Неделя русского языка и литературы.

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, обнаружение одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками различных возрастов.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Большое количество языков на свете различных-
Выучить их все не имел возможность я,
Все они по-своему красивы,
В каждом имеется изюминка собственная.

Говорят в Париже по-французски,
По-германски говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной только он один.

Мелодичный, эластичный и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не напрасно великим и могучим
Отечественный язык Тургенев именовал.

Развиваясь скоро, динамично,
Впитывая различные слова.
Новое принимал превосходно,
Но и мудрость предков в нём жива.

Да и лишь отечественной, русской речью
Возможно Русь привольную прославить!
Будет жить язык отечественный русский всегда
И не сможет, верю, погибнуть!

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо)

Королева Пунктуация:

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не собственная! Неприятности в семье? Ожидаешь к себе домой кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?
Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

(Грустные вести А. Шибаев )

Пришло письмишко мне,
Смотрю –
Из лагеря, от Мишки…
Тут чудный лук, и я лижу, —
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Предположительно, шутит плут…
Просматриваю дальше:
Тут – лиса, прекрасный долгий прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
В то время, когда отряд идет в поход, я запиваю песни…
Пару дней назад в лису отыскал я грусть и весьма был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Опасаюсь,

Королева Пунктуация:
Твой приятель без шуток болен.
Возвратится – нужно подлечить:
Вынуди — ка правила учить…

Королева Орфография:

Да-да , отправлюсь его лечить.
Вынужу правила учить!

Придворный (вбегая):

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И основное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева Пунктуация:

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами принимать во внимание.
(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)

Федя:

Какое-то тут всё необычное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева Пунктуация: (Поправляет корону)

— Как смеешь сказать ты так со мною, с королевою самою, да не с несложной королевой, а с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как кликать тебя, наглый?

Федя: Ну, Федя.

Королева Пунктуация:

Так вот, Нуфедя, если ты таковой наглый, то, может, и умом отличаешься? на данный момент судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Верно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — погибнешь.

Федя:

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение на карточках держат слуги.)

Королева Пунктуация:

Задание. Поставь запятую на необходимое место.
Федя: (запятую ставит по окончании слова ) Эка невидаль! Какая отличие! Воткнём вот ко мне…
Королева Орфография: Прочти, что у тебя оказалось.
Федя:

Королева Пунктуация:

Слуги, казнить его. Он решил собственную судьбу.
(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя:

Ой, подождите, поразмыслить-то дайте. Учителя в школе да и то разрешают поразмыслить. А в игре «Что? Где? В то время, когда?» так и говорят: «60 секунд на размышление». А тут жизнь решается.

Королева Пунктуация: Хорошо, думай. Но наблюдай, совершишь ошибку, к себе не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Додумался: Казнить запрещено, помиловать! Сейчас ты, слово « казнить», от слова «запрещено» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева Пунктуация: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не нужно. Мне к себе, в случае если возможно.

Королева Пунктуация: Так нужно либо не нужно, и что не нужно? В отечественном королевстве точность обожают. Куда запятые поставишь в предложении:
Не нужно мне к себе в случае если возможно
(предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не нужно, мне к себе, в случае если возможно.

Королева Пунктуация: Ну, сейчас светло. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и не забывай, правила русского нужно знать, нужно стремиться расширять собственный словарный запас, пренебрегать кроме того маленькой запятой, кроме того ударением в слове запрещено. В противном случае такое может произойти…да вон на большом растоянии ходить не нужно…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)

Сценка об омофонах Несуразные вещи».
— Здравствуй!
— Привет!
Что это ты несешь?
— Несу различные вещи.
— Несуразные? Из-за чего они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Различные вещи я несу. Раз-ны-е. Осознал? Вот несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да так как сам говоришь: Не сумел. Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать нужно. Несу мел Мишке. Ему же нужно будет.
— Ну, в случае если ему супруга добудет, так для чего же ты несешь?
— Какая супруга? Это у Мишки-то супруга?! А ты шутник. Я сообщил: Ему же нужно будет. Пригодится, значит.
— Вот оно что…
— И вдобавок новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он в далеком прошлом ищет.
— Тамарка?
— Ага.
— И ничего, красивая?
— Прекрасная! Зеленая такая.
— Другими словами как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну ты же сам сообщил: Нашлась Тамарка…
— Та! Марка! Марка, осознаёшь? Та самая, которую Мишка в далеком прошлом ищет. Осознал? Зеленая такая… В том месте арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и сказал.
— Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! В том месте арка нарисована! Арка! Неужто ты кроме того этого не можешь осознать? Прощай, некогда мне.
— До тех пор пока. Наблюдай, не растеряй собственные несуразные вещи.
— А ну тебя…
— Да! Находись, находись!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

Королева Орфография:

Вот так как как время от времени случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А осознать друг друга не смогут.

Придворный:

Язык-то один, ваше величество, да люди различные…по-различному к изучению грамматики относятся.. Имеется у меня один привычный Петька Лежебокин…знали бы вы его взоры на изучение грамматики.

Королева Орфография:

А разве смогут быть какие-то иные взоры на изучение родного языка, не считая тех, что его нужно изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный:

Выясняется, имеется. Вот послушайте:

Говорят 2 чтеца (слуги)

1-ый
Задали вопрос Лежебокина:
— А ну-ка, поведай,
За что так ненавидишь ты,
Не обожаешь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Только ты один не смог.
Ответил он рассерженно:

2-ой
— В том не моя вина.
Пускай им, вначале, ученые
Поменяют имена.
Так как я падеж творительный
Специально не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не желаю.
Таковой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С приятелями не обожаю.
Предложный ненавижу я:
Чтобы не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Папа во всякой шалости
Неизменно меня винит.

1-ый
— Да, переделка, думается,
Важная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?

2-ой
— В далеком прошлом придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный:

Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева Орфография:

И все-таки я, парни, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас мало.

Придворный:

Само собой разумеется. само собой разумеется…Отечественные гости, ваше величество. Не только в изучении русского преуспели. Они с успехом изучают и немецкий язык

Королева Пунктуация:

А понимаете ли вы, парни, что 21февраля всю землю отмечает Сутки родного языка. А мы собрались тут с вами, дабы отыскать в памяти данный праздник и открыть в отечественной школе литературы русского и неделю языка. На правах Королевы Пунктуации разрешите неделю считать открытой.

Выходят чтецы.

1-й:

«Тот, кто судьбой живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Всегда верит в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й: Русский язык – это официальный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с отчизной для 30 миллионов отечественных соотечественников за границей.

3-й: Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Гоголя, Пастернака и Бродского.

4-й: Язык национальной гордости и преимущества!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века превосходный автор А.Н.Толстой, восхищаясь достатком русского, утверждал: «Русский язык будет мировым языком. Настанет время (и оно прейдет скоро), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Сейчас сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из легендарных мировых языков.

2-й: Узнаваемые мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Неприятный высоко ценили русский язык как язык великого, гениального народа. В собственном красивом стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев именует отечественный язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает аккуратно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым писателям и одна последняя просьба …

Берегите отечественный язык, отечественный красивый русский язык, данный клад, это достояние, переданное нам отечественными предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии выполнять чудеса!..».

4-й (просматривает стих А.Яшина «Русский язык»):

Я обожаю собственный родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава отечественная, могуч.

Он планет и язык луны,

Отечественных спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Говорите на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

1-й (просматривает стих Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем в первый раз я сообщила «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И любой вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях отечественных свищут,

На нем в первый раз довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою иногда.

Но, как родной.

Обожаю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Любой миг.

На нем живые, трепетные эмоции

Открылись мне.

И мир открылся в них.

Я осознала на русском слово «счастье»,

Громадное счастье жить в громадной стране,

С ним не опасаюсь я ненастья и горя,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык — я онемею.

Потеряв русский, — стану я глухой.

2-й (стих Дениса Коротаева)

Д о р о ж и т е

Родным, милым словом:

М н о г о л и к и м —

Громадным языком !

Нашей жизни ОН —

П е р в о о с н о в а —

Всем народам

Планеты — знаком !

Берегите ЕГО

От цветистых

Зарубежных

И чуждых нам слов,

Чтобы поток —

От наречий ручьистых —

Не затмил

Родника — Родников !

В нём черпайте

Живящую силу:

Русских говоров,

Песен, стихов… —

Всё, что дорого

С е р д ц у,

Чтобы слилось

В ЯЗЫКЕ, — Как Базе Баз !

3-й: ( стих В.Шефера)

Меркнет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Много слов, родных и метких,

Сникнув, голос утратив,

Взаперти, как птицы в клетках,

Спят в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный отдай,

Дабы обращение – людское чудо –

Не скудела Сейчас.

4-й

Если ты желаешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

В случае если нуждаешься в жёсткой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

В случае если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи, выучи русский язык!

5-й

В русской речи, в русской речи

Имеется чудесная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

6-й

В город Чистых Слов может попасть любой человек, что обожает собственный родной язык и делает правила.

7-й

Любите собственный родной язык!

Не засоряйте язык словами-сорняками!

8-й

Не засоряйте язык кличками!

Красиво и совершенно верно излагайте собственные мысли!

9-й

На свете большое количество государств громадных

И большое количество малых имеется,

И для народностей любых

Язык собственный – это честь.

10-й

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Само собой разумеется, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что я на русском говорю

Уж целых 10 лет.

11-й

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и жёсток,

И безжалостен и могуч

И грозен для неприятелей.

12-й

Суворов одобрял солдат

На русском.

Бессмертный Пушкин придумывал

На русском!

13-й

Чистый, прекрасный язык – это оружие в борьбе за знания. В случае если любой из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и совершенно верно излагать собственные мысли.

14-й

Как много хороших слов на светло синий планете:

Мир, Отчизна, любовь, преподаватель, школа, дети!

А нечистые слова нам Почву засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.

15-й

И пускай из чистых уст на светло синий планете

Красивые слова только произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтобы отечественный родной язык имел возможность возродиться опять!

16-й

Изгоним же, приятели, из отечественной с вами речи

Все злое просторечье и грубые слова.

А чистые слова алмазом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пускай радуга-дуга, как знак красоты,

Приносит в отечественную обращение побольше…

Чистоты!

17-й

Чистое слово,

Чистое дело,

Чистое сердце

Весело, смело

Провозглашаем мы на планете

Чтобы были радостны люди на свете.

литературы русского и Неделя языка 2К17 в МБОУ ЛИЦЕЕ №1 г. Комсомольск-на-Амуре


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: