Наука как социальный институт

Введение

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Воображая собой конкретную совокупность (а не несложную сумму) знаний, она вместе с тем имеется необычная форма духовного производства и своеобразный социальный университет, имеющий собственные организационные формы.

Наука как социальный университет – это особенная, довольно независимая форму публичного сознания и сферу людской деятельности, выступающий как исторический продукт долгого развития людской цивилизации, духовной культуры, выработавший собственные типы общения, сотрудничества людей, формы разделения нормы сознания и исследовательского труда ученых.

социальная наука и Социальная философия

К настоящему времени сложился большой комплекс наук, каковые принято именовать социальными. Сейчас значение и роль публичных наук общепризнанны. Более того, развитие социально-научного знания — характерная примета отечественных дней. Его состоятельность не оспаривается. Но в свое время потребовался настоящий переворот в научном мышлении чтобы знание об обществе произошло, причем как знание, отвечающее требованиям научности. Данный переворот происходил начиная с XIII в. и завершился лишь в ХХ в., в то время, когда знание об обществе совсем утвердилось в качестве научно правомерного.

Разумеется, что в социальных науках объективность так же нужна, как в естественных. Но разумеется да и то, что на деле достигнуть значительно тяжелее. Столь же серьёзна установка на интеллектуальную честность, которая со временем Р.Декарта определяет всякое изучение, претендующее на статус научности. Наконец, в публичных науках только серьёзен выбор верного способа, разрешающего избегнуть произвольных либо заведомо желаемых выводов. В арсенале научного обществознания на сегодня таких способов накоплено достаточно большое количество.

Вместе с тем из всего многообразия публичной судьбе наука может целенаправленно выделять определенный нюанс — экономический, политический, социальный, культурный и т.д. В этом случае выделяется подсистемы и определённая система общества, ее составляющие. Со своей стороны системный подход, в большинстве случаев, дополняется структурным и функциональным. Научному подходу к социальной действительности помогают кроме этого способы социальной статистики, разрешающие распознать и зафиксировать определенный регулярности проявлений публичной судьбе в разных сферах.

С учетом сообщённого возможно сделать вывод, что социальные науки Сейчас — это огромное разнообразие научных дисциплин, накопивших богатейший опыт изучения публичных процессов. Появляется вопрос: в каком отношении к социальным наукам стоит социальная философия? Ответ не него предполагает пара факторов. Во-первых, социальная философия пытается не только обозревать публичную судьбу в ее целом, но и найти суть существования публичных общества и институтов как такового. Во-вторых, в рамках социальной философии одной из наиболее значимых есть общества отношения и проблема личности, поставленная в первую очередь в общем замысле, т.е. в известной независимости от конкретных типов публичной организации. В-третьих, социальная философия вспоминает над онтологическими основаниями публичной судьбе, т.е. исследует условия, при которых общество сохраняет собственную целостность, не рассыпается на изолированные части либо на совокупность не связанных никакой общностью индивидов. В-четвертых, в рамках социальной философии осмысливается методика научного познания публичной судьбе, обобщается опыт публичных наук. По этим параметрам философское знание об обществе отличается от фактически научного.

Наука как социальный университет

Социальный университет – регулирования и историческая форма организации публичной судьбе. Посредством соц. университетов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность, их поведение в обществе, обеспечивается устойчивость публичной судьбе, осуществляется интеграция отношений и действий индивидов, достигается сплоченность соц. слоёв и групп. Соц. университеты в сфере культуры включают науку, мастерство и др.

Наука как соц. университет – сфера чел. деятельности, целью которой явл. изучение процессов и предметов природы, мышления и общества, их закономерностей и свойств отношений; одна из форм общ. сознания.

Не относится к науке обыденный житейский опыт – знания, полученные на базе практической деятельности и простого наблюдения, не идущее дальше процессов и простого описания фактов, обнаружения чисто внешних их сторон.

Наука как социальный университет на всех его уровнях (и научного сообщества и коллектива в мировом масштабе) предполагает существование ценностей и норм, необходимых для людей науки (плагиаторы изгоняются).

Говоря о современной науке в её сотрудничествами с разными сферами общества и жизни человека, возможно выделить три группы делаемых её социальных функций: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как яркой производительной силы и 3) её функции как социальной силы, которая связана с тем. что методы и научные знания сейчас всё шире употребляются при ответе самых разных неприятностей, появляющихся на протяжении публичного развития.

Серьёзной стороной превращения науки в производительную силу явилось упорядочение и создание постоянных каналов для применения на практике научных знаний, появление таких отраслей деятельности как разработки и прикладные исследования, создание сетей научно-технической информации и др. Причём за индустрией такие каналы появляются и в других отраслях материального производства а также за его пределами. Всё это влечёт за собой большие последствия и для науки и для практики. Ответственны функции науки как социальной силы в ответе мировых проблем современности.

Возрастающая роль науки в публичной судьбе породила её особенный статус в современной культуре и новые черты её сотрудничества с разными слоями публичного сознания. в данной связи остро делается неприятность изюминок соотношения и научного познания с другими формами познавательной деятельности. Эта неприятность в также время имеет громадную практическую значимость. Осмысление специфики науки есть нужной предпосылкой внедрения научных способов в управление культурными процессами. Оно нужно и для построения теории управления самой наукой в условиях развития НТР потому, что выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной его взаимодействия и обусловленности с разными феноменами материальной культуры и духовной.

Взаимоотношения науки как общества и социального института имеет двусторонний темперамент: наука приобретает помощь со стороны общества и, со своей стороны, дает обществу то, что нужно для прогрессивного развития последнего.

Являясь формой духовной деятельности людей, наука направлена на производство знаний о природе, самом познании и обществе, яркой собственной целью она ставит открытие и постижение истины объективных законов человеческого и природного мира на базе обобщения настоящих фактов. Социокультурными изюминками научной деятельности являются:

— универсальность (общезначимость и «общекультурность»),

— уникальность (инновационные структуры, создаваемые научной деятельностью, неповторимы, необыкновенны, невоспроизводимы),

— нестоимостная производительность (творческим действиям научного сообщества нереально приписать стоимостных эквивалентов),

— персонифицированность (как и всякое свободное духовное производство, научная деятельность неизменно личностна, а приемы ее личны),

— дисциплинированность (научная деятельность регулируется и дисциплинируется как научное изучение),

— демократизм (научная деятельность немыслима вне свободомыслия и критики),

— коммунальность (научное творчество имеется сотворчество, научное знание кристаллизуется в разнообразных контекстах общения – партнерстве, диалоге, дискуссии и т.д.).

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся совокупность знаний о его законах. Вместе с тем наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), каковые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По методам и предмету познания возможно выделить науки о природе (естествознание – химия, физика, биология и др.), науки об обществе (история, социология, политология и др.), отдельную группу составляют технические науки. В зависимости от специфики изучаемого объекта принято подразделять науки на естественные, социально-гуманитарные и технические. Естественные науки отражают природу, социально-гуманитарные – жизнедеятельность человека, а технические — «неестественный мир» как своеобразный итог действия человека на природу. Вероятно использование и других параметров для классификации науки (к примеру, по собственной «удаленности» от практической деятельности науки разделяют на фундаментальные, где нет прямой ориентации на практику, и прикладные, конкретно использующие результаты научного познания для ответа производственных и социально-практических неприятностей.)[94] К тому же, границы между научными дисциплинами и отдельными науками условны и подвижны.

2.1 Социальный университет науки как научное производство

Особенно характерно такое представление о социальном университете науки для ростовских философов. Так, М.М. Карпов, М.К. Петров, А.В. Потемкин исходят из того, что «выяснение внутренней структуры науки как социального университета, вычленение тех кирпичей, из которых сложен ?храм науки?, существования законов и изучение связи ее структурных элементов делается на данный момент злобой дня». В уровень качества «кирпичей» рассматриваются наиболее значимые стороны научного производства, начиная от дискуссии неприятности происхождения науки и заканчивая изюминками современных требований к совокупности подготовки научных кадров.

И.М. Орешников склонен отождествлять понятие «социальный университет» с понятием «научное производство». Согласно его точке зрения, «публичные науки — это социальный университет, назначением которого есть познание явлений и законов социальной действительности (производство социально-экономических и политических знаний), распространение этих знаний среди участников общества, ведение борьбы с буржуазной идеологией и любыми ее проявлениями, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, нужных для развития самой науки и для потребностей социальной судьбе». Однако здесь речь заходит, по сути дела об институциональном изучении научного производства, а не о социальном университете науки. Очень близкую позицию занимает А.В. Ужогов, для которого социальный университет — это научное производство («производство идей»).

У всех названных исследователей термин «социальный университет» не носит специального характера, а наоборот, подменяет в один момент пара категорий абстракций и исторического материализма системного способа. В этом главный недочёт потребления термина «социальный университет» как синонима научного производства.

2.2 Социальный университет науки как совокупность учреждений

самый продуктивным представляется как раз такое познание социального университета. В этом значении этот термин употребляет В.А. Конев. Так понятие социального университета (через понятие социального управления) включается в совокупность категорий исторического материализма. К подобному выводу приходит, по-видимому, и В.Ж. Келле. Говоря о «социальном университете», «совокупности организации науки», он именует их учреждениями.

Социальный университет — это функционально единая совокупность учреждений, организующая ту либо иную совокупность взаимоотношений социального управления, надзора и контроля. Социальный университет науки — это совокупность учреждений, организующая и обслуживающая производство и трансляцию научного знания, и воспроизводство научных кадров и обмен деятельностью между другими отраслями и наукой публичного производства. Социальный университет науки в этом случае есть социальной формой существования взаимоотношений управления в научном производстве.

В ходе производства научных знаний, их трансляции и многообразного применения на практике участники научного производства вступают в отношения совместной деятельности, нуждающиеся в организующем начале.

Научное учреждение, как и всякое второе учреждение, характеризуется в первую очередь наличием постоянного и оплачиваемого штата (не путать с ассоциацией, группой, коллективом) со характерным ему служебной иерархией и разделением функций, и определенным правовым статусом. (Громадный знаток этого дела, Остап Бендер, создавая копыта и «свою контору Рога», учел, кстати, прежде всего эти события — создав штат и повесив вывеску, он организовал тем самым учреждение.)

По мере профессионализации научной деятельности организационные формы науки покупают экономическое и идеологическое содержание, преобразовываются в разветвленную совокупность учреждений, которую мы и именуем социальным университетом науки.

Наука как деятельность, социальный институт и система знаний


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: