Некоторые основные предположения

Теория поведения потребителей начинается с трех главных догадок, касающихся предпочтения потребителями определенного комплекта потребительских услуг и товаров по отношению к второму. Эти догадки остаются в силе для большинства людей в большинстве обстановок.

Первое предположение содержится в том, что предпочтения уже сформировались. Это указывает, что потребители смогут сравнить и классифицировать все комплекты потребительских услуг и товаров. Иначе говоря из Двух комплектов А и В потребитель предпочтет А вместо В, либо В вместо А, либо будет одинаково удовлетворен обоими. Напомним, что эти предпочтения игнорируют цена. Потребитель может больше любить бифштекс чем гамбургер, но приобретёт все-таки гамбургер, по причине того, что он дешевле.

з*

Вторым серьёзным предположением есть то, что предпочтения транзитивны. Транзитивность свидетельствует, что в случае если потребитель предпочитает комплект А комплекту В, а комплект В комплекту С, то потребитель предпочтет кроме этого комплект А комплекту С. К примеру, в случае если автомобиль марки «Роллс-Ройс» предпочтительнее «Кадиллака», а «Кадиллак» предпочтительнее «Шевроле», то «Роллс-Ройс» кроме этого предпочтительнее «Шевроле». Данное предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений.

Третье предположение гласит, что все товары «хороши» (т. е. желательны), и, оставив в стороне цена, потребители постоянно предпочитают большее количество любого товара меньшему. Это предположение сделано в учебных целях — оно упрощает графический анализ. Само собой разумеется, кое-какие создаваемые товары, к примеру загрязняющие воздушное пространство, нежелательны, и потребители будут их при возможности избегать. Мы исключаем эти нежелательные элементы из контекста потребительского выбора, по причине того, что большинство потребителей не начнёт покупать такие товары.

Эти три догадки образуют базу отечественной модели теории потребления. Они не растолковывают потребительских предпочтений — они только обрисовывают их. Но, как мы заметим в будущем, вероятно занимательное, богатое разнообразие таких описаний.

КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ

Мы можем представить потребительские предпочтения графически, применяя кривые безразличия. Кривая безразличия является совокупностью потребительских комплектов, каковые снабжают однообразный уровень удовлетворения потребностей. Следовательно, потребитель равнодушен к выбору комплектов, представленных точками на кривой.

В случае если выполнены три предположения, о которых шла обращение выше, то потребитель может постоянно указать, что два комплекта равноценны, или дать предпочтение одному из них. Эта информация может после этого употребляться для классификации всех возможностей потребительского выбора. Дабы отразить это графически, предположим, что имеется лишь два товара — продукты питания F и одежда С, доступные для потребления. В этом случае комплекты дадут сочетания продуктов и одежды, каковые че-

•С

10 ZO 30 40

Продукты питания, единиц

Рис. 3.1. Сравнение личных предпочтений потребителей

ловек захочет купить. В табл. 3.1 приведен множество примеров комплектов потребительских товаров, содержащих разное количество одежды и продуктов питания.

На рис. 3.1 продемонстрированы те же комплекты, что и в табл. 3.1. На горизонтальной оси отложены единицы продуктов питания, закупаемых ежемесячно, а на вертикальной — единицы одежды. Комплект А с 20 единицами продуктов питания и 30 единицами одежды предпочитается комплекту E, поскольку комплект А содержит больше продуктов питания и больше одежды (припомните отечественное третье предположение, что большее количество лучше, чем меньшее). Подобным образом комплект D, содержащий еще больше продуктов и одежды, предпочтительнее комплекта А. Практически мы можем легко сравнить все комплекты на заштрихованных участках (таких, как D и E) с А, по причине того, что они содержат либо больше, либо меньше продуктов одёж и питания-Ды. Но сравнения комплекта А с комплектами В и С неосуществимы без более всех данных об их оценке потребителем, поскольку комплект В содержит больше одежды, но меньше продуктов питания, а С содержит больше продуктов питания, но меньше одежды, чем А.

Эту дополнительную данные дает рис. 3.2, на котором изображена кривая безразличия, помеченная как hi, которая проходит через точки А, В и С. Эта кривая показывает, что потребитель равнодушен к этим трем комплектам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и взяв 20 единиц одежды при перемещении от комплекта А к комплекту В. Совершенно верно так же потребитель одинаково ранжирует к А и С (т. е. может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания).

Напомним, что кривая безразличия на рис. 3.2 идет вниз слева направо. Чтобы выяснить, из-за чего это так, предположим вместо этого, что кривая безразличия идет вверх, в точке А по направлению к D. Это противоречит предположению, что, чем больше потребительских товаров, тем лучше. Так как комплект D содержит больше и продуктов питания, и одежды, чем комплект А, его должны предпочесть

W 20 JO 40

Продукты питания,единиц.

Рис. 3.2. Кривая безразличия 70

А и, следовательно, он не имеет возможности пребывать на той же кривой безразличия, что и А. Напомним, что любой комплект товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия Иi на рис. 3.2, предпочтительнее любого комплекта на И|.

Дабы обрисовать предпочтения человека по всем комплектам продуктов одежды и питания, мы можем изобразить семейство кривых безразличия, которое назовем картой безразличия. Любая кривая безразличия показывает комплект потребительских услуг и товаров, к каким человек относится одинаково. На рис. 3.3 даны три кривые безразличия, каковые образуют часть карты безразличия. Кривая безразличия Из соответствует наибольшему уровню удовлетворения, следуя за кривыми безразличия Иг и Hi.

Кривые безразличия не смогут пересечься. Чтобы выяснить, из-за чего, — предположим обратное и заметим, что это нарушает отечественные предположения о поведении потребителя. Для этого разглядим рис. 3.4, где приведены две кривые безразличия И\ и И2, каковые пересекаются в точке А. Так как А и В находятся на кривой безразличия И|, потребитель не должен отдавать предпочтение какому-либо из двух комплектов потребительских товаров. Точки А и С лежат на кривой безразличия И2, и исходя из этого потребитель кроме этого обязан одинаково относиться к обоим комплектам. В следствии потребитель должен быть равнодушен к комплектам В и С. Но это не может быть в действитель-

I

Продукты питания,единиц Рис. 3,3. Карта безразличия 71

1 I

Продукта питания, единиц

Рис. 3.4. Кривые безразличия не смогут пересечься. В случае если кривые безразличия пересеклись, одно из догадок теории потребления будет нарушено

ности, поскольку комплект В должен быть предпочтительнее С, потому, что он содержит больше как продуктов питания, так и одежды, чем С. Так, предположение, что кривые безразличия пересекаются, противоречит отечественному предположению, что большее количество товара лучше меньшего.

Существует нескончаемое число непересекающихся кривых безразличия — любая из любого вероятного уровня потребностей. В конечном итоге для каждой точки на графике (воображающей комплект потребительских товаров) найдется кривая безразличия, проходящая через нее. Для упрощения мы продемонстрировали лишь три кривые безразличия на рис. 3.3. Эти три кривые снабжают ранжирование комплектов потребительских товаров. Ранжирование расставляет комплекты по порядку: от самый до наименее предпочтительных, но не показывает, как один комплект предпочтительнее другого. К примеру, мы знаем, что потребление любого комплекта, для того чтобы, как комплект А на кривой Из, предпочтительней потребления любого комплекта на кривой И 2 (для того чтобы, как комплект В), но мы не знаем, на какую величину. По карте безразличия нереально выяснить,

как комплект А предпочтительнее комплекта В, а комплект В — комплекта С. Мы не можем, например, утверждать, что потребители на кривой И2 в 2 раза довольнее, чем на кривой Иь К счастью, дабы растолковать, как принимается большая часть ответов, достаточно знать ранжирование комплектов благ.

Теории Стивена Хокинга / М-теория описания Вселенной / Излучение Хокинга


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: