслугам, обычно вычисляют себя или неудачниками, или жертвами нелогичной совокупности, но отнюдь не лицами, заслуживающими аналогичных мер со стороны разгневанного общества.

Напоследок направляться подчернуть, что имеющиеся эти говорят о том, что наказание, осуществляемое подобающим образом, может служить эффективным средством предотвращения агрессии. Но для этого нужно, дабы в процедуре его применения находилась некая совокупность и дабы оно не противоречило фундаментальным правилам. К сожалению, такие требования отсутствуют в совокупности права большинства государств. Итог, так, в полной мере предсказуем: наказание обычно не в состоянии оказать какого-нибудь заметного сдерживающего влияния на потенциальных агрессоров. И, как вычисляют исследователи, оно вправду по большей части является уроком жестокости либо разрешённый законом акт возмездия лицам, каковые считаются страшными. Принципиально важно, но, подчернуть, что подобные результаты внутренне не ассоциируются с самим наказанием. Иначе, существуют данные, свидетельствующие о том, что наказание может служить эффективным средством для модификации многих моделей поведения, включая агрессию. Но вопрос о том, будет ли оно использоваться в совокупности права методом, что повысит возможность получения аналогичных результатов, остается открытым.

Катарсис: неужто выход из себя вправду оказывает помощь?

Представьте себе такую обстановку: в один прекрасный день вас здорово разозлил ваш шеф, без шуток отчитавший вас за поступок, к которому вы не имели никакого отношения. По окончании ухода главы вы ударяете кулаком по столу, разламываете два карандаша и рвете в клочья утреннюю газету. Уменьшат ли эти действия ваш бешенство? И избавят ли они вас от склонности в будущем злиться на босса в аналогичных обстановках? В соответствии с прекрасно известной теории катарсиса, ответ и в том и другом случае будет хорошим. Эта точка зрения наводит на идея, что, в то время, когда рассерженный человек производит пар при помощи энергичных, но не причиняющих никому вреда действий, происходит следующее: во-первых, понижается уровень напряжения либо возбуждения, а во-вторых — значительно уменьшается склонность прибегать к открытой агрессии против провоцирующих (или других) лиц.

Эти догадки восходят еще к трудам Аристотеля, вычислявшего, что созерцание постановки, заставляющей зрителей сопереживать происходящему, косвенно может содействовать очищению эмоций. Не обращая внимания на то что сам Аристотель не предлагал конкретно данный метод для разрядки агрессивности, логическое продолжение его теории было предложено многими вторыми, в частности Фрейдом, полагавшим, что интенсивность агрессивного поведения возможно ослаблена или при помощи выражения чувств, имеющих отношение к агрессии, или методом наблюдения за агрессивными действиями вторых. Признавая действительность для того чтобы очищения, Фрейд однако был очень пессимистично настроен довольно его эффективности для предотвращения открытой агрессии. Похоже, он считал, что его авторитет малоэффективно и недолговечно. Так, представление о катарсисе, принятое в психологии, скорее сродни тому, что излагают Доллард и его коллеги в монографии агрессия и Фрустрация.

В соответствии с этим авторам, результатом любого акта агрессии есть катарсис, что сокращает возможность проявления вторых агрессивных действий. Другими словами, Доллард и другие уверены в том, что осуществление одного агрессивного акта — независимо от того, что его породило — снижает желание агрессора прибегать к вторым формам насилия. Основываясь в основном на этом и подобном ему догадках, целые поколения своих родителей побуждали собственных детей играться в активные игры, тысячи психотерапевтов призывали больных освобождаться от враждебных эмоций, а сообразительные предприниматели взяли очень солидные доходы от продажи резиновых подобных средств и плёток, предназначенных с целью достижения эмоционального катарсиса. Оправдывает ли себя эта вера в деятельности и лечебные свойства катарсиса, приводящей к нему? И снова — имеющиеся эмпирические эти складываются в достаточно сложную картину.

Разрядка напряжения посредством агрессивных действий:
в то время, когда страдания другого приводят к хорошему настроению

Во-первых, давайте задумаемся над утверждением, что на фоне сильной провокации деятельность, предполагающая энергичные, но надёжные действия, включая относительно безобидные формы агрессии, якобы может привести к разрядке напряжения либо эмоционального возбуждения. Изучения, в которых проверялась достоверность этого предположения, в целом подтверждали догадку, но показывали наряду с этим на ответственные ограничения, каковые нужно учитывать при работе с данным процессом. С одной стороны, казалось бы, разрядка возбуждения, позванного сильной провокацией, может случиться в следствии осуществления физических действий, требующих громадных упрочнений, либо относительно безобидных нападок на вторых. Пожалуй, данный эффект замечательно демонстрирует целая серия изучений, совершённых Хокансоном и его сотрудниками.

В этих изучениях на начальной стадии испытуемых (в большинстве случаев студенток колледжей) провоцировал экспериментатор. Потом им предоставлялась возможность совершить какие-либо агрессивные действия по отношению к нему либо вторым. До, на протяжении и по окончании опыта у испытуемых измерялось артериальное давление. В целом результаты говорят об эмоциональной разрядке — катарсисе. У испытуемых, взявших разрешение показать прямую агрессию по отношению к провокатору, отмечалось падение уровня возбуждения.

Пожалуй, стоит подробно разглядеть один из аналогичных опытов, в то время, когда испытуемых, под предлогом изучения влияния исполнения интеллектуальных задач на физиологические реакции, просили перечислить последовательность от 100 до 0, убывающую на три. Наряду с этим экспериментатор много раз прерывал испытуемых, мешал им, в некоторых случаях настаивая на том, дабы они начали перечисление заново. Наконец он заканчивал данный этап опыта, увидев с явным негодованием, что нежелание сотрудничать испытуемых делает всю работу тщетной. Как и следовало ожидать, такая очень провокационная методика содействовала заметному росту показателей физиологического возбуждения у испытуемых (другими словами у них быстро поднималось артериальное давление и учащался пульс).

Дабы выяснить, случится ли спад возбуждения, в случае если участникам опыта дать возможность отомстить провокатору, испытуемых поделили на пара групп и дали им возможность показать по отношению к экспериментатору: 1) физическую агрессию (разряды электрического тока); 2) вербальную агрессию (оценки опросника); 3) мнимую агрессию (произведение историй на базе просмотренных картинок). Испытуемые же из четвертой, контрольной группы, не могли ответить на резкие замечания экспериментатора. Результаты продемонстрировали наличие эмоционального катарсиса. У испытуемых, взявших возможность ответить экспериментатору физической агрессией, наблюдалось падение возбуждения до начального уровня. То же самое возможно сообщить и об испытуемых, которым не запрещалось мстить лишь при помощи вербальной агрессии. Последний пример говорит о том, что при таких условиях кроме того относительно безобидные действия смогут привести к разрядке напряжения. Но мнимая агрессия по отношению к экспериментатору не стала причиной достижению аналогичного результата.

На протяжении последующих изучений Хокансон и его сотрудники взяли данные, говорящие о том, что проявление агрессии по отношению к лицам, ассоциируемым с источником раздражения, может привести к разрядке физиологического напряжения. А нападки на лиц, не имеющих никакого отношения к провоцированию испытуемых, не приводят к такому же результату. В сочетании с данными вторых изучений эти сведенья наводят на идея о том, что индивиды в момент осуществления агрессивных действий вправду смогут время от времени чувствовать разрядку эмоционального напряжения. С данной точки зрения, выводы, сделанные на базе житейского опыта, о том, что мы обычно ощущаем себя лучше (другими словами менее возбужденными либо напряженными), расквитавшись с людьми, выводившими нас из себя, вправду имеют под собой основания.

Тема 11. Наказание


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: