Наука в духовной культуре общества

Наука постоянно занимала одно из наиболее значимых мест в совокупности культуры. По мере развития цивилизации роль науки в ней возрастает. На данный момент научные знания способны влиять и на природу, и на общество. В следствии научных открытий претерпевает изменение структура общества, а следом – и будущее поколений. Наука, с одной стороны, стимулирует развитие культуры, а с другой – сама зависит от культуры и состояния общества. Широк спектр оценок места науки в культуре. Наука участвует

в общецивилизованном ходе как форма повседневности, как настоящая практика производства «человеческого» в культуре. Наука занимается не только производством знания, но и совершенствованием субъекта, талантливого искать истину. Не обращая внимания на то, что теория культуры – довольно новая наука, она прочно завоевала статус междисциплинарного поля изучения, в которое вносят вклад различные дисциплины: философия, антропология, социология, история, педагогика, психология, языкознание, искусствоведение. Претерпевают трансформации разные феномены культуры, и в первую очередь наука. Возможно на конкретных примерах уловить культуры и взаимосвязь науки. остальные и Передача науки ее процессы (открытие, использование) неосуществимы без для того чтобы элемента культуры, как коммуникации. Так, неотъемлемым атрибутом научного и художественного творчества есть симметрия. Медицина занимается изучением парной деятельности полушарий головного мозга, физика разглядывает симметрию в качестве системного принципа при классификации элементарных частиц, в геологии она употребляется для изучения Почвы, а в архитектуре – как серьёзное композиционно-ясное средство. На фоне развернувшейся научной революции наука несет во все сферы отечественной деятельности не только хорошие последствия. Это подтверждается созданием отравляющих веществ. Человечество создало ядерное оружие, талантливое стереть с лица земли всю планету. Из этого появляется необходимость контролирования развития науки со стороны общества, что выражается в призывах к гуманизации

науки. Ставятся мировые проблемы (в первую очередь экологические) разрабатываются неприятности гуманизма. Представляется занимательным понятие «квазинаука» – форма, которую принимает наука в условиях иерархически организованного научного общества. Квазинауку возможно определитькак некое учение, которое отрицает подобную мировую науку и есть орудием, разрешающим какой-либо группе ученых удерживать либо захватывать власть в научном сообществе. Помимо этого, существует «лженаука». Значительно чаще она делается уделом любителей и представляет собой некое учение, находящееся с подобной по заглавию всемирный наукой в состоянии обоюдного отрицания. Возможно заявить, что за период своего существования с Нового времени и до наших дней наука была изменена. От достаточно благоговейного отношения и бескорыстного любопытства к природе наука перешла к активным, а довольно часто агрессивным формам познания, превратилась в настоящую производственную силу и получила главное значение в культуре и познании по большому счету. Само собой разумеется, эти процессы далеко не однозначные, смогут быть по – различному трактованы и оценены: то, как только хорошие для человека и культуры, то, как полностью отрицательные, то, как объективно нужные и исходя из этого неизбежные, соответственно не могущие быть поставленными в ценностно-нравственный контекст людской бытия. Но как бы мы не относились к содержанию этих процессов, они настоящи, протекают в науке и тем самым есть моментом совокупного публичного развития. Современное восприятие проблематики ценностного подхода к науке сильно зависит от философии, отношения к ней людей. Чем выше культурный уровень человека, тем острее он осознаёт полезность науки. Одновременно с этим сама наука формирует культурную «ауру» человечества. Глубочайший интерес к неизведанному из века в век ведет человека по пути великих открытий. Возможно заявить, что культура – это наука, а наука это культура. Чем более развита наука, тем культурнее общество, а чем культурнее общество, тем более развита наука.

1.2. Неспециализированная классификация наук

Изучение разных сторон науки ведется целым рядом ее

специальных отраслей: логика науки, история науки,

социология науки, психология научного творчества и т. д. Познание

всех этих бессчётных качеств науки именуется

науковедением.

Науки принято подразделять на фундаментальные и

прикладные – по их направленности и по яркому

отношению к практике.

Посредством основных наук познают законы,

управляющие взаимодействием и поведением базовых структур

природы, мышления и общества.

Фундаментальные науки – астрономия, физика, химия. Задачей

прикладных наук есть использование результатов

фундаментальных наук для ответа не только познавательных, но и

социально-практических неприятностей. К практическим прикладным

наукам относится физика металлов и полупроводников.

В соответствии с классификацией разделяют науки правильные и

гуманитарные. В большинстве случаев под правильными науками, снабжающими

технологическое развитие цивилизации, понимаются математика,

физика, информатика. Эти дисциплины основываются на моделях,

но они прекрасно попадают в соответствующие предметные области.

Не смотря на то, что не сильный стороной правильных наук есть то, что модель,

которую возможно математически либо экспериментально изучить, не

постоянно соответствует действительности.

Гуманитарные науки изучают человека, общество около него.

Гуманитарное знание, потому, что оно не исходит из

ограниченного количества теорем, в значительной степени

основывается на эмоциях (к примеру, на эмоции красивого),

имеет собственную своеобразную область изучения. Современная

наука включает около 15 тыс. дисциплин.

Разглядим главные области научного знания.

К философским наукам относятся – онтология, гносеология,

логика, социология (неспециализированная), этика, эстетика, история философии.

В социальные науки входят – история, археология, этнография,

экономическая география, статистики экономические, юридические

науки, искусствоведение, языкознание, психология, педагогика.

К математическим наукам относятся – математика,

математическая логика, практическая математика (включая

кибернетику).

К естественным и техническим наукам принадлежат механика,

астрономия, астрофизика, физика, физическая химия, химия,

геохимия, геология, география, биохимия, биология, физиология

человека, антропология, прикладная механика, космонавтика,

техническая физика, горное дело, сельскохозяйственные науки,

медицина.

1.3. практика и Наука как единая совокупность

практики и Единство науки конкретно проявляется в том,

что во-первых, и практическая, и научная деятельность реализует13

одну и ту же функцию, а во-вторых, взаимодействуя, они

составляют единую совокупность. Разглядим более детально эту

совокупность, ее состав, функции и структуру.

Любая наука изучает тот либо другой участок либо нюанс

действительности, и исходя из этого как раз о действительности обязана

идти обращение, в случае если ставится задача раскрыть последовательность и

совокупность действий, воплощающих связь познания и его

объекта. Это и будет исходным пунктом цикла, объединяющим

практику и науку в данной области. С ним соотнесены такие реалии,

как знания, способы действительности, закономерности, правила.

Основной исходный элемент совокупности – сама практика либо

практическая деятельность. Они соотносятся как зеркало и лицо.

Действительность как объект научного анализа. Наука, отражающая

объективную действительность, выделяет в ней собственные объекты изучения,

разглядывая их через призму организованных в данной науке

понятий. Так, к примеру, физическую действительность направляться отличать

от объективной. Физическая действительность характеризует объективно-

настоящий мир при помощи совокупности теоретико-физических

принципов и понятий. Объективная же действительность ни от каких

физических теорий не зависит.

В поле зрения той либо другой науки особым объектом

анализа делается лишь то, что включено в ее деятельность.

К примеру, педагогическую реальность (либо педагогическую

действительность) возможно выяснить как реальность, забранную для

научного рассмотрения в нюансе педагогической деятельности.

Возможно сообщить в противном случае: эта та часть действительности, которая

включена в педагогическую деятельность. Исходным пунктом

построения совокупности связи педагогической практики и науки будет

педагогическая реальность. Дабы научно проанализировать

реальность, необходимо сперва ее обрисовать. Нереально

конкретно в «живом» виде принять в науку какой-либо объект

действительности, как нельзя сорвать ветку с дерева, продемонстрированную на

телеэкране. Изображение дерева сперва «записывается» в

телестудии, иными словами, кодируется в совокупности электронных

импульсов. Подобным образом нужно средствами языка науки

закодировать отражение в ней объекта, дабы возможно было с ним

трудиться.

Первый ход – описание. Так, возможно утверждать, что

первым шагом построения отечественной совокупности будет описание

избранной нами педагогической действительности, включающее в

себя отображения и результаты наблюдения (а также первичное

обобщение) образовательной практики. Подобное описание

именуют эмпирическим, потому, что оно содержит знание фактов,

дешёвых измерению и непосредственному наблюдению. Состав

его многообразен. В него смогут войти каждые знания, отражающие

какие-либо элементы педагогической действительности, к примеру

знания о психологических процессах, протекающих в условиях

педагогической деятельности и т. п. Такое знание возможно кроме того

теоретическим по отношению к собственному предмету данной

науки (в отечественном примере – психологии), не смотря на то, что по отношению к нашей

совокупности, и отражая многообразие конкретных черт

педагогической действительности, оно остается эмпирическим.

Второй ход – закономерности и теория.

Обращаясь к нашему примеру, касающемуся педагогической

науки, напомним, что не хватает , что происходит в

образовательных учреждениях. Нужно отыскать глубинные

основания педагогической деятельности, распознать ее сущность

педагогической действительности, раскрыть действующие в ней

закономерности.

В случае если учитель не прибыл в образовательное учреждение,

тогда педагогические закономерности в отношении него не

проявятся. Но если он приступил к занятиям, он неизбежно вступает15

в совокупность педагогических взаимоотношений. В педагогике распознан и

сформулирован последовательность неспециализированных закономерных связей, существующих в

педагогической деятельности. К ним относятся, к примеру,

сотрудничество ученика и преподавателя в ходе обучения, без

которой нет самого процесса, сообщение содержательной и

процессуальной сторон обучения. Из частных закономерностей

возможно упомянуть сформулированную в методике обучения

зарубежным языкам: соотнесенность языковых совокупностей родного и

зарубежного языков во сотрудничестве ученика и преподавателя.

Это как раз закономерность, потому, что такая соотнесенность

существует независимо от намерений того либо другого. Но

закономерность не всегда удается удачно распознать и

сформулировать. К примеру, такие, постулируемые время от времени как

закономерные, свойства педагогического процесса, как его

«соответствие и целостность возрастным изюминкам обучающихся»,

в действительности закономерными вычислять запрещено, потому, что они лежат

не в области сущего, а в сфере должного. Их еще необходимо установить,

растолковать и целенаправленно поддерживать. Создание научно

воспитания и обоснованных систем обучения, новых способов и

учебных материалов вероятно на базе познания сущности

педагогических явлений на протяжении теоретических изучений. Лишь

на данной базе возможно осуществить опережающее отражение

педагогической действительности, обеспечить влияние науки на

практику. От науки во многих случаях требуется создать новое,

то, чего нет в опыте практической деятельности. К примеру,

выдвинутый и обоснованный Я.А. Коменским принцип наглядности

опережал современную ему практику обучения; он не имел возможности бы

показаться в следствии несложного обобщения опыта средневековой

школы. В наши дни необходимость развития у обучающихся умения

самостоятельно пополнять собственные знания настойчиво попросила от

педагогической науки разработки и теоретического обоснования

методов обучения и такого содержания, каковые разрешали

вырабатывать такое умение.

Третий ход – правила. Так мы подошли к пределу перехода от

отображения сущего к разработке норм должного, т. е. от научно-

теоретической функции к конструктивно-технической. Данный переход

осуществляется на самом высоком уровне теоретического обобщения и

выступает как перемещение от закономерностей к нормативным

обобщениям самый высокого ранга – к правилам педагогической

деятельности. В логическом смысле принцип – это центральное

понятие, воображающее собой распространение и обобщение

какого-либо положения на все явления той области, из которой

этот принцип абстрагирован. Второй суть термина – принцип

действия, под которым подразумевается, к примеру, этическая

норма. Как раз второй суть подходит для педагогики по

следующим основаниям. Эта наука имеет дело с деятельностью и

обязана в конечном итоге давать нормативное знание, предписывать,

как направляться эту деятельность строить, осуществлять и

совершенствовать. Педагогические, в частности дидактические,

правила – это правила деятельности, воображающие собой

самоё общее нормативное знание, которое педагогика приобретает,

в то время, когда она реализует собственную конструктивно-техническую функцию.

Это – самые общие указания относительно того, как необходимо

функционировать, дабы добиться желаемых результатов, чем они

отличаются от тех правил, каковые формируются, к примеру,

психологами и физиками.

Так, принцип наглядности в педагогике свидетельствует, что направляться

использовать в обучении средства наглядности. Дабы

сформулировать принцип, необходимо владеть многими знаниями.

Теоретической базой для выработки норм деятельности помогают

закономерности, каковые сами по себе никаких указаний не

содержат. Связь между теми и другими устанавливается не методом17

логических операций, а в ходе научного обоснования практики.

В закономерностях в неявном виде заложена ориентация на неспециализированное

направление разработки правилами. Сами же правила создаются

с учетом факторов и условий, определяющих конкретные формы

обучения и воспитания. Они объективно обусловлены состоянием

образовательной сферы в этот период и появляющимися в

обществе требованиями к образованию. Одновременно с этим в отличие от

закономерностей, они имеют субъективную сторону в том смысле,

что осуществление правилами не обязательно для учителя.

Он может, к примеру, не реализовать принцип наглядности, от этого

процесс обучения не провалится сквозь землю, не смотря на то, что станет менее действенным. В

правилах содержится знание о том, что не существует без отечественных

упрочнений. К примеру, воспитания и единство обучения не

устанавливается само собой машинально. Положение о таком

единстве формируется как дидактический принцип (а не

закономерность) как раз вследствие того что нужна особая

целенаправленная работа учителей-теоретиков, составителей

учебных материалов, чтобысделать обучение воспитывающим.

Прямое приближение к практике начинается с правил. Они

стоят в одном последовательности с закономерностями, но логически из них

выводятся. Чтобы правила были содержательными и

вправду являлись вехой на пути от теории к практике,

нужно не считая закономерностей применять другие

многообразные знания. Необходимо учитывать цели образования,

конкретные условия, в которых протекает педагогический процесс,

возрастные и другие особенности обучающихся, специфику

преподаваемой дисциплины и другое. Все это учесть возможно

только на протяжении особой исследовательской работы.

Так, возможно утверждать, что переход от

закономерностей к правилам и тем самым от одной функции

педагогической науки к второй может осуществляться не

при помощи логических преобразований, а через

исследовательскую деятельность. Наряду с этим знание педагогических

закономерностей не есть лишним. Какие конкретно бы другие знания не

включались в изучение, закономерность остается базой в

переходе от отображения к конструированию.

Закономерности и правила являются главными ориентирами в

этом переходе и являются структурными элементами совокупности связи

практики и педагогической науки.

Четвертый ход – возвращение к практике: методическая

совокупность, проект.

По мере предстоящего приближения к практике все обрисованные

выше элементы выстраиваются в методической совокупности,

являющейся нормативное отображение определенного

участка педагогической действительности, к примеру преподавания

истории либо эстетики. В данной совокупности расположены знания различной

степени общности — от общих принципов воспитания и обучения до

конкретных приемов обучения какому-либо предмету либо

воспитания.

Методическая совокупность после этого конкретизируется в проекте данной

деятельности. В случае если речь заходит об обучении, эта программа

преподавания конкретных предметов и те материалы, в которых эти

программы находят собственный воплощение: книжки, сборники задач,

книги для чтения, наглядные пособия, технические средства

обучения и т. п. Они смогут проверяться на практике на протяжении умелой

работы. Такие материалы – предпоследнее звено в совокупности,

охватывающей практику и науку в их единстве. В них заключены

в полной мере конкретные указания к деятельности учителя и

ученика. Одновременно с этим они являются частью и средством данной

деятельности. Это конечный итог научной работы и

одновременно – начальный пункт практической деятельности.

Пятый ход. Последний элемент совокупности. конец и Начало19

совокупности совмещаются в работе учителя-практика

создающего новую педагогическую реальность. Эта

реальность снова делается объектом изучения:

наблюдения, описания, теоретического анализа, в следствии

которого выявляются новые закономерности, конкретизируются и

пополняются ранее полученные знания. Уточняются правила

воспитания и обучения, формируются новые правила,

разрабатываются советы, создаются новые проектыи т. д.

практики и Связь науки в движении.

практики связи и Система науки существует не в виде

застывшей схемы. Она движется и начинается. Это не просто

совокупность знаний, а единый, все время возобновляющий цикл

деятельности.

Перемещение познающей мысли возможно обозначить так. Знание

теории дает исследователю возможность целенаправленно

замечать реальность, а знание уже сформулированных

правил разрешает ему более глубоко раскрыть закономерности.

Но это будет происходить не на томже витке спирали познания, а на

следующем; новые закономерности рассматриваются в свете ранее

сформулированных правил, а не тех, каковые еще предстоит в

будущем выяснить, опираясь на новые закономерности. Взор в

этом случае будет направлен от ветхого принципа к новой

закономерности. В терминах пространственного видения процесса

возможно заявить, что на проявляющуюся новую закономерность мы

наблюдаем по перпендикуляру, через призму ранее введенного в науку

принципа.

Что разрешает науке опережать практику? В то время, когда речь заходит о

всей совокупности изучений, о деятельности в целом, возможно

сказать о прогностической функции науки, о научной

обоснованности рекомендаций, о влиянии науки на практику,

в обязательном порядке связанном с опережением практики наукой: сперва

изучить, позже функционировать. Наука, дабы делать собственную

прогностическую и преобразующие функции, должна быть в

состоянии заглядывать вперед, опережать практическую

деятельность людей.

Дабы опередить и преобразовать в нужном направлении

имеющийся практический опыт, наука обязана применять все

достаток людской культуры, публичной практики,

социального опыта в целом и отражение этого опыта в научном

знании. С этих самые широких позиций наука – также практика в

том смысле, что научная деятельность имеется часть социального опыта

человечества. Научное знание – не что иное, как

концентрированный, очищенный от преходящих подробностей,

определенный опыт познания. Помимо этого, нужен учет всего

научного содержания, накопленного в течение столетий самой наукой.

Тут имеют значение философские знания, потому, что

исследование связано с изучением действительности

опосредованной, и для взятого в его результате знания

характерна непосредственность его связи не с данными опыта, а с

определенными идеями и философскими знаниями.

Кроме этого пригодятся знания о методах построения самой теории

и о способах научного познания по большому счету, т. е. знания методические,

каковые помогает регулятивами, в той либо другой степени

осуществляющие контроль процесс познания.

Педагогика как наука, избранная в качестве отечественного примера, не

может обойтись без знаний социологических, психотерапевтических,

физиологических. Наконец, нужно знание содержания и

логики научных дисциплин, выступающее как один из источников

формирования определенных учебных предметов. При

применения всех этих знаний, преломляясь через призму науки,

находит собственный воплощение и отражение совокупность социально-

практической деятельности. Это относится кроме этого к любым вторым21

знаниям, использование которых может оказаться нужным на протяжении

изучения. Все это плюс творчество ученых — учителей

дает ту прибавку к педагогическому опыту, которая опережает данный

опыт — конкретный участок практической деятельности.

2. НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ТИПЫ НОВАЦИЙ

Главные характеристики научного знания. Оно имеет

системный упорядоченный темперамент, владеет логической

доказательностью, т. е. выводимостью одних знаний из вторых.

Научному знанию свойственна универсальность, т. е. общезначимость,

общеприменимость, согласованный (непротиворечивый) темперамент.

Научное знание имеет объектом познания как явления и предметы

настоящего мира, так и их мыслительные аналогии – понятия,

категории, законы, числа и т. п. Научное знание имеется итог

осознанного и целенаправленного процесса получения нового

знания. Помимо этого, оно характеризуется объективностью

открываемых истин, т. е. независимостью от познающего субъекта.

Научное знание требует несложного, строгого и однозначного

научного языка. Научное знание владеет громадным

информационным потенциалом. Оно имеет прогностический

темперамент.

Процесс научного познания. Наука строится из наблюдений,

опытов, догадок, теорий аргументации. Наука в

содержательном замысле — это совокупность эмпирических обобщений

и теорий, подтверждаемых экспериментом и наблюдением. Причем

аргументации и создания творческий процесс теорий играется в науке

не меньшую роль, чем эксперимент и наблюдение.

Структура научного познания:

• эмпирический факт;

• научный факт;

• наблюдение;

• настоящий опыт;

• модельный опыт;

• мысленный опыт;

• фиксация результатов эмпирического уровня изучения;

• эмпирическое обобщение;

• применение имеющегося теоретического знания;

• образ;

• формирование догадки;

• проверка гипотезына опыте;

• формирование новых понятий;

• введение терминов и знаков;

• определение значения новых терминов и знаков;

• выведение закона;

• создание теории;

• проверка теории на опыте;

• использование дополнительных догадок при

необходимости.

Эта структура научного познания представляет собой

научный способ. Способы научного познания. Способ – это путь

изучения, познания, теория, учения. Способ представляет собой

комплект действий, призванных помогать получения нужного

результата. Способ имеется форма теоретического и практического

освоения действительности, исходящего из закономерностей

изучаемого объекта. Это совокупность регулятивных правил

преобразующей, практической либо познавательной, теоретической

деятельности. Способ координирует деятельность людей, уравнивает

их способности. Способ в науке – это совокупность положений,

правил, законов и категорий. На данный момент любая наука

имеет особенный предмет изучения и владеет определенным

способом, что делает ее универсальной. Современная наука23

содержит в себе определенную методику на каждом уровне

изучений.

Методика – это учение о принципах и методах познания.

Потому, что способ связан с научным знанием, методика делится на

две части:

a) учение о правилах познания;

б) учение о приёмах и способах изучения, опирающихся на

эти правила.

Смогут быть способы эмпирического изучения и способы

исследования, и способы, применяемые как

эмпирическом, так и на теоретическом уровне изучения. Совместно

с тем имеется общие способы, из которых вытекают общенаучные и

конкретные научные способы. Научный способ делится на способы,

каковые употребляются на каждом уровне изучений.

2.1. Эмпирическиеметоды изучения

К эмпирическим способам относятся: наблюдение, описание,

измерение, опыт, сравнение.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений

объективной действительности.

Описание – средство передачи информации об объектах при

помощи естественного и неестественных языков.

Измерение – сравнение по подобным особенностям, параметрам

исследуемых объектов.

Опыт – наблюдение в искусственно созданных обстановках,

контролируемое и разрешающее представить при повторении

подобный процесс.

Сравнение – одновременное соотносительное изучение и

оценка неспециализированных для двух либо более объектов особенностей либо показателей.

2.2. Теоретические способы изучения

Способы теоретического познания: формализация,

аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный способ.

Формализация является построением абстрактно-

математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых

процессов действительности.

Аксиоматизация – построение теорий на базе теорем –

утверждений, не требующих доказательств.

Гипотетико-дедуктивный способ – создание совокупности дедуктивно

связанных между собой догадок, из которых выводится утверждения

об эмпирических фактах.

Дедукция – это мышление, протекающее от общих положений к

частным выводам.

2.3. Всеобщиеметоды научных изучений

В зависимости от применения способа, не только в науке, но и в

людской деятельности, или в конкретной отрасли науки, либо

сходу во всех областях, существуют способы: своеобразные,

общие, общенаучные и конкретно-научные. Неспециализированными способами

познания являются дедукция и индукция, синтез и анализ, обобщения

и абстрагирование, моделирование и аналогия, исторический и

логический, классификация.

Индукция является способом рассуждения от частных

фактов к неспециализированным выводам.

Дедукция – метод рассуждения, при котором новое положение

выводится чисто логическим методом от общих положений к частным

выводам. 25

Анализ – это способ научного изучения методом рассмотрения

отдельных сторон, особенностей, составных частей.

Синтез – способ изучения какого-либо явления в его

единстве, и обоюдной связи частей; обобщение, сведенное в единое

целое данных, взятых при помощи анализа.

Обобщение – это выражение главных результатов в общем

положении, придание неспециализированного значения исследуемым объектам.

Абстрагирование – это теоретическое обобщение опыта,

мысленное отвлечение, обособление от тех либо иных сторон, особенностей

и явлений и связей предметов для выделения значительных

показателей.

Аналогия – способ, при котором из сравниваемых объектов

выделяют подобные черты.

Моделирование – это изготовленные модели для изучения

оригинала.

Классификация – это распределение по группам, разрядам,

классам.

Исторический способ – история изучаемого объекта наряду с этим

воспроизводится во всей собственной многогранности, с учетом всех

случайностей и мельчайших деталей.

Логический способ – это логически воспроизведенная история

изучаемого объекта, это настоящая история, но обобщенная,

высвобожденная от всего случайного, несущественного. Логический

способ имеется, в сущности, тот же исторический, но высвобожденный от

его исторической формы.

2.4. Статистическиеметоды

Посредством статистических способов возможно выяснить средние

значения, обрисовывающие целый комплект изучаемых предметов. направляться

различать методику естественнонаучного и гуманитарного

познания.

В методологии естествознания не учитывается

индивидуальность предмета, но в историческом познании

употребляются способы, разрешающие замечать становление

предмета и его личные изюминки.

Методика социального познания обязана не только обобщать

факты, но и принимать к сведенью личные факты

громадного значения.

Способы гуманитарного изучения должны быть

личными, т. е. исходить из изюминок каждого человека.

2.5. Системныйметод

В середине XX века шел деятельный поиск новых научных

способов, каковые имели бы неспециализированный суть. В методологии науки

сложилось утверждение о том, что развитие научного познания

исходит из сложности подходов к обоснованию и исследованию

новых способов научного познания. Основываясь на этом, направляться

выделить такие их особенности:

• изучение поведения объекта (егожизнедеятельности) – это

сложная форма научных изучений;

• системное изучение объектов – имеется самая сложная форма

научного познания;

• функциональное описание – определяется необходимостью

представления объекта как целой совокупности;

• морфологическое описание – выявляет отдельные составные

части объекта;

• параметрическое описание – дает данные о особенностях,

отмеченных чертах исследуемого объекта и есть несложной формой27

научного изучения и его отправной точкой.

Для изучения сложных объектов был создан системный

способ, что потом стал активно использоваться в биологии,

технике, кибернетике, экономике. Уникальность системного способа

проявляется в том, что он основан на совсем новых правилах

изучения объектов. Данный способ подходит для сложных, громадных

совокупностей. Само понятие совокупность свидетельствует целое, которое образовано

множеством взаимосвязанных элементов, где в качестве элементов

выступает сложные, иерархически организованные структуры,

связанные со средой.

2.6. Взаимодействиеметодов в ходе интеграции научного

знания

Изучение развития науки возможно осуществить, оптимизируя

в связи с трансформациями, каковые происходят в содержании, формах,

структуре научных способов, потому что научный способ есть

синтетической чёртом развития научного познания. С

самых ранних этапов развития науки ученые разрабатывают ее

способы, сперва в форме неявных правил научного познания, а после этого

в виде методики науки. направляться подчернуть, что понятие научного

способа в достаточной мере собирательно. Запрещено сказать о научном

способе как об органически целостном образовании, как о неком

едином методе познания в науке. В науке, как мы убедились,

существует очень много способов. Они смогут быть

дифференцированы по уровню общности, по предмету познания, по

методу познания и т. д. Помимо этого, принципиально разнятся между

собой научные способы, функционирующие в естественных науках и

в науках публичного профиля. Исходя из этого не приходится сказать о

научном способе как едином методе, общем для всей науки.

Вместе с тем в полной мере уместно сказать о научном способе как

средстве развития науки, методе построения наукой собственного предмета

и о настоящих формах познания этого предмета. Наряду с этим разумеется,

что научный способ находится в сложном диалектическом единстве с

предметом познания, с субъектом познавательного процесса, со

структурой научного познания, с наукой как познавательным

феноменом а также с людской культурой в целом.

Научный способ есть настоящим методом разрешения

познавательной задачи, поставленной перед собой наукой, и исходя из этого

он синтезирует в себе фактически все нюансы познавательного

процесса в науке. Научный способ отличается от множества вторых

способов осуществления познавательного отношения. Наука – это не

все познание, не считая нее существует широкая сфера познания

человеком самого себя, собственного места в мире и мира.

Не считая научного способа существуют другие, ненаучные и

вненаучные способы познания. Исходя из этого перед ранней наукой стояла

задача создания своеобразного научного способа познания, что

разрешил бы приобретать как раз научное знание. Кое-какие нюансы

содержания этого научного способа появились как отрицание не

устраивающих зарождающуюся науку форм и способов ненаучного и

преднаучного познания. Наровне с отрицанием каких-то приемов,

способов познания, установок, что отграничивало ее метод и науку от

вторых способов познания, в содержание научного способа сходу

вошли своеобразны научные приемы познания, такие как научный

опыт, математический метод описания изучаемых явлений,

ребование объективности, воспроизводимости и всеобщности

полученного знания и ряд других. Формирование содержания

научного способа происходило в контексте складывающегося

научного мировоззрения, которое создавало неспециализированный фон, неспециализированную

тональность этому способу. Это такие определенности как бытие мира29

самого по себе, его вечность и бесконечность, его единство, его

познаваемость, свойство человека к объективно-подлинному

познанию и т. д. И, наконец, к условиям формирования содержания

научного способа направляться отнести социокультурный контекст

развития и становления науки, что задавал самое пространство

вероятного развития научного познания.

Сфера духовной культуры и её особенности #127891; ОГЭ по обществознанию без репетитора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: