Некоторые из методов, подходов и принципов, характерных именно для сгн:

Специфика методов и средств социально-гуманитарных наук.

В сфере социально-гуманитарного изучения (коль не так долго осталось ждать оно научное) смогут и должны употребляться все философские и принципы и общенаучные методы. Но они тут должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом изюминок социального его предмета и познания (общество, культура, личность).

Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в основном зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В этих науках различают простое (простое) наблюдение, в то время, когда события и факты регистрируются со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, в то время, когда исследователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, адаптируется к ней и разбирает события «изнутри».

В психологии в далеком прошлом используются такие своеобразные формы наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интроспекция (от лат. — наблюдаю вовнутрь) — осознанное систематическое наблюдение за действиями собственной психики с целью обнаружения ее изюминок. Эмпатия (от лат. — вчувствование, проникновение) — свойство представить себя на месте другого человека и осознать его эмоции, жажды, идеи и поступки, т. е. это проникновение в переживания вторых людей.

Разновидностью включенного наблюдения есть этнометодология, сущность которой пребывает в том, дабы наблюдения и результаты описания социальных событий и явлений дополнить идеей их понимания. Таковой подход сейчас все более широкое использование находит в этнографии, социальной антропологии, культурологии и социологии.

Все шире развиваются социальные опыты, каковые содействуют внедрению в судьбу новых форм оптимизации управления и социальной организации обществом. Объект социального опыта, в роли которого выступает определенная группа, есть одним из участников опыта, с заинтересованностями которого приходится принимать во внимание, а сам исследователь выясняется включенным в изучаемую им обстановку.

В психологии для обнаружения того, как формируется та либо другая психологическая деятельность, испытуемого ставят в разные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. Наряду с этим выясняется вероятным экспериментально организовать сложные психологические процессы и глубже изучить их структуру. Таковой подход взял в педагогической психологии наименование формирующего опыта. Это способ активного действия на испытуемого, содействующий его личностному росту и психическому развитию.

Не считая формирующего в психологии выделяют естественный, лабораторный, экспериментально-патологический и другие виды опытов.

Необычной формой социального опыта есть социальная инженерия, солидный вклад в разработку которой внес социолог и британский философ К. Поппер. Развитием социальной инженерии есть социальное проектирование, обширно распространенное в современной социологии.

Социальные опыты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм. Тут (как и в медицине) крайне важно требование — «не навреди!». Основная их особенность — в «способности являться орудием проникновения в тайники интимно человеческого».

В социально-гуманитарных науках активно используется сравнительный (компаративистский) способ, снова же с учетом специфики их предмета. Так, в психологии данный способ реализуется в двух вариантах:

а) Сопоставление разных групп по возрастам, деятельности и вторым параметрам — способ поперечных срезов. Поперечные срезы — это совокупность информации о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчество, детство, молодость и т. п.), взятых в изучениях соответствующих контингентов.

б) Многократное обследование одних и тех же лиц в течении долгого времени — лонгитюдный способ (от лат. long — долгий).

В социально-гуманитарных науках не считая философских и общенаучных используются своеобразные средства, операции и методы, целиком и полностью обусловленные изюминками предмета этих наук. Выше уже шла обращение о таких способах, как идиографический способ — описание личных изюминок единичных исторических событий и фактов; диалог («вопросо-ответный способ»); познание и рациональное (интенциональное) объяснение; ценностный подход («отнесение к сокровищам») (Риккерт, Вебер).

Кое-какие из способов, принципов и подходов, характерных как раз для СГН:

1. Анализ документов, что дает возможность приобрести сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже нереально. Анализ документов возможно качественным («проблемный поиск», тематические обобщения) и количественным (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете). К числу документов относятся письменные источники-тексты в любой форме; статистику; иконографические изображения (кино, фото и т. п.); фонетические документы (радио, телевидение, магнитофон и т. п.); информация в машиночитаемой форме (дискеты, компакт-диски и т. д.).

Качественный анализ направлен на полное, безграничное обнаружение содержания документов. Главный недочёт анализа этих документов — субъективизм — во многом преодолевает формализованный (количественный) способ изучения документов (контент-анализ).

2. Способы опроса — основаны на высказываниях людей с целью обнаружения их точек зрения по каким-либо проблемам. Все разнообразие указанных способов сводится к двум главным формам:

• анкетирование — опрос по особым анкетам, содержащим конкретные вопросы;

• интервью — целенаправленная, заблаговременно запланированная беседа с опрашиваемым (респондентом) «лицом к лицу».

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различают опросы массовые (где таким источником выступают представители разных социальных групп) и специальные (экспертные).

Разновидностью последних есть способ групповой дискуссии, что, снабжая глубокую проработку имеющейся информации, различных точек зрения по данной проблеме, тем самым содействует выработке адекватного в данной обстановке ее решения. Существует множество форм организации групповой дискуссии. самый известный из них — «мозговой штурм», способ активизации творческого мышления в группе.

3. Способ монографический (от греч. monos — один, единственный и grapho — пишу) — способ, пребывающий в том, что данную проблему либо группу неприятностей шепетильно и со многих сторон разбирают на одном социальном объекте («случае»), по окончании чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. Названный способ требует максимально полного описания данного случая как характерного, обычного. В британской традиции монографический способ именуют case

study («изучение случая»), что определяют как углубленное выборочное изучение какой-либо неприятности на одном раздельно забранном, но представительном объекте. Case study — форма качественного описательного изучения в социологии, объектом которого выступает отдельный индивид либо малая несколько.

4. Биографический способ — один из способов изучения субъективной стороны публичной судьбе индивида, основанный на так называемых личных документах, в которых не считая описания определенной социальной обстановке содержится кроме этого персональный взор пишущего. Разновидностями биографического способа являются автобиография и просопография, т. е. создание коллективных биографий определенного круга лиц (президентов, Нобелевских лауреатов, спортсменов, звезд шоу-бизнеса и т. п.).

5. Проективные способы (в психологии) — метод опосредованного изучения личностных изюминок человека по итогам его продуктивной деятельности. Эти способы разрешают «проявиться личности вовне» и делать выводы о тех либо иных ее «склонностях», о специфике ее психотерапевтического развития. Проективные способы активно используются и в социологии.

6. Тестирование (в педагогике и психологии) — стандартизированные задания, итог исполнения которых разрешает измерить кое-какие личностные характеристики (знания, умения, память, внимание и т.п.). Выделяют три главные группы тестов — тесты интеллекта (известный коэффициент IQ), тесты достижений (опытных, спортивных и др.) и тесты свойств — как общепсихологических (сенсорных, моторных и «др.), так и особых (математических, художественных, музыкальных и др.). При работе с тестами крайне важным есть этический нюанс: в руках недобросовестного либо некомпетентного исследователя тесты смогут принести моральный урон и серьёзный вред личности.

7. Способ социометрии — использование математических средств к изучению социальных явлений. Значительно чаще используется при изучении «межличностных отношений» и малых групп в них (к примеру, обнаружение «фаворитов» группы, взаимоотношений формальных и неформальных, конфликтных и неконфликтных и т. п.). Само собой разумеется, «подсчет процентов» кое-что дает, но не все. И все же способ социометрии разрешает распознать настоящую позицию человека в коллективе по разным показателям.

8. Игровые способы — используются при выработке управленческих ответов — имитационные (игры) и деловые игры открытого типа (особенно при анализе нестандартных обстановок).

9.Иконография (от греч. — изображение, описание и образ)— описание изображений и систематическое изучение каких-либо (значительно чаще — религиозных и мифологических) сюжетов либо лиц, истолкование их смысла, символики, атрибутов, характерных изюминок. В искусствознании иконография — систематизация и описание типологических схем и признаков, принятых при изображении каких-либо персоналий либо сюжетных сцен — в основном в средневековом мастерстве с его символикой.

Что необходимо знать Junior C# разработчику?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: