Необходимость моделирования возникает в том случае, если

а) изучение самого предмета либо процесса нереально;

б) требует большого времени;

в) в случае если речь заходит о дорогостоящих объектах и т.д.

Главной причиной, по которой исследователи обращаются к данному способу, есть относительная легкость экспериментирования с моделью в отличие от оригинала, относительная легкость конструирования модели.

Примером моделирования смогут быть проектируемые модели новых типов образовательных заведений: гимназии, лицея, колледжа, микрорайонного социального центра и др.

В каждой из этих моделей синтезирован опыт прошлого, черты настоящего, заимствованные из известных образцов, и предположения об действенных новшествах.

Абстрагирование

Абстракция (лат. — отвлечение) — а) часть целого, фрагмент действительности, что-то одностороннее, фрагментарное (абстрактное);

б) процесс мысленного отвлечения от отношений и ряда свойств изучаемого явления с одновременным выделением особенностей, интересующих сейчас исследователя (абстрагирование).

Абстракциями смогут быть как раздельно забранные понятия, категории («белизна», «развитие», «мышление» и какое количество. п.), так и целые совокупности (самые развитыми из них являются математика, логика и философия).

Главный вопрос абстрагирования – выяснение того, какие конкретно из разглядываемых особенностей являются значительными, а какие конкретно второстепенными. Данный вопрос в каждом конкретном случае решается в зависимости от задач познания.

На протяжении собственного исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности к второму, более высокому. Решающий ход в сферу абстракции был сделан тогда, когда люди освоили счет и тем самым открыли путь, ведущий к математике и математическому естествознанию.

Абстракции различаются по уровням (порядкам). Абстракции от настоящих предметов именуются абстракциями первого порядка. Абстракциями от абстракций первого уровня именуются абстракциями второго порядка и т. д. Самым большим уровнем абстракции характеризуются философские категории.

Идеализация значительно чаще рассматривается как специфический вид абстрагирования.

Идеализация — это мысленное создание абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в конечном итоге, но таких, для которых имеются прообразы в реальности. Наряду с этим во внимание не принимается принципиальная невозможность их настоящего осуществления (к примеру, представление о Земле шарообразной формы, не обращая внимания на неравенство ее поверхности; представление об полностью тёмной точке как об объекте, что не имеет ни длины ни ширины).

В ходе идеализации происходит предельное отвлечение от всех настоящих особенностей предмета с одновременным введением в содержание понятий показателей, не реализуемых в конечном итоге. В следствии образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление.

В следствии идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой интересуемые стороны познаваемого объекта методом мысленного конструирования выступают в более быстро и полно выраженном виде, чем в самой действительности. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, являются такие понятия как «точка» — нереально отыскать в реальности объект, воображающий собой точку, т. е. что не имел бы измерений; «прямая линия», «полностью тёмное тело», «идеальный газ».

В педагогике также вероятно создание совершенных объектов, скажем, «совершенный ученик» (лишенный всяких недочётов), «совершенный преподаватель», «совершенная школа», идеально функционирующий канал информации «преподаватель — ученик», «совершенный цикл обучения» (предполагается, что сотрудничество обучающегося и обучающего происходит без всяких помех, что в таком цикле обучения происходит полное усвоение определенной единицы содержания образования) и т. д.

Так, идеализированный объект воображает в познании настоящие предметы, но не по всем, а только по некоторым жестко фиксированным показателям. Он представляет собой упрощенный и схематизированный образ настоящего предмета.

Использование способов абстрагирования, идеализации возможно очень плодотворно при изучении учебно-воспитательных процессов.

Частенько естественный опыт не редкость неосуществимым либо нежелательным по ряду причин:

— долгосрочный темперамент учебно-воспитательных процессов;

— трудность прямого вмешательства по психотерапевтическим и гуманистическим обстоятельствам;

— ограниченные техвозможности и т.п.

Формализация — отображение знания в знаково-символическом виде. Формализация основывается на различении естественных и неестественных языков. Естественные языки как средство общения характеризуются многозначностью, многогранностью, гибкостью, неточностью, образностью и др. Это открытая, непрерывно изменяющаяся совокупность, постоянно получающая новые значения и смыслы.

Сущность формализации – построение неестественных (формализованных) языков, предназначенных для более правильного, и строгого выражения знания, чем естественный язык, с целью исключить возможность неоднозначного понимания — что характерно для естественного языка (язык математики, логики, химии и др.).

Символические языки преследуют не только цель сокращения записи — это можно сделать посредством стенографии. Язык формул искусственного языка делается инструментом, либо средством познания. Он играется такую же роль в теоретическом познании, как микроскоп и телескоп в эмпирическом познании. Как раз использование особой символики разрешает устранить многозначность слов простого языка. В формализованных рассуждениях любой знак строго однозначен.

Как универсальное средство коммуникации и обмена мыслями, информацией, язык делает множество функций. Серьёзная задача методики — как возможно правильнее передать и преобразовать существующую данные и тем самым устранить кое-какие недостатки естественного языка. Для этого и создаются искусственные формализованные языки. Такие языки используются в первую очередь в научном познании, а в по окончаниидние годы они нашли широкое распространение в программировании и алгоритмизации разных процессов посредством компьютеров. Преимущество неестественных языков состоит в первую очередь в их точности, однозначности, а самое основное — в возможности представления простого рассуждения при помощи вычисления.

Значение формализации в научном познании пребывает в следующем:

а. Она позволяет разбирать, уточнять, определять и разъяснять (эксплицировать) понятия. Обыденные представления (высказываемые в разговорном языке), не смотря на то, что и кажутся более ясными и очевидными, выясняются неподходящими для научного познания в силу их неопределенности, неоднозначности и неточности.

б. Она получает особенную роль при анализе доказательств. Представление доказательства в виде последовательности формул, придает ему необходимую точность и строгость.

в. Она является основой для программирования и процессов алгоритмизации вычислительных устройств, а тем самым и компьютеризации не только научного, но и других форм знания.

При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со символами (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о отношениях и свойствах предметов.

Основное в ходе формализации пребывает в том, что над формулами неестественных языков возможно создавать операции, приобретать из них соотношения и новые формулы. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со символами и знаками.

Формализация может осуществляться с различной степенью полноты. Характеризуя формализацию как самый удобный и оптимальный метод правильной передачи информации в знаковой форме, вместе с тем направляться указать на то, что не существует общего способа, разрешающего любое рассуждение заменить вычислением. Любой самый богатый по своим возможностям искусственный язык не может отразить в себе противоречивую и глубокую сущность действительности и быть во всех отношениях адекватным заменителем естественного языка.

Моделирование — это мастерство


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: