Научная теория: структура, основания, типология и функции

методы и Методология научного познания

Структура научной теории:

1) эмпирический базис, что содержит данные и основные факты, и результаты их несложной логико-математической обработки;

2) теоретический базис, включающий главные допущения, аксиомы, постулаты, принципы и фундаментальные законы;

3) логический аппарат, содержащий правила определения вторичных понятий и логические правила вывода следствий (либо теорем) из теорем, и производных, либо неосновных, законов из основных законов;

4) возможно утверждения теории и допустимые следствия.

Основания научной теории — совокупность допущений и принципов теоретического и эмпирического характера, каковые определяют содержание научной теории. В первую очередь, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее личная аксиоматика, 2) общенаучная либо заимствованная у других основных наук совокупность принципов и законов, 3) философские основания (онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические понятия и правила философии). Все указанные виды оснований образуют неспециализированный базис научной теории, ограничивая и регулируя ее содержание, так сообщить, «сверху». Помимо этого, наиболее значимым видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», есть множество утверждений ее эмпирического базиса, накапливающих в себе соответствующие результаты экспериментов и наблюдений.

Функции научной теории:

1.Теория обязана разбирать, классифицировать и систематизировать фрагменты и многочисленные факты научных знаний. В этих целях она приводит разрозненные и изолированные факты и знания в логическую связь, а основное — пытается вывести их по дедуктивным правилам из неспециализированных посылок, которыми помогают аксиомы, главные эмпирические и теоретические законы науки. Совершенным для систематизации знаний и построения теорий в математике и правильных науках есть, как мы знаем, аксиоматический способ, что в первый раз был использован древнегреческим математиком Евклидом для систематического построения элементарной геометрии. В соответствии с этому способу, все знание, содержащееся в теории, должно быть выведено чисто логически из маленького числа исходных посылок, каковые именуются теоремами либо постулатами теории. Все остальные утверждения, именуемые теоремами, должны быть доказаны, т.е. логически выведены из теорем. Сами же теоремы принимаются без доказательства.

Разумеется, что таковой идеал ни при каких обстоятельствах не может быть достигнут в теориях, каковые опираются на наблюдения, опыты и эмпирические факты. опыт и Новые наблюдения, и практика предоставляют ученым новые факты, каковые вынуждают их пересматривать прошлые обобщения, принципы и законы. Однако само рвение к такому идеалу заставляет искать логическую связь между разными по собственной общности суждениями теории, в следствии чего главное содержание теории оказывается возможно вывести из предельного количества теорем, фундаментальных законов и принципов теории. Установление логической связи между различными фактами, их законами и обобщениями придает теории совокупностейный темперамент. Иначе говоря как раз в рамках законченной теории достигается целостное, единое, системное представление об изучаемой области науки.

2.Теория с ее законами и понятиями помогает для истолкования, понимания и объяснения конкретных фактов действительности. Подобно тому, как дом строится из кирпичей, так и наука появляется из фактов. Но так же как груда кирпичей не воображает строения, так и наука не есть несложным комплектом разнообразных фактов. Факты нужно осмыслить и истолковать посредством теории. В свое время справедливо было увидено, что факты заставляют говорить посредством мысли. Для этого нет ничего лучшего, чемтеория. Дабы растолковать факт, нужно подвести его под некую неспециализированную посылку, из которой он выводится как логическое следствие. Ясно, что убедительность объяснения будет зависеть от характера посылок.

3.Теория оказывает помощь предвещать новые результаты и тем самым прогнозирует будущее развитие событий. Эта ее функция является самая ценной с практической и научной точки зрения. Если бы теория ограничивалась объяснением и простым описанием уже известных фактов, то она мало чем имела возможность бы оказать помощь при принятии конкретных практических ответов. Теоретическое знание преобразовывается в настоящую силу тогда, в то время, когда позволяет предвидеть будущее. Теории, опирающиеся на законы, разрешающие выразить связи между явлениями в правильной количественной форме, дают более качественные предсказания, чем дескриптивные, описательные, теории.

20. Субъект, объкт и предмет в гуманитарном познании.

Все научные теории, как и науки в целом, смогут классифицироваться в первую очередь по предмету изучения, т.е. той области действительного мира, которую они изучают. По этому основанию мы различаем, с одной стороны, теории, отображающие закономерности окружающего и объективные свойства нас мира: физические, биологические, социальные и другие теории. В отечественной философской литературе такая классификация связывается с тем, что естественные и социально-экономические науки изучают разные либо взаимосвязанные формы перемещения материи. Иначе, существует много наук и теорий, каковые ставят перед собой цель изучение субъективной действительности, т.е. мира отечественного сознания, эмоций, чувств, мыслей, идей. К ним относятся психология, логика, педагогика и другие науки. Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. В социально-гуманитарных науках воплощаются неспециализированные закономерности, каковые принимают своеобразную форму. К числу таких неспециализированных закономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «субъект» и «предмет» познания. В следствии их сотрудничества обеспечиваются возможности науки как специальной деятельности, ориентированной на получение подлинного знания. Под объектом понимается тот фрагмент действительности, объективной либо мысленной, на изучение которой направлено научное познание. К примеру, таким объектом смогут быть деятельность страны либо ценности общества, коммуникационные процессы. Но лишь весьма ограниченный в собственных пределах объект может стать предметом изучения в социально гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» всецело в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой есть изменение объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными способами и целями идеализации. Отношения субъекта к объекту возможно назвать отношением ученого и изучаемою им объекта. Понятие предмет возможно использовано для выражения совокупности законов, характерных данному объекту (к примеру, предмет диалектики — общие законы развития). По мере развития знаний об объекте раскрываются новые его связи и стороны, каковые становятся предметом познания. Разные науки об одном и том же объекте имеют разные предметы познания (к примеру, анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — заболевания и т.п.). Предмет познания возможно материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) либо совершенным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом замысле различие объекта и предмета довольно и пребывает в том, что в предмет входят только главные, самые существенные (с позиций данного изучения) свойства и показатели объекта.

А 1.12 Что такое эмпирическое знание? — Философия науки для аспирантов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: