Научная картина мира. географическая картина мира.

Хорошая наука организовала хорошую картину мира. Установка на научного знания достигалась в ней исключением все- го, что относится к познающему субъекту и при обнаружении очевидных »вытекающих из опыта» онтологических правил. Философский компонент данной научной кар- тины мира выразился в представлении о познании как наблюдении и эксперимен- тировании с объектами природы, каковые познаваемы в полной мере разумом, что дистанцирован от природы и вещей. Изучаемые объекты рассматривались как ма- лые совокупности либо собственного рода механические устройства (характеризуются относи- тельно маленьким числом элементов, силовыми сотрудничествами твёрдым детерминизмом). При постижении этих объектов исходили из последовательности допущений: 1) 23 свойства целого всецело определяются свойствами и состоянием его частей; 2) вещь – довольно устойчивое целое; 3) процесс – перемещение тел в пространст- ве с течением времени; 4) причинность – все последующие состояния и настоящие конкретно определяются предшествующими состояниями (окружающий мир – ог- ромная механическая совокупность, начальное состояние которой есть заданным и все процессы в нем строго детерминированы. В следствии наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, заняла ее место.

Научная картина мира — одно из основополагающих понятий в философии науки — особенная форма систематизации знаний, мировоззренческий синтез и качественное обобщение разных научных теорий. Будучи целостной совокупностью представлений об закономерностях мира и общих свойствах, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей картины мира и общенаучную картину мира отдельных наук. Картины мира отдельных наук, со своей стороны, включают в себя соответствующие бессчётные концепции — трактовки и определённые способы понимания каких-либо предметов, процессов и явлений объективного мира, существующие в каждой отдельной науке[1].

Совокупность убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как суждений и источника знаний о мире называетсясциентизм.

В ходе познания окружающего мира в сознании человека отражаются и закрепляются знания, умения, навыки, общения и типы поведения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определённую модель(картину мира). В истории было создано и существовало довольно много самых разнообразных картин мира, любая из которых отличалась своим видением мира и своеобразным его объяснением. Но прогресс представлений об окружающем мире достигается в основном благодаря научному поиску.[2] В научную картину мира не входят частные знания о разных особенностях конкретных явлений, о подробностях самого познавательного процесса. Научная картина мира не есть совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную совокупность представлений об неспециализированных особенностях, сферах, закономерностях и уровнях настоящей действительности[1].

Научная картина мира — множество теорий в совокупности обрисовывающих узнаваемый человеку природный мир, целостная совокупность представлений об законах устройства и общих принципах мироздания[3]. Картина мира — системное образование, исходя из этого её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пускай и самому большому и радикальному) открытию. Обращение в большинстве случаев идет о целой серии взаимосвязанных открытий (в основных фундаментальных науках), каковые практически в любое время сопровождаются радикальной перестройкой способа изучения, и большими трансформациями в самих идеалах и нормах научности[3].

Научная картина мира — особенная форма теоретического знания, репрезентирующая предмет изучения науки соответственно определенному этапу её исторического развития, при помощи которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в разных областях научного поиска[4].

Для западной философии середины 90-х годов XX столетия отмечались попытки ввести в арсенал методологического анализа новые категориальные средства, но вместе с тем чёткого разграничения понятий «научная картина» и «картина мира мира» не совершено. В отечественной отечественной философско-методологической литературе термин «картина мира» используется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, в то время, когда речь идет о научных онтологиях, другими словами тех представлениях о мире, каковые являются особенным типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как своеобразная форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу её функционирования и развития[5].

Кроме этого может употребляться словосочетание естественнонаучная картина мира[6].

В ходе развития науки происходит постоянное обновление знаний, концепций и идей, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Научная картина мира — не догма и не полная истина. Научные представления об окружающем мире основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей, что разрешает с определённой степенью уверенности делать содействующие формированию человеческойцивилизации заключения и прогнозы о особенностях отечественного мира. Несоответствие результатов проверки теории, догадке, концепции, обнаружение новых фактов — всё это заставляет производить перерасмотрение имеющиеся представления и создавать новые, более соответствующие действительности. В таком развитии — сущность научного способа.

А 2.5 Механицистская научная картина мира — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: