Натурфилософия античности. милетская и элейская школы.

самые развитые формы старая философия купила в античном мире. Древняя философия появилась на рубеже VII–VI вв. до н. э. и была связана с установлением рабовладельческого общества, которое создало условия для развития культуры Старого мира. Развитие древнегреческой философии осуществлялось в греческих полисах.

Древняя философия представлена многообразием философских учений и школ, появившихся в Греции, а после этого и в римской Империи.

В развитии древней философии возможно выделить следующие этапы:

1) досократовский (от предела VII и VI вв. до н. э. до перелома V и IV вв. до н. э.);

2) хороший (от второй половины V в. до н. э. до конца IV в. до н. э.);

3) эллинистический (с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э.);

Первый круг вопросов связан с попытками выяснить главную стихию, начало мира. С анализа этой неприятности начинается философия.

На начальной стадии самый значительный вклад в становление и развитее древней философии внесли представители милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), каковые первенствовали греческими космологами, основное внимание они уделяли проблемам познания природы. Первые натурфилософы упорно искали некое первоначало, из которого все случилось. В качестве такового древнее мышление полагало конкретную физическую сущность, что-то чувственно-данное. Это вода в учении Фалеса, воздушное пространство – у Анаксимена. Лишь Анаксимандр сделал первую попытку оторваться от яркой чувственной данности, создал мыслительный аналог начала сущего – апейрон (нескончаемое, неизвестное). Апейрон – абстрактная, не связанная чувственно конкретным образом сущность, которая лежит в базе всего, владеет творческой силой и есть обстоятельством уничтожения и всеобщего возникновения. направляться отметить последовательность диалектических предположений, высказанных представителями милетской школы. В частности, они полагали, что все вещи противоположны друг другу, а Анаксимандр утверждал, что апейрон содержит в себе все эти противоположности, выделение которых и обусловливает все трансформации в разных формах, и что благодаря вечному перемещению одно рождается, а второе погибает [2].

Близко к милетской школе стоял Гераклит Эфесский, что продолжил материалистическую традицию милетов. В качестве первоосновы Гераклит разглядывает пламя как олицетворение общей изменчивости. Наряду с этим все трансформации в мире, по Гераклиту, подчинены единому закону – Логосу, определяющему судьбы всех вещей, благодаря чему Космос предстает как упорядоченная совокупность. Причем это не совокупность вещей, а совокупность процессов, потому, что «все течет и все изменяется», а потому «в одну и ту же реку нельзя войти два раза». Наряду с этим закономерность и всеобщую изменчивость Гераклит напрямую связывает с общей противоречивостью мира. Все в мире, думает Гераклит, происходит через борьбу, которая определяет развитие и гармонию мира. Указанные положения разрешают характеризовать Гераклита как основоположника диалектики, не смотря на то, что еще стихийной и интуитивной, нежели рационально обоснованной.

Неспешно в дискуссии первоосновы мира начинает угадываться некая постоянная величина, не зависящая от конкретных веществ, скрытая от отечественного чувственного восприятия. Это некая вечная база мира, которая наделена атрибутами. Подобные представления видятся у Анаскимандра, Гераклита, но более полно раскрываются в учении Парменида, главы элейской школы, к которой кроме этого принадлежат Ксенофан, Зенон, Мелисс, поставившего вопрос о субстанциональной базе бытия и соотношении бытия и мышления. Парменид обосновывает, что имеется только бытие, и оно не может быть ничему противопоставлено, потому, что его противоположность – небытие – не существует по определению, оно немыслимо. Потому что идея о небытии делает небытие бытием в качестве предмета мысли. Следовательно, бытие тождественно мысли. Сущее имеется, не сущего нет. Сущее бытие имеется единое, неизменное и неделимое целое. Единое, по причине того, что разделять его на части может лишь небытие, которого нет. Неподвижное, по причине того, что перемещение предполагает изменение из бытия в небытие, что нереально. Исходя из этого, элеаты приходили к мысли, что бытие едино и неделимо, однородно и непрерывно, всегда и тождественно самому себе.

Совокупность соответствующих доказательств выстроил Зенон. Он обосновывал единство бытия способом от противного. То, что бытие без движений, Зенон пробовал обосновать, обращаясь к апориям (тяжело разрешимым задачам). Это «Дихотомия», «черепаха и Ахиллес», «Стрела», «Стадион», в которых он обосновывал, что все движущееся и изменяющееся не может быть мыслимо без противоречий.

Практически одновременно с данной школой существовала школа Пифагора. философы и Сам Пифагор, входившие в эту школу, занимались изучением гармонии, меры, числа, а числовые соотношения определяли сущность мироздания [36].

В конце этого периода взяла развитие школа греческих атомистов, куда входили Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Трудами этих философов завершается досократовская космология.

Атомисты подтвердили невозможность существования небытия, и то, что что-то появляется как соединение того, что уже имеется, а исчезает при распада. Ими вводится новое понятие – атомы, т. е. нескончаемое число тел, неделимых и невидимых по обстоятельству их малости. Атомы – умопостигаемая, зримая интеллектом форма. Все атомы отличаются друг от друга формой, фигурой, размещением, порядком. Они носятся в безлюдном пространстве (т. е. небытии), в том месте они случайно сцепляются между собой, из чего появляются все виды бытия и что ощущается (познается) через процесс источения атомов.

Диалектика Гераклита.

Гераклит – великий древнегреческий диалектик. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это в первую очередь фиксирование и констатация вечности происходящих в мире трансформаций. Идея об трансформациях у Гераклита получает форму философской идеи. Все изменяется, и изменяется неизменно; нет предела трансформациям; они имеется неизменно, везде и во всем — вот что сообщено в известной краткой формуле, приписываемой Гераклиту: „Все течет, все изменяется.
У Гераклита же — река не более чем знак, благодаря которому понятным для людей методом утверждается общая идея. Такова же роль вторых гераклитовых знаков — огня, войны (неприязни) и др. Повязанность мысли Гераклита с знаками, образами — своеобразная черта его философии. Это диалектика трансформаций в символах и образах. К примеру, солнце Гераклит характеризует как новое каждый день, но и неизменно и непрерывно новое». В другом случае, в соответствии с Гераклиту, в одну и ту же реку нельзя войти два раза.
Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что идея об трансформациях объединяется тут с идеей борьбы и единства противоположностей. Предвестником для того чтобы подхода, как уже упоминалось, был Анаксимандр. Мысль Единого — и, значит, приведения к Одному, к единству — соседствует с идеей раздвоения Единого, выделения из него противоположностей. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их всеобщность и неизбывность. Противоположности существуют везде. Наличие противоположностей для Гераклита — существования и основа, и гармонии мира. Противоречивость сближает — таков гераклитовский парадокс.
Еще одна диалектическая мысль — борьба, неприязнь противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, происхождению, расцвету, т.е. к самой жизни. Должно знать, что война общепринята, что неприязнь — простой порядок вещей… и что все появляется через неприязнь и заимообразно (= «за счет другого»)
Три основополагающие диалектические идеи, каковые были выделены из корпуса гераклитовских фрагментов, внутренне связаны между собой, приятель в приятеля переливаются, в чем кроме этого уже проявляется диалектика. Раз мы приняли, вместе с Гераклитом, идею-образ вечного трансформации: в одну и ту же реку нельзя войти два раза, то логично сделать вывод в пара другой форме: в ту же реку вступаем и не вступаем, существуем и не существуем. Одно состояние уступает место второму, холодное нагревается, горячее охлаждается, мокрое сохнет, иссохшее орошается Так мысль общей изменчивости переливается в тезис о единстве противоположностей. Изменение и имеется, по Гераклиту, совмещение крайностей — в первую очередь существования и несуществования, вместе с тем уничтожение одного имеется происхождение другого.
Диалектика входила в культуры и историю философии, а позже продвигалась вперед кроме этого и через рассуждения, каковые демонстрировали относительность представлений человека о мире и самом себе, ставили философов и интересующихся философией людей перед мировоззренческими, логическими, математическими парадоксами, тайными, несоответствиями, трудностями.
Гераклит был отчаянным спорщиком. Слово «спорю», пожалуй, ближе всего связано именно с гераклитовской диалектикой.
Идея древних о взаимопревращениях, переливах приятель в приятеля противоположных вещей, состояний, стихий Гераклит предпочитал зафиксировать в виде диалектического парадокса. Казалось бы, что возможно несовместимее, чем ночь и Солнце? В случае если светит Солнце, то это заведомо значит, что нет ночи. Но и тут Гераклит заготовил собственный парадокс: „Не будь Солнца, мы бы не знали, что такое ночь
Аристотель думал, что гераклитовская диалектика сильно повлияла на Платона. Тяжело не верить Аристотелю — так как он был учеником Платона. В интеллектуальной судьбе многих последующих философов, причем таких несхожих, как Гегель и Ницше, возможно найти глубокое действие гераклитовских образов и идей.
Итак, непреходящая заслуга Гераклита в том, что он, представив мир множественных, смертных вещей, человеческий мир подвижным, изменчивым, текучим, поделённым на противоположности, одновременно с этим удержал идею закономерного порядка и единства в неизмеримом, неизменно задающем загадки, до конца не познанном и непознаваемом космосе.

Атомизм Демокрита.

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) стройматериалом, первокирпичиком всего сущего вычисляли микроскопические частицы — атомы.

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии (линия Демокрита — противоположность линии Платона — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита возможно выделить следующие главные положения:

• целый материальный мир складывается из атомов;

• атом — небольшая частица, первокирпичик всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой лишь Сейчас);

• атомы имеют разную величину (от небольших до больших), разную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном перемещении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, по окончании чего из этих же атомов появляются новые предметы и живые организмы материального мира;

• атомы нереально заметить методом чувственного познания

Милетская школа философии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: