Научное и вненаучное (внерациональное) знание. критерии научности.

Естественнонаучная и гуманитарная культура. Специфика естественнонаучной и гуманитарной, культуры: взаимоотношения, различия.

Ответ: Связь естественнонаучной и гуманитарной культур содержится в следующем:

• имеют неспециализированную культурную базу;

• являются основополагающими элементами единой совокупности знаний;

• являются высшую форму людских знаний;

• взаимно координируют в историко-культурном ходе;

• стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук

Между естественным и гуманитарным познанием существуют большие различия. Первое ориентировано на повторяющееся, общее, универсальное, а гуманитарное – на особое, конкретное, неповторимое.

Религия на ранних стадиях собственного существования была нераздельно связана с медициной, с познавательной деятельностью человека. Её отделение, довольно независимое существование есть следствием развития общества.

В философии понятию науки отводится одно из самых ответственных мест, т.к. наука – это главная форма познания окружающего мира.

И искусство и наука познают мир. Разны только формы отражения. Мастерство отражает мир в образной форме, наука — в понятиях, законах, категориях. В науке итог познания — закон — инвариантен по отношению к людской познанию. В мастерстве окончательный итог личен

Классификация наук. естествознания истории и Периодизация науки.

Кедров создал самая полную классификацию наук. Кедров поделил всю реальность на человека и природу. В человеке он выделил мышление и общество. Науки о природе – естественные, об обществе – социальные, и о мышлении — философские.

Естествознание показалось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием мореплавания и торговли началось развитие географии, и астрономии, нужной для навигации, а с развитием техники— развитие физики, химии.

В случае если под наукой осознавать деятельность по обработке и получению знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде, в каменном веке, т.е. около 2 млн лет назад, в случае если науку принимаем как форму публичного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее происхождения — Старая Греция, V в. до н.э.; наука как социальный университет — Новое время XVI-XVII вв., в то время, когда показались работы И.Кеплера, Г.Галилея, И.Ньютона; наука как совокупность ретрансляции знаний, как интеграция исследовательской деятельности и образования — середина XIX в., это связано с деятельностью германских естествоиспытателей В.Гумбольта, Ю.Либиха и др.; и наконец в случае если вычислять науку яркой производительной силой общества, то время происхождения — вторая добрая половина XX в.

Научное и вненаучное (внерациональное) знание. Критерии научности.

Отличительный показатель научного знания по сравнению с другим, вненаучным — это его непосредственная связь и теоретический характер с опытом, при помощи которого оно проверяется на истинность либо ложность. Цель науки связана с получением новых, точных знаний о действительности, каковые обрисовывают, растолковывают либо предвещают ее явления и процессы.

Наравне с научными знаниями существуют и вненаучные. К ним относят, к примеру, обыденные знания, нужные в повседневном мире и связанные с удовлетворением естественных потребностей человека в пище, тепле, отдыхе и пр. Эстетические знания отличаются от научных отсутствием доказательности и аргументированности. Религиозные, мистические, эзотерические знания кроме этого не являются научными, потому, что не имеют однозначного эмпирического подтверждения.

Критерии научности — совокупность показателей, специфицирующих научное знание; ряд условий, которым наука обязана удовлетворять.

1. Истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (догадки); жёсткое ядро науки — непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки — вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, быть может, не совсем. Лишь ядро образовано из подлинного знания, но и ядро претерпевает трансформации (научные революции). Полного подлинного знания в науке не существует.

2. Проблемность: наука — попытка ответа проблемных обстановок.

3. Обоснованность. Запрещено абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, каковые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример — происхождение квантовой механики).

4. Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, в случае если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

5. Системность: научное знание должно быть логически организовано.

6. Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться.

Рассмотренные параметры являются совершенными нормами, они не обрисовывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих параметров нереально, это только рвение.

ЕГЭ 2016: Научное познание.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: