Назначение гаятри мантры

Слово ‘гаятри’ (жен.р. с ударением на последнем слоге) практически свидетельствует то, воспеванием чего достигается спасение (где ‘га’ — ‘прославлять’, ‘три’ — ‘выручать’). Второй вариант слова ‘гаятра’ (супруг. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как то, что защищает личные души (где ‘гая’ — ‘личные души — дживы’, ‘тра’ — ‘защищать’). Так, уже само значение слова показывает на высшую цель духовной практики — спасение либо освобождение, и на высшую силу мантры, талантливую покровительствовать тому, кто её практикует.

Главное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Всевышнему как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами Да озарит Он отечественный разум!, где слово ‘разум’ свидетельствует ‘буддхи’, именно и пребывает в том, дабы раскрыть в человеке данный верховный принцип. Принципиально важно кроме этого то, что практика Гаятри Мантры снабжает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Как раз исходя из этого древние риши сделали Гаятри Мантру необходимой частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению собственной подлинной природы, есть не достижение освобождения (потому что это труд не одной жизни), а устранение собственного невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого нужно реорганизация и очищение всех низших проводников сознания, с тем дабы стремящийся к истине мог иметь более узкие инструменты для работы на высоких духовных замыслах. Это и имеется свет буддхи, пробуждению которого содействует практика Гаятри Мантры. В случае если человек, настойчиво практикуя Гаятри-джапу, честно пытается к Свету, что может прийти лишь изнутри, в его ауре, как пишет один из самые глубоких исследователей Гаятри Мантры доктор наук И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особенное напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших замыслов.

Познание Всевышнего может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) либо интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) либо духовного восприятия и на уровне Действительности, конкретно — через слияние собственного Высшего Я (Атма) с сознанием Всевышнего. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и самая могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах самый глубоко создана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово ‘шастра’ свидетельствует ‘трактат’.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, уровня развития и места жительства. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и исходя из этого её, воистину, именуют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Любая из четырех Вед утверждает одну главную истину: Праджнанам Брахма (Сознание имеется Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я имеется Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты имеется То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Данный Атман имеется Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что в случае если её произносить систематично, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых ответственных обрядов индуизма — упанаяне. Упанаяна — это обряд посвящения мальчиков, в то время, когда их приводили на период ученичества в дом преподавателя (гуру). Одним из элементов этого обряда есть посвящение в Гаятри Мантру. Затем посвящённый делается дваждырождённым. Получение от гуру без сомнений Мантры, как один из самые важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, другими словами его второе — духовное рождение.

Совершенно верно кроме этого как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Всевышнего Эко ‘хам Баху Сьям — ‘Я Един. Да стану Многим!’, процесс соединения с Всевышним начинается словами Бхарго Дэвасья Дхимахи — ‘Мы медитируем на Чудотворный свет!’

Риши и размер мантр

В большинстве случаев чтение ответственных ведических мантр предваряется произнесением запасных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры есть Вишвамитра. Кое-какие отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Но, как думает доктор наук Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. ‘Вишвамитра’ — это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он есть Риши данной мантры.

Главная часть Гаятри Мантры написана размером, что имеет одноимённое ей наименование — гаятри. Она складывается из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Данный размер считается древним и священным.

О цели либо назначении мантры уже было сообщено выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сообщено, что им есть Савитар.

SAI BABA:: GAYATHRI MANTRA; ГАЯТРИ МАНТРА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: