Нематериальные активы предприятия тур. индустрий и методы их оценки

Нематериальные активы – это затраты предприятия на не имеющие материально-вещественные формы активы, применяемые в течение долгих периодов и приносящие доход. К нематериальны активам относятся права, появляющиеся: 1) из иных договоров и авторских на произведение искусства, науки, литературы, программы ЭВМ, базы данных и т.д.; 2) из патентов , свидетельств на нужные модели, промышленные образцы, товарные символы либо лицензионные контракты на их применение. Выделяют 4 вида нематериальных активов:- объекты интеллектуальной собственности;- права пользования природными ресурсами;- отложенные затраты;- цена компании. Главными нематериальными активами в туризме являются лицензии на интернациональную туристическую деятельность в соответствии с действующему распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1222 «О лицензировании интернациональной туристской деятельности» (на данный момент подготовлено новое распоряжение в соответствии с законом «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Срок действия настоящих документов определяется в пределах 3-х лет, соответственно и амортизация данных нематериальных активов будет исходить из 3-летнего срока эксплуатации. Нематериальные активы по собственному жизненному циклу похожи на главный капитал: проходят службу в течение нескольких лет, приносят прибыль, неспешно изнашиваются, амортизируются. Сумма амортизации включается в себестоимость продукции. Вместе с тем они значительно различаются. Материально-вещественная форма у нематериальных активов довольно часто отсутствует: их начальную цена выяснить весьма тяжело, в большинстве случаев это делается по соглашению сторон; сложно подсчитать прибыль, приносимую данным нематериальным активом.

Оценка (определение цены) нематериальных активов зависит от метода их приобретения. Нематериальные активы смогут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал, куплены за плату у других организаций, взяты бесплатно либо созданы на самом предприятии. Исходя из этого оценка возможно произведена по договоренности сторон, исходя из затрат на приобретение, по рыночной цене, по цене изготовления. Начальная цена нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их финансовой оценки, согласованной соучредителями (участниками) организации, в случае если иное не предусмотрено законодательством РФ. Начальная цена нематериальных активов, купленных заплату, определяется каксумма всех фактических затрат на приобретение (за исключением налогов на добавленную цена и иных возмещаемых налогов) и приведение их в состояние, пригодное для применения в запланированныхцелях. Начальная цена нематериальных активов, взятых организацией согласно соглашению дарения (бесплатно), соответствует их рыночной стоимости на дату принятия к бухучёту.

Начальная цена нематериальных активов, созданных самой организацией, рассчитывается как сумма всех фактических затрат на их создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, зарплата , услуги сторонних организаций, патентные пошлины, которые связаны с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением налогов на добавленную цена и иных возмещаемых налогов. Начальная цена нематериальных активов, взятых по контрактам, предусматривающим выполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены товаров, переданных либо подлежащих передаче организацией. Цена этих товаров устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых событиях в большинстве случаев организация определяет цена подобных товаров.

Оценка нематериальных активов, цена которых при приобретении выяснена в зарубежной валюте производится в рублях методом пересчета зарубежной валюты по курсу Центробанка РФ, действующему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, своевременного управления. В оценке нематериальных активов возможно применять три главных подхода: прибыльный; затратный; сравнительный.

ПРИБЫЛЬНЫЙ ПОДХОД. В соответствии с прибыльным подходом цена объекта нематериальных активов принимается на уровне текущей цене тех преимуществ, каковые имеет предприятие от его применения. Как пример возможно привести способ освобождения от роялти, что употребляется для лицензий стоимости и оценки патентов. Роялти – это периодическое отчисление лицензеру (продавцу) за пользование интеллектуальной собственностью. В большинстве случаев роялти образовывает 5-20 % дополнительной прибыли, приобретаемой предприятием, приобретшим интеллектуальную собственность. В случае если объект интеллектуальной собственности есть базой нового продукта (разработки), роялти может составлять до 50 %. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Сравнительный подход употребляется при оценке рыночной цене нематериальных активов исходя из информации о сравнительно не так давно идеальных сделках с подобными нематериальными активами. Сравнительный подход может использоваться для тех видов нематериальных активов, сделки по которым довольно часто совершаются на рынке. Исходной информацией для расчета цены объекта помогают цены продажи подобных объектов. Способ базируется на принципе замещения, в соответствии с которому рациональный инвестор не заплатит за этот объект больше, чем цена дешёвого к приобретению подобного объекта, владеющего такой же полезностью, что и этот объект. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД. На базе затратного подхода определяют цена воспроизводства. При применении затратного подхода нематериальные активы оцениваются как сумма затрат на их создание, введение и приобретение в воздействие. Основной показатель затратного подхода — это поэлементная оценка, другими словами оцениваемые нематериальные активы расчленяются на составные части, делается оценка каждой части, а после этого цена всех нематериальных активов приобретают суммированием цен его частей.

Цена рабочий репутации предприятия либо гудвилла определяется способом излишней рентабельности, что возможно разглядывать как частный случай способа капитализации. Оценку гудвилла делают как составную процедуру оценки цены предприятия в целом. Исходят из того положения, что гудвилл – это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую рентабельность. Расчеты делают в таковой последовательности:

1. Разбирают информацию о итогах деятельности фирм отрасли, к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).

2. Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности умножают на личные средства предприятия.

3. Определяют избыточную прибыль; наряду с этим из фактической чистой прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой рентабельности.

4. Способом капитализации, другими словами делением излишней прибыли на коэффициент капитализации определяют цена гудвилла.

Имеется множество нематериальных активов, цена которых возможно оценена лишь на базе затратного подхода. Способом расчета сметных затрат определяется и учитывается цена таких нематериальных активов, как целевые организационные затраты, цена результатов НИОКР, цена промышленных образцов, цена лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т.д. Цена определяется как результат затрат по схеме затрат плюс прибыль.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: