Научная полемика вокруг понятия «статус»

Как мы уже узнали, исходной клеточкой двухмерного социального пространства выступает статус. Верное описание имеет в нашем случае принципиальное значение. Ког да К. Маркс создавал собственный великий «Капитал» (60-е годы XIX века), то целый категориальный аппарат политической эконо мии он выстроил около исходной клеточки – товара. Имен но товар он считал, во-первых, своеобразной для экономики, в отличие от вторых наук, категорией, во-вторых, финал ной категорией, из которой возможно логически вывести все другие понятия экономики. Так оно и случилось. Экономическая совокупность К. Маркса до сих пор ценится как логически безукоризненное научное произведение. С ней возможно соглашать ся либо не соглашаться по идеологическим соображениям, но ее нельзя опровергнуть логически. Такую же роль в социоло гии, по всей видимости, играется понятие статуса.

Под статусом подразумевается позиция индивида в группе либо в обществе. Проводя потом аналогию с физикой, мы ви дим, что статус, как и точка, в себя нематериален и ни чем не заполнен. Это некое место, забранное по отношению к вторым точкам, системам и телам координат. Статус – это безлюдное место, ячейка в публичном разделении труда. Рас наблюдаем подробнее, что это такое.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В римской Империи оно обозначало состояние, правовое по ложение юрлица. Но в конце XIX века уче ные придали ему новое звучание. Статус – социальное по ложение человека в обществе. Социальное положение – обобщенная черта, охватывающая профессию, эко номическое положение, политические возможности, демо графические особенности человека. Шофер – профессия; ра ботник наемного труда, приобретающий средний по размерам до движение – экономическая черта; член демократической партии – политическая черта; мужчина в возрасте 40 лет – демографическое свойство. Все они обрисовывают социальное положение одного и того же человека, но с различных сторон.

Не смотря на то, что статус чуть ли не самое популярное понятие в со циологии, единой трактовки его природы в данной науке не дос тигнуто. Ф. Бейтс пишет, что статус принято осознавать как обо значение ранга, места в социальной структуре, которое связано с оп ределенным комплектом норм. Известно кроме этого, что кое-какие используют термин «роль» к поведению, а другие обозначают им социальную позицию, третьи – нормативную пространственную неповеденческую вещь и т.д.

Для одних социологов статусы – это предписанные нормы, для других – культурно выяснен ные позиции в институциональной совокупности. М. Вебер разглядывал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе.

Хорошую формулировку в 30-е годы внес предложение аме риканский социолог и антрополог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря наряду с этим, что статус человека занимает как некую ячейку ( occupy a status ), а роль человеку нужно играться ( play a role ). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят опреде поступки и ленное мышление. В случае если статус показывает на ме сто человека в обществе либо группе, то роль – на метод либо модель поведения. Позиции Р. Линтона придерживались если не большая часть, то весьма многие современные социологи, а также создатель самого известного у нас зарубеж ного книжки по социологии Н. Смелзер. С ним согласны другие социологи. В частности, Т. Маршал и М. Хагопьян уверены в том, что статус говорит о позиции, которая связана с кругом прав и обязанностей, обязательств и привилегий, приписанных законом возможностей либо ограничений, при знанных публично и поддерживаемых авторитетом обще ственного мнения.

Кое-какие социологи, а также узнаваемые – достаточ но назвать П. Сорокина – смешивают два понятия: престиж и статус. По существу статус выступает тут синонимом пре стижа. В это же время другие социологи, а также специализи рующиеся в данной области, в частности Е. Бергель, настаи вают на необходимости различать два понятия – статус и престиж. К примеру, Джонсон и Рейган – оба американские президенты. У них однообразный статус, но различный престиж. Престиж относится к своеобразным достижениям в прекрасно извест ной либо устоявшейся области. его значение и Статус – поня тие более широкое, но менее четкое. Престиж удачливого доктора создан высоким качеством оказываемых им медицинских ус луг. Но статус того же доктора определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается обществом и общественным мнением в целом.

Но П. Сорокин, в отличие от Р. Линтона и Н. Смелзе ра, осознавал под статусом не только престиж, вместе с тем социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социаль ной структуре, а высокую, среднюю либо низкую. В повседнев ном языке значительно чаще употребляется эта трактовка статуса, и в то время, когда желают выделить высокое положение человека либо страны, то показывают, что у них большой статус.

Не считая этих подходов существуют еще минимум две точки зрения, авторство которых тяжело либо нереально установить. Первая позиция содержится в роли и отождествлении статуса, вторая – в приписывании статусу интегрирующей функции. Статус понимается как интегральный показатель публичен ного положения личности, социальной группы, охватываю щий профессию, квалификацию, должность, темперамент, реаль но выполненной работы, материальное положение, партий ную и профсоюзную принадлежность, деловые связи, национальность, религиозность, возраст, домашнее положе ние, родственные связи и др. При таких условиях говорят о классо вом, опытном, политическом и т.д. положении человека как о различных качествах его статуса.

Довольно этих позиций необходимо сообщить вот что. Пер вая неправомерна по существу, потому, что совмещает стати ческую картину (статус) с динамической (роль как модель по ведения), вторая не совсем корректна, поскольку понятие стату са как независимой и четко различимой позиции в социальной структуре исчезает. Статус преобразовывается как бы в обобщенный портрет социального положения индивида в об ществе. Но для этих целей употребляется особый термин, введенный в свое время американским социологом Р. Мер тоном – статусный комплект. Он включает сумму всех статусов индивида, а не один-единственный, к тому же весьма размы тый. Существует и второе обобщающее понятие – социоэко номический статус. Он включает образование, доход и профессию.

Так, в понимании статуса сложилось несколь ко подходов: а) стратификационный – статус как престиж либо ранг в вертикальной иерархии общества; б) функциональ ный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями; в) норма тивно-ролевой – отождествление статуса с ролью или с нор мами в социокультурном пространстве общества; г) интегра тивный – объединение в одно понятие статуса множества со циальных (опытных, экономических, политических и др.) позиций, занимаемых индивидом.

Нормативно-ролевой и интегративный подходы, по всей видимости, направляться признать ошибочными, а стратификационный и функциональный, представленные Р. Линтоном, Н. Смелзером, М. Вебером и П. Сорокиным, возможно объединить в одну модель, которая имеет четыре параметра, обрисовываю щих понятие «статус»:

1. Наименование статуса (состоит в большинстве случаев из одного слова: мужчи на, ребёнок).

2. Определение статуса (обрисовывает сущность статуса и его ме сто в группе либо обществе). Примеры определения стату са: юрист – лицо, профессия которого – оказание юри дической помощи организациям и гражданам, защита их заинтересованностей в суде; акционер – физическое либо юридичес кое лицо, обладающее акциями данного акционерного об щества.

3. Содержание статуса – совокупность прав и обязанностей, другими словами круг функций, каковые выполняются индивидом на данном рабочем месте либо на данной позиции. Содер жание конкретизирует определение статуса: преподаватель в праве оценивать знания учеников, смотреть за дисципли ной, переводить либо оставлять их на второй год и т.д.

4. Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерар хии (высокое, среднее, низкое).

Последний параметр статуса связан со стратификацией. Место в иерархии показывает на престиж и определённые привилегии данного статуса. Но кроме того еще и на степень распространенности статусов в обществе (рис. 4.1).

Так, обобщив всевозможные точки зрения на проблему статуса, предлагаем понимать его как сложносостав ное явление, разными качествами которого являются пре стиж, ранг, совокупность прав и обязанностей. Но статус в целом обрисовывает лишь одну позицию, занимаемую индиви дом в социальной структуре общества.

Статус – синоним позиции. Но он что-то большее, чем лишь позиция, поскольку существует официальная позиция, которую довольно часто именуют должностью, реже – статусом. Со вокупность прав и обязанностей проистекает от официальной позиции. Но помимо этого существует неофициальный статус с совокупностью неписаных, но строго выполняемых правил. Так, статус главы семейства в современном обществе никаким законом не предписан, но соответствующая ему роль всеми выполняется. Неформальные правила поведения предписы вают, что низший по статусу обязан первым здороваться, но первым протягивать руку может лишь верховный по статусу. В учреждении начотдела, в то время, когда коллектив «сбрасывает ся на презент», сдает денег больше вторых. Таково неписаное правило. Никто его к тому не обязывает. Если он сдаст мень ше, то прослывет скрягой, но никаких формальных сан кций не последует.

Позиция обозначает место в социальном пространстве, либо в социальной структуре, которое ассоциируется у нас с комплектом норм, именуемых обязанностями и правами ( rights and duties ), которым кроме этого приписан определенный количество престижа.

Принципиально важно усвоить следующее:

1. Социальные статусы взаимосвязаны между собой, но не взаимодействуют между собой.

2. Взаимодействуют между собой лишь субъекты (обла датели, носители) статусов, другими словами люди.

3. В социальные отношения вступают не статусы, а их но сители.

4. Социальные отношения связывают между собой стату сы, но реализуются эти отношения через людей – но сителей статусов.

Культура в упадке — 1 Какая еще народовластие?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: