Научное познание. критерии науки

Дать определение науки достаточно сложно. Имеется большое количество подходов к определению науки. Но, имея бессчётные определения, наука выступает в трех главных ипостасях. Она понимается или как форма деятельности, или как совокупность либо совокупность дисциплинарных знаний, и как социальный университет. В первом случае наука предстает как особенный метод деятельности, направленный на практически выверенное и логически упорядоченное познание процессов и предметов окружающей действительности.

Во втором истолковании, в то время, когда наука выступает как совокупность знаний, отвечающих параметрам объективности, адекватности, истинности, научное знание пробует обеспечить себе территорию автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. То, для чего армии ученых тратят собственные жизни и кладут собственные головы, имеется истина, она превыше всего, она имеется конституирующий науку основная ценность и элемент науки.

Третье, институциональное, познание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы публичного сознания. Наука как социальный университет, которая связана с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную совокупность связей между научными организациями, участниками научного сообщества, совокупность ценностей и норм. Но то, что она есть университетом, в котором десятки а также много тысяч людей нашли собственную профессию, — итог недавнего развития. Лишь в XX в. профессия ученого делается аналогичной по значению с профессией законника и церковника.

Так, главные стороны бытия науки — это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых, итог этого процесса, т.е. объединение взятых знаний в целостную, развивающуюся органическую совокупность (а не простое их суммирование); в-третьих — социальный университет со всей собственной инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; опытные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, совокупность научной информации, разного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых, особенная область людской деятельности и наиболее значимый элемент (сторона) культуры.

Научная деятельность отличается от легко деятельности по определенным параметрам. Разглядим главные изюминки научного познания, либо критерии научности.

1. Главная задача науки — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (публичных), законов самого познания, мышления и др. Из этого ориентация изучения в основном на неспециализированные, значительные особенности предмета, его нужные их выражение и характеристики в совокупности абстракции, в форме идеализированных объектов. В случае если этого нет, то нет и науки, потому что само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это главный показатель науки, главная ее особенность.

2. На базе развития законов и знания функционирования исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью предстоящего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, каковые смогут стать предметом практического освоения в будущем, есть ответственной отличительной чертой научного познания.

3. Значительным показателем научного познания есть его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических правил, каковые и объединяют отдельные знания в целостную органическую совокупность.

4. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это указывает, что в ней изучение объектов, обнаружение их специфики, связей и свойств постоянно сопровождается — в той либо другой мере — осознанием приёмов и методов, при помощи которых исследуются эти объекты.

5. Яркая цель и верховная сокровище научного познания — объективная истина, постигаемая в основном методами и рациональными средствами, но, очевидно, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Из этого характерная черта научного познания — объективность, устранение не свойственных предмету изучения субъективистских моментов для реализации чистоты его рассмотрения.

6. Научное познание имеется сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся совокупность понятий, теорий, догадок, законов и других совершенных форм, закрепленных в языке — естественном либо (что более характерно) неестественном: математическая символика, химические формулы и т.п. Научное знание не просто фиксирует собственные элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на собственной базе, формирует их в соответствии со принципами и своими нормами. Процесс постоянного самообновления наукой собственного концептуального арсенала — ответственный показатель (критерий) научности.

7. В ходе научного познания используются такие своеобразные материальные средства, как устройства, инструменты, второе так именуемое научное оборудование, обычно сверхсложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Помимо этого, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно применение для изучения собственных объектов и самой себя таких методов (и) идеальных духовных средств, как современная логика, математические способы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и методы и другие приёмы (см. об этом ниже).

8. Научному познанию свойственны строгая доказательность, обоснованность взятых результатов, достоверность выводов. Вместе с тем тут много догадок, предположений, догадок, вероятностных суждений и т.направляться. Вот из-за чего тут наиболее значимое значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование собственного мышления, умение верно использовать его принципы и законы.

Обществознание. человек и Общество: Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: