Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Психодиагностика — и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Как теоретическая дисциплина неспециализированная психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», благодаря которым осуществляется переход от показателей либо индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к выраженности и констатации наличия этих психотерапевтических «переменных». Время от времени такие правила относительно несложны, время от времени достаточно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностические инструмент, в других — требуют особенной работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчета интегральных показателей, сопоставления с другими диагностическими пробами, экспертной интерпретации, отбрасывания и выдвижения догадок.

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психотерапевтической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический суть в соответствующей области науки и практическую значимость для ответа той либо другой научной либо прикладной задачи. Теоретическая обоснованность выделения, например, тех либо иных личностных линия, тех либо иных мотивов, — непременное условие успешности разработки диагностической процедуры, недооценка которого ведет к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся методы обнаружения того, чего на самом деле не существует.

Сообщение психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии — с другой, имеет двусторонний темперамент. Психодиагностика в целом — не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и метод проверки истинности теоретико-психотерапевтических построений. В случае если, к примеру, предполагается, что деятельность людей значительно отличается по мотивам, то должны быть отысканы способы, выявляющие разные мотивы у различных людей. В случае если предполагается, что не существует психически здорового человека, что не имел бы какой-либо мотивации, то не существует валидных способов, каковые бы диагностировали отсутствие всякой мотивации у конкретного лица, не являющегося психически больным. Если бы довольно некоторых теоретически выделенных мотивов выяснилось неосуществимым обнаружить дифференциально-психотерапевтические различия либо была бы обнаружена несколько психически здоровых людей, у которых отсутствовала любая мотивация, то это означало бы значительную недоработку самого понятия мотива.

Неспециализированная психодиагностика в основном связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, личная психодиагностика — с этими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т. д.

Психология соответствующей предметной области образовывает одну из составных частей психодиагностики. Вторая базисная дисциплина, являющаяся фундаментом неспециализированной психодиагностики и тем самым составной ее частью, — это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические способы; этому разделу неспециализированной психодиагностики посвящены особый раздел в данной главе и отдельная глава в книге.

Третье основание психодиагностики — практические сферы применения психотерапевтического знания, каковые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Так, к примеру, существуют профессии, в которых очень серьёзна стрессоустойчивость – свойство сохранять контроль и работосвойство в угрожающих обстановках. Значимость данной переменной выделена практикой — если бы не существовало профессий, каковые связаны со стрессом, не было бы необходимости ее диагностировать. Но практика не только показывает важность того либо иного качества, но и разрешает выделить само диагностируемое уровень качества. Научная психология пробует выразить эти качества через совокупность понятий; в следствии такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, опытная эффективность, свойство и т. д., выражаются через совокупность базовых психотерапевтических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки. Само собой разумеется, таковой переход от эмпирически выделенных переменных к их выражению в теоретических понятиях происходит не сходу и не машинально. Обычно происходит параллельная диагностическая разработка фактически ответственных комплексных (не только психотерапевтических по природе) переменных, более теоретически проработанных, но все же описательных психотерапевтических переменных (к примеру, черты, способности) и, наконец, самые теоретичных психотерапевтических конструктов (например, познавательные функции, мотивы, когнитивная организация, самоотношение и т. д.).

Так, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психотерапевтического знания: предметной областью психологии, изучающей эти явления, психометрикой – наукой об измерении личных различий в диагностируемых переменных и практикой применения психотерапевтического знания.

Практическая психодиагностика относится к теоретической так же, как инженерная эксплуатация технических устройств к их разработке и конструированию. Как и любая эксплуатация достаточно сложных устройств в настоящих, «полевых» условиях, практическая психодиагностика предполагает нужные навыки, интуицию, богатый клинический, да и житейский, опыт. Кроме этого практическая психодиагностика предполагает свод правил применения психодиагностических инструментов, основанных на знании особенностей измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностической работы. Так, практик-психодиагност обязан осознавать и мочь квалифицировать условия проведения обследования и учитывать их при сопоставлении индивидуальных данных с нормативами. К примеру, в случае если при проведении обследования какие-то элементы обстановки насторожили обследуемого и обстановка обследования превратилась для него в обстановку экспертизы, то это событие может сделать неосуществимым сопоставление личного результата с нормами, в случае если последние были взяты в ситуации доверительного контакта. И напротив, в случае если нормы взяты в ситуации экспертизы, а конкретное обследование имеет доверительный темперамент, то соотнесение с нормами кроме этого становится некорректным. Все это психодиагност обязан не только знать — он обязан узнать, как принимает обстановку обследуемый. Практическая психодиагностика предполагает кроме этого учет мотивации клиента на знание и обследование способов ее поддержания, умение оценить состояние обследуемого в целом, навыки и знание сообщения информации обследуемому о нем самом, чуткость к действиям, которые непроизвольно имели возможность бы нанести вред обследуемому, свойство трактовать взятую данные и другое.

Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: